15.08.2018
Новый спектакль театра кукол «Ульгэр» расскажет о столкновении с невежеством и хамством

Как связаны события в послевоенной Европе и сказка, написанная польской актрисой Люциной Легут, при чем здесь музыкальный магазин в центре Улан-Удэ и как бороться со злом? Об этом рассказали режиссер спектакля «Музыкальный магазин» Влад Костин и художник-постановщик Светлана Рыбина. 

В сказке Люцины Легут «Музыкальный магазин», написанной в середине 1960-х годов, два интеллигентных Сверчка торговали музыкальными инструментами в своем магазинчике.   Однажды к ним за инструментами пришла Муха. Она была убеждена, что ее детям не нужно учиться, чтобы играть на музыкальных инструментах. Муха была уверена: главное, чтобы инструмент был подходящим. А найти такой волшебный инструмент все никак не получалось. После долгих споров Сверчки не вынесли невежества и покинули город. 

«Музыкальный магазинчик» переведен и экранизирован во многих странах мира. В нашей стране есть несколько мультфильмов по этой сказке. 

Спектакль готовится к юбилею народной артистки Бурятии Аллы Натансон, известной своими работами не только в «Ульгэр», но и в Молодежном театре. В театре отмечают, что спектакль был реализован в рамках проекта «Культура малой родины».

За видимой простотой сюжета скрывается актуальная во все времена проблематика, считает режиссер-постановщик Влад Костин. Хамство как стиль жизни – как ощущение своей правоты, невежество – как уверенность в своих силах. 

И в то же время история, написанная в прошлом веке, с тонким авторским юмором, пропитана тоской по уходящей эпохе истинных мастеров своего дела. Именно этот аспект сюжета заинтересовал постановщиков и позволил размышлять о проблеме подмены в современной действительности непреходящих категорий ложными, сиюминутными: таланта – популярностью, успеха – рекламой, профессионализма – дилетантизмом. Но, кроме того, еще важен, по мнению авторов, и сам исторический фон, на котором была создана сказка и ставится данный спектакль.

Сейчас в «Ульгэре» вовсю идут репетиции, но автор спектакля – режиссер Влад Костин, а также художник-постановщик Светлана Рыбина – нашли время, чтобы рассказать о грядущей премьере.

Как зазвучит «Музыкальный магазин»

Спектакль готовится к юбилею народной артистки Бурятии Аллы Натансон.  Влад Костин рассказал, что объединяет его и артистку театра.

– Дело в том, что с музыкой связана вся моя жизнь, – рассказывает режиссер Влад Костин. – Я вырос в семье музыкантов, и так получилось, что нашим с Аллой Анатольевной учителем теории музыки была моя мама Валентина Ивановна Костина. А много лет спустя, когда я пришел работать в «Ульгэр» в качестве артиста, моим наставником и партнером по сцене снова оказалась Алла. Я очень радуюсь таким совпадениям в жизни, ведь мы не стараясь понимаем друг друга, потому что у нас есть общий камертон.
 
Кроме того, для Костина постановка в родном Улан-Удэ во многом связана с его детством. В начале 1980-х годов прошлого века на улице Ленина работал музыкальный магазин (ныне там магазин сотовой связи), который стал родным для будущего режиссера.

– Мой папа работал в этом магазине настройщиком фортепиано и часто брал меня с собой. Я помню запах лака и дерева, большое количество музыкальных пластинок и фортепиано, которые загораживали вход. Одной из пластинок была сказка Люцины Легут «Музыкальный магазин». Очень жаль, что наш город не сохранил этой достопримечательности. Но радует, что сегодня в центре города можно услышать маленький духовой оркестр музыкантов-пенсионеров и гитару в руках молодых музыкантов, – говорит Влад.

