30.07.2018
Новое поколение ребят уже не грезят космосом и прочей романтикой, главная их цель – стать богатыми

В последнее время все больше родителей бьют тревогу. Жалуются на то, что их дети ничего не хотят, ни к чему не стремятся, ни о чем высоком уже не мечтают. Защищать Родину, полететь в космос, спасать людей – все то, о чем когда-то мечтали мы и наши родители, сегодня стало для детей уже неактуальным. Складывается впечатление, что сегодняшние подростки стремятся лишь к материальному достатку. Хотят как можно меньше работать и побольше развлекаться.

Психолог Елена Хамаганова соглашается с тем, что цели современных ребят совсем не похожи на те, что были у нас в детстве, но уверена: мечтать дети не разучились. Просто их мечты непривычны для нас.  

Травмы поколений

– Елена Николаевна, раньше многие ребята мечтали стать известными артистами, певцами, космонавтами. Многие мечтали стать врачами, педагогами или защищать Родину. И даже готовы были рисковать жизнью ради спасения других людей. Сейчас такие мечты, скорее, редкость. Что это за тенденция, неужели сегодняшние дети разучились мечтать?  

– Я бы поспорила с этим утверждением. Может быть, вам просто не нравятся их мечты? Есть такая статья «Травмы поколений» Людмилы Петрановской, там есть интересный анализ, как отражается на характерах людей та или иная эпоха. В годы военные и послевоенные главной задачей было выжить любой ценой. Несмотря на боль или усталость, люди брали себя в руки и работали сутками. Создался образ мышления: нужно добиваться тяжким трудом своих целей, некогда сюсюкать или медлить.

Наши родители – дети, рожденные после войны, росли в то время, когда много говорили о том, что нужно быть сильными, отважными, честными. Главными героями их времени были Юрий Гагарин, известные полководцы и так далее. И они мечтали походить на них. Сегодняшние дети выросли совсем в другое время. Соответственно и мечтают они о  другом.

Разве виноваты современные дети в том, что они выросли не в те тяжкие времена, когда был голод, дефицит продуктов питания, игрушек, словом, в том, что мир вокруг стал другим? Да, они не такие, какими были мы в детстве, но в чем тут конфликт? Может быть, речь идет просто о столкновении образа мышления родителей и детей. Потому что парадигма, представление о мечте у родителей свое, а у детей иное.

– Сейчас многие ребята мечтают стать богатыми, быть бизнесменами.

– Разве это плохие мечты и цели? Быть может, ребенок насмотрелся на уставших родителей, которые трудятся сутками, но, даже несмотря на это, у них всегда мало денег. Про свободное время можно и вообще не говорить. Подростки не хотят жить по такому сценарию, а хотят жить в достатке, иметь возможность путешествовать, иметь свободное время, любимое хобби. Разве это плохо?

Возможно, логическая цепочка у таких детей намного больше, чем вы думаете. Я хочу стать богатым, для того чтобы помогать своим родителям, своим младшим сестрам или братьям. Чтобы суметь реализовать и их мечты тоже.

«Ничего не хочу»

– С мечтами разобрались. Но что делать с тем, что многие дети на все предложения и вопросы родителей неизменно отвечают: «Не хочу», «не знаю», «отстаньте», «мне все равно». Другая тенденция нашего времени – дети проводят время в праздности, ни к чему не стремятся и ничего не хотят.

– Отсутствие желаний у детей, когда ребенок не хочет ничего делать и даже общаться с родителями, это сигнал о том, что есть какие-то западения во взаимоотношениях с родителями. В семейной атмосфере есть какие-то слепые пятна.

Каждый случай индивидуален. К примеру, это может быть скрытый протест против давления со стороны родителей. Возможно, сказывается доминирующая позиция родителей, которые привыкли сами все решать за ребенка.

Либо, возможно, это сигнал о том, что у ребенка есть какие-то трудности в общении со сверстниками, и при этом он не готов довериться в этой проблеме родителям. Не верит в то, что родители могут ему помочь.

Кроме того, такое поведение может быть и признаком депрессии. И тогда нужно незамедлительно обращаться к специалистам. В любом случае нужно быть внимательным к поведению детей. Если поведение ребенка кардинально изменилось – это сигнал, что есть какие-то внутренние проблемы.

В моей практике были и такие примеры, когда в свободное время ребенок лежал на диване, глядел в потолок, как выяснилось, просто из-за того, что на нем была колоссальная нагрузка. Кроме учебы он посещал слишком много дополнительных занятий и секций и просто-напросто выматывался.

На самом деле детям, особенно подросткам, нужно побыть наедине с самим собой. Собрать свои мысли в кучу. Поразмышлять. Покрастинировать. То есть пассивность – не всегда показатель того, что с ребенком что-то не так.

– А что делать, если ребенок бойкотирует просьбы родителей?

– Если ребенок не слушается, бойкотирует родителей, значит, у них либо нулевой, либо отрицательный авторитет. И то и другое не есть хорошо. Потому что позиция «родитель – ребенок» – это две разные планки, касаемо послушания.

Взрослому нужно держать планку повыше и всегда быть на шаг впереди. В том числе в части интернет-окружения ребенка.

На шаг впереди

– Кстати, еще одна распространенная проблема – то, что дети проводят все свободное время за компьютером. Что значит быть на шаг впереди в интернет-окружении?

– Здесь нужно понять, что именно ребенок делает за компьютером. Он играет? А какие у него результаты? Быть может, он прошел уже 150-й уровень какой-то игры, и там он является капитаном команды. Или он там общается с друзьями через соцсети. В первом случае ваш ребенок, возможно, склонен к лидерству, и в этом плане у него есть определенный потенциал. Если речь идет о соцсетях, значит, ребенок реализует в Интернете свою потребность в общении со сверстниками. Не надо рубить с плеча, нужно посмотреть, что именно он реализует там.

– То есть быть в виртуальном мире вместо реального не так уж и плохо? А как же всеобщая паника по поводу игровой зависимости?

– Конечно, если речь идет о зависимости, это совсем другая история. Если все удовольствия жизни ребенок готов поменять на игру, он может не есть и не спать ради компьютера, то, несомненно, нужно срочно обращаться за помощью к специалистам.  

Но если речь идет о просто времяпровождении за компьютером, нужно понимать, что сам Интернет не так страшен. Важно ребенка научить с самого раннего возраста, что Интернет – это инструмент.

Что касается того, что ребенок, пусть и в виртуальном мире, удовлетворяет свои потребности, то почему бы и нет? Для многих современных детей этот путь намного проще и предпочтительнее. У нас с вами не было в детстве Интернета, поэтому мы удовлетворяли свои потребности, в том же общении, исключительно через «живые» встречи, беседы и так далее.

– Но есть и такая опасность, что дети прячутся в компьютере от реальности?  

– Зачастую это является результатом поведения родителей. Или даже их копирование. Когда едешь в автобусе, печально смотреть, как мамочка, вместо того чтобы разговаривать с малышом, дает ему планшет или телефон. Таковы современные реалии, которые мы наблюдаем каждый день. Иногда так и хочется сказать им: «Мамочка, ну что вы делаете. Поговорите с ребенком, посчитайте пальчики, покажите, какие места вы проезжаете, почитайте вместе вывески». Это и есть общение с ребенком, работа над тем, чтобы у ребенка проявлялся интерес к окружающему миру. Но, конечно, куда удобней и проще всучить телефон или планшет. И самому тоже уйти в Интернет, пользуясь тем, что ребенок «занят».

Почти сразу после погремушки мы даем ребенку телефон. И еще умиляемся потом, что он не умеет говорить, но зато уже сам может включить себе мультики на Ютубе. Но нужен ли этот навык малышу сейчас? Или ему нужно совсем другое? А потом родители удивляются, почему их ребенок живет в своем мире и мало интересуется всем происходящим вокруг. Или не доверяет родителям. Ребенок, который чувствовал свою ненужность, подрастает, привыкает обходиться без общения с родителями. Став подростками, они с искренним удивлением переспрашивают мам: «А о чем мне тебе рассказывать? Почему тебе это стало интересно? Ты все равно не поймешь».

Научить гибким навыкам

– Что можно посоветовать родителям, которые считают, что их ребенок несамостоятельный, безынициативный? Можно ли изменить его поведение?

– Родителям нужно проанализировать и понять, как я себя веду, что такого делаю, что провоцирую тем самым, что мой ребенок поступает именно так. Уверена, что лучше, чем вы сами, вашего ребенка никто не знает.

Например, если мама или папа все за тебя решает, принимает все решения, зачем мне проявлять инициативу или о чем-то задумываться? Это как один из вариантов.

Чтобы протянуть ниточку между родителями и ребенком, нужно просто начать общаться. К примеру, ваш ребенок увлекается корейской культурой, поп-музыкой. Не нужно делать вид, что вы тоже без ума от нее. Фальшь чувствуется всегда, нужно быть честными и искренними. Но проявить интерес можно. Спросить: «Что это за кей-поп? Что там интересного, расскажи», или «А какие там движения, ты можешь меня научить так двигаться, я смогу?». Таким путем у ребенка возникнет ощущение, что вам можно доверять. И в следующий раз к вам можно прислушаться, как к старшему товарищу.

– По большому счету все родители хотят одного: чтобы их ребенок, повзрослев, стал успешным и счастливым…

– Недовольство родителей часто связано с тем, что они перекладывают на детей свои мечты, свое понимание успешности и даже считают, что знают, как должен себя вести ребенок. Но это их понимание. Особенно это касается мамочек. Они уверены, что знают своего ребенка от и до, знают «как лучше для него». На самом деле, как только ваш ребенок родился, вы не можете знать на сто процентов, о чем он думает, что чувствует. Это уже отдельная личность.

Я вижу как одну из главных задач в воспитании детей – их социализацию. Нужно научить их налаживать контакты, быть креативными, проявлять творческую составляющую. Есть такое модное понятие soft skills – «гибкие навыки». В первую очередь к ним относится умение договариваться. Эти навыки можно тренировать и развивать. И чем больше гибких навыков вы дадите ребенку, тем лучше. Не нужно забывать, в том числе, и о домашних обязанностях и трудотерапии. Сейчас нет особого разделения на женские и мужские обязанности. Ваша дочь или сын должны уметь готовить, стирать, убираться, мыть посуду, гладить одежду и прочее. Ребенок, который умеет сам себя обслуживать, будет готов к взрослой, самостоятельной жизни.

Я предлагаю родителям задуматься. Какие результаты вы хотите получить? Какие качества должны быть сформированы у вашего ребенка? А потом подумайте, как вы должны поступать, чтобы развить такие навыки.

Василиса Шишкина, «Номер один»
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru
^