01.08.2018
От кадровой «подпитки» до собственного здания: Государственный цирк Бурятии в связи со вступлением в Творческий союз цирковых деятелей России обсудил за круглым столом «боли», планы и этапы развития

Подписались на дружбу

27 июля в Национальной библиотеке бурятский цирк провел круглый стол на тему «Цирковое искусство Бурятии в эпоху глобализации культуры и его интеграция в мировое цирковое сообщество». Обсудить судьбу цирка в Улан-Удэ приехали специалисты из Москвы, Луганска, Челябинска и Пекина.

Начался круглый стол с подписания соглашения между Бурятским цирком и Творческим союзом цирковых деятелей России. Для творческого коллектива это определенно важный этап в развитии, так как войти в Союз во многом значит получить поддержку из центра: начиная от льготных мест в вузах страны для будущих бурятских цирковых артистов до помощи в организации фестивалей и обменных гастролей.

– Союз цирковых деятелей России достаточно внимательно и интенсивно приглядывается к цирку Бурятии, мы уже не первый день дружим, без всяких договоров и соглашений давно ведется работа. Но теперь подписание соглашения выводит наши отношения на более высокий уровень и дает возможность более тесного контакта для создания совместных проектов, – отметил советник председателя правления Союза цирковых деятелей России Григорий Островский.

Сегодня цирк Бурятии активно гастролирует, презентует новые программы и внедряет такие проекты, как «Ночь в цирке», интегрирует в программу народный эпос.

– То, что мы увидели элементы вашего эпоса – тематическую программу, выстроенную на основе вашей истории, аутентичную, – это замечательно. Бурятский цирк встал на правильный путь, – комментирует Леонид Ситов, заместитель председателя правления Союза цирковых деятелей РФ.

Направленность на синтез видов искусств и ориентацию на национальные традиции, этнические мотивы отметила и художественный руководитель цирка Туяна Догданова.

Одна из названных проблем бурятского цирка, ключевая, по мнению специалистов Союза, – «подпитка» кадров, регулярное их обновление, так как век циркового артиста, в связи с травмами и физическими нагрузками, недолог.

– Необходимо, чтобы была отлажена единая система, которая готовит кадры, воспроизводит, и тогда мы можем говорить о «цирковой демографии». Очень важно, чтобы в цирке было постоянное поступление, оживление творческими кадрами, потому что, если в какой-то момент этот процесс прекращается, то не сразу, а через несколько лет получается яма, – продолжил Леонид Ситов.

Он же открыл секрет, что ему показали площадку под будущее стационарное здание цирка, а также рассматриваемые в настоящий момент площадки, среди которых даже завод, где артисты могли бы базироваться, проводить репетиции и показывать представления, пока готовится и идет стройка.

«Биржа для артистов»

Леонид Ситов отметил, что у бурятского цирка большой потенциал в плане гастролей в азиатские страны, потому что «культура очень самобытная, аутентичная и будет интересна не только здесь в России, но и у ближайших соседей».

Специалисты дали оценку сегодняшней работе цирка, предложили свои решения некоторых проблем и определили векторы его дальнейшего развития. Большое внимание было уделено возможному проведению фестиваля на берегу Байкала.

– Фестивали – это стимулы для цирковых артистов. В ходе их проведения проходят мастер-классы, научно-практические конференции, идет просто обычное общение между артистами, которое имеет большое значение для национальных цирков. В процессе проведения фестивалей можно проследить современные тенденции в цирковом искусстве, что тоже немаловажно. К тому же фестивали – это своего рода биржа для артистов, где они могут показать себя и свое искусство. В них обычно принимает участие цирковая элита: продюсеры, директора, которые могут увидеть какие-то номера и пригласить на гастроли. На мой взгляд, у Бурятии есть смысл в проведении международного циркового фестиваля на Байкале, – рассказал Дмитрий Касьян, директор Луганского государственного цирка.

К тому же он пригласил бурятский цирк выступить уже в этом году на фестивале в Луганске, в котором будут участвовать цирки Латвии, Литвы, Эстонии, Швейцарии, Дании и Китая.

Участники круглого стола обсуждали возможные гастроли в Китае и рост интереса азиатских регионов к бурятскому цирку, а также развитие бурятской цирковой школы и детских самодеятельных цирковых коллективов, из которых потом вырастают будущие артисты, социальных гарантий и мотивации для артистического состава.

Как отметили прибывшие в Улан-Удэ специалисты, еще многое необходимо сделать и руководству республики, и бурятскому цирку, и образовательным цирковым организациям в развитии циркового искусства в регионе, но пути движения уже определены.

Варвара Стрельцова, «Номер один»
^