Авторы отмечают, что специально для «…магазина» будут записаны живые инструменты. И выражают благодарность музыкантам, которые приняли участие в спектакле: тромбонист Николай Хурдей, ученик заслуженного артиста РСФСР Анатолия Николаевича Тина Игорь Маслов, скрипачка Заяна Банзаракцаева и аккордеонистка Надежда Шашина. Композитор «Музыкального магазина» Сарантуя Жалцанова – певица, хормейстер, композитор, дирижер и саундпродюсер. Окончила Российскую академию музыки имени Гнесиных, класс народного артиста РФ Геннадия Дмитряка.

Внешний вид декораций спектакля, уверены создатели спектакля, должен отсылать зрителя к эстетике маленьких провинциальных городов Европы.  Но в спектакле это условный, кукольный город.

– Что касается образов персонажей: мне кажется, что современные дети больше склонны воспринимать анимационных героев. Развилось невероятно интересное течение анимационных фильмов Тима Бертона, Генри Селика, студии Red Nose. Персонаж в театре кукол должен быть выразителен. В нашей истории мы выбрали прием шарнирной куклы, отсылающей к традиции Stop Motion анимации, – говорит художник-постановщик Светлана Рыбина.

Танки и мухи

Влад Костин и Светлана Рыбина, анализируя творчество автора и годы появления этой сказки, предположили, что мотивами написания этой истории стали европейские события 1968 года, когда советские танки вошли в Прагу. В тот же год во Франции были известные студенческие волнения. И почти тогда же польская актриса Люцина Легут и написала свою сказку.

Это было время серьезных перемен в жизни европейских стран, а сегодня люди сталкиваются с серьезными изменениями в стране, считают создатели «…магазина». 

– Не все знают о том, что у мух как насекомых отсутствует слух. Они оперируют только вибрациями, поэтому они не склонны к пониманию звука как такового. А муха, как образ в нашей истории, отражает человеческое невежество и хамство. К сожалению, понятие интеллигентности во многом утрачено. Невежество и физические данные позволяют добиваться гораздо больших результатов, нежели образованность и вежливость, – рассказывает Влад Костин.

По мнению Светланы Рыбиной, выбор материала для постановки не может быть случаен. Сейчас интересное, но крайне непростое время, когда каждый человек становится участником социальных и политических событий. К сожалению, как считает Светлана, это напрямую касается области театра и культуры в целом. 

– События в Восточной Европе середины XX века и в нашей стране сегодня удивительным образом перекликаются. Чувство страха перед завтрашним днем делает нас внутренне несвободными. 

И, безусловно, наш главный зритель – это дети, с ними, конечно, не стоит напрямую говорить на столь сложные темы, но детская аудитория интересна тем, что считывает информацию по-своему. Это зритель, с которым надо говорить на особом языке, языке образов, – считает художник-постановщик Светлана Рыбина.

Возможно, кому-то отрицательные персонажи в спектакле покажутся недостаточно «симпатичными», но авторы решили таким образом визуализировать опасность, нависшую над миром героев сказки, ведь сила зла – в его анонимности.

– Как в любой истории для детей, у нас есть персонажи «положительные» и «отрицательные», и мы хотим, чтобы зритель почувствовал хрупкость мира «положительных» героев, ощутил, насколько просто можно разрушить уютный мирок одним действием, – продолжает Светлана Рыбина. 
 
В сказке, напомним, Сверчки были вынуждены покинуть свой город, в спектакле же авторы немного изменили историю, чтобы дать некую надежду на то, что с невежеством можно и нужно бороться.

– Бегство музыкантов из города нам кажется очень похожим на эмиграцию великого поляка Фредерика Шопена, который всю жизнь вынужден был жить вне любимой Варшавы. А причина тому – его желание видеть родину свободной республикой. Но в решении спектакля мы придумали свой финал, потому что музыка вечна, и самое главное – надо работать честно и, грубо говоря, не продаваться. А «мухи» – это всего-навсего «мухи», – уверен Влад Костин.

Руслан Михайлов, «Номер один». 
^