01.08.2018
Республика отметила День работника торговли

Высокий уровень конкуренции – отличительная черта сферы торговли и общественного питания Республики Бурятия.  Когда начались реформы, развитие производства в республике попало в сложную ситуацию. Предприниматели пошли в торговлю, общепит, услуги. Торговые центры росли как грибы после дождя.

Такого, как сегодня, в республиканской торговле не было даже в наиболее  уютные моменты советского развитого социализма. Не знаешь, куда инвестировать, построй торговый центр – популярный в республике принцип.

Опорная отрасль

Как результат, по сведениям Бурятстата, который оценивал работающее население, больше всего работников сосредоточилось в отрасли торговли (оптовая и розничная), а также в ремонте автотранспортных средств и мотоциклов. Этим заняты 19,2 процента (!) всех работающих жителей республики, самый крупный сегмент. Одним словом, торговля играет огромную роль в региональной занятости. А в ВРП Бурятии торговля составляет 12,5 процента.

На прошлой неделе те, кто трудится в этой сфере, отметили свой профессиональный праздник – День работника торговли.

– Празднуется с 1966 года. Работники торговли – это действительно труженики. Мы разные периоды в нашей истории проходили. Был период, когда именно работники торговли во многом помогли нашей экономике справиться с кризисными явлениями, – напомнил Игорь Зураев, зампред правительства Бурятии по экономическому развитию на заседании в честь Дня работника торговли.

От лица министерства промышленности и торговли Бурятии с поздравлением выступил министр Алексей Мишенин.

– Торговля в нашей экономике – очень важная составляющая, – сказал он и добавил, что качество торгового обслуживания в последнее время заметно улучшилось. При этом, по словам министра, если в прежние века торговлей занимались мужчины, то сейчас торговля стала более женской профессией. Он пожелал всем хорошего, праздничного настроения.

Превысили норматив

Торговую деятельность на розничном рынке ведут 6293 объекта, в том числе 5000 стационарных. В республике 93 торговых центра, три розничных рынка, 35 торговых комплексов и так далее.

– Идет изменение в сторону современных форматов торговли. Сокращается  количество магазинов с традиционной формой обслуживания и расширяется сеть предприятий, которые осуществляют реализацию товаров по методу самообслуживания, в том числе с организацией собственного хлебопекарного, кондитерского производства, – описывает тенденции Алексей Оловянников, заместитель министра промышленности и торговли.

В Бурятии работают розничные предприятия, как своих брендов, так и представители других регионов (к примеру, Иркутской области). Торгуют обувью, электроникой, продуктами питания, одеждой, всем, что нужно человеку.

В такой обстановке обеспеченность стационарными торговыми площадями на тысячу жителей достигла 656 квадратных метров, что выше норматива. В дополнение к этому есть нестационарные точки.

К слову, в сфере общепита Бурятия достигла 63 посадочных мест на тысячу человек. Среднероссийский показатель равен 35 местам. Здесь тоже высокий уровень конкуренции за клиента. В выигрыше от этого остаются потребители.

Супермаркетов все больше

Бурятский розничный бизнес тоже идет в другие регионы. Как прозвучало на заседании, среди сетей продовольственной группы, которые представлены в республике, преобладают местные.

В целом торговые сети хорошо развиты. «Титан» – 50 магазинов, «Абсолют» – 76 (34 в Улан-Удэ, в районах – 12), «Барис» – 79 магазинов (45 продовольственных, 34 – бытовая химия), «Николаевский» – 36, «Бурятхлебпром» – 65.

В прошлом году в Бурятии открылись 90 торговых объектов, в том числе ТЦ Forum, восемь магазинов «Титан», четыре – «Абсолют», пять магазинов «Барис», четыре «Николаевских».

Для небогатых покупателей в республике работают 50 социальных магазинов (из них семь в Улан-Удэ).

– Федеральные сети представлены, в основном, объектами по реализации товаров непродовольственной группы и операторами сотовой связи, – отмечают в минпромторге.

Розница – это непосредственный контакт с конечным потребителем. Поэтому республика, совместно с местными властями, прилагает максимум усилий, чтобы шире заполнить ее местными товарами. Открываются магазины «шаговой доступности», наводится порядок с нестационарной торговлей, регулярно проводятся ярмарки.

За границами Бурятии

Когда бурятские сети приходят в другие регионы, с ними приходят кое-какие бурятские товары.

– Торговые сети вносят большой вклад в продвижение местной продукции за пределы республики. На сегодняшний день «Ажур-текс», «Наран», «Эльф», «Абсолют», «Николаевский», «Надежда» развивают свой бизнес в Иркутской области и Забайкальском крае, – порадовал собравшихся Алексей Оловянников.

По его словам, торговая сеть «Абсолют» на 1 июня увеличила свою торговую сеть в Иркутской области до 25 единиц. В Улан-Баторе (Монголия) открыто четыре супермаркета ТГ «Абсолют». Сеть магазинов «Николаевский» развивают два формата в Забайкальском крае – супермаркеты и дискаунтеры. Там работает 26 торговых точек и три магазина работают в Иркутске. Этому, безусловно, помогает опыт работы, полученный в родной республике.

На совещании отметили не только положительные моменты, но и проблемы – нехватку кадров, их текучку, невысокие зарплаты, потребительский экстремизм, вопрос кадастровой оценки земли, налогов.

Наиболее отличившимся работникам торговли Алексей Мишенин вручил почетные грамоты и благодарственные письма.

Станислав Сергеев, «Номер один»
^