24.08.2018
За что аэропорт «Байкал» сдирает деньги с жителей и гостей столицы?

Парковка у аэропорта «Байкал» - больное место для жителей республики и ее гостей. Уже не в первый раз жадность руководства вызывает настоящий народный гнев. В этот раз возмущение связано со стоимостью этой самой платной парковки. Точнее, речь идет не столько о стоимости, сколько об отношении к клиентам и пассажирам, а также о желании заработать любой ценой.

«Жлобство!»

Недавно в соцсетях развернулась дискуссия относительно цен на платную парковку в улан-удэнском аэропорту. Выяснилось, что за час с небольшим здесь берут 300 рублей с одной машины. Стоять перед въездом на парковку – значит, получить штраф в размере полторы тысячи рублей. Плюс ко всему на две очереди – тех, кто выезжает справа, и тех, кто слева, – работает один парковщик, который, конечно, не успевает. А это, в свою очередь, приводит не только к задержкам, но и к порче авто.

«Жлобство! Очередь на выезд долго тянется после выдачи багажа... На ж/д вокзале «убедили» убрать это безобразие. А тут - никак», - пишут возмущенные жители.

При этом существует промежуток времени ожидания на парковке, за который деньги не взимаются. Бесплатно воспользоваться этой услугой можно на протяжении 11 минут. Конечно, учитывая, как затягивается по времени выдача багажа и задержки рейсов, уложиться в этот промежуток времени практически невозможно.

«Видны коммерческие злоупотребления, которые, видимо, хорошо запрятаны в инструкциях. По логике бесплатным должен быть нормальный интервал встречи и нормальный интервал проводов, с некоторым запасом, - это бы обеспечило права граждан. А 11 минут - это явная схема поборов, - пишут жители. - Один час был бы разумным сроком, отсекающим любителей припарковаться надолго. Но нам продают общественную территорию, сделав из нее средство для наживы отдельных лиц».

Также из сообщений, размещенных в соцсетях, следует, что обойти систему поборов практически невозможно. Если припарковаться перед парковкой, высока вероятность, что ее заберет на штрафстоянку эвакуатор. Что, конечно, не добавляет гостеприимности столице Бурятии.

Замкнутый круг

К слову, это далеко не все претензии к правилам аэропорта. Так, директор театра оперы и балета Аюна Цыбикдоржиева также в соцсетях поведала историю о том, во сколько обходится встреча артистов возле трапа самолета.

«Перед встречей чартерного рейса с оркестром Мариинского театра и маэстро заранее на сайте поинтересовались, сколько стоит услуга въезда автомобиля (мы попросили у Главы РБ спецавтотранспорт), написали наутро письмо с просьбой о разрешении въезда, и нам ответили: 70 тысяч рублей. Хотя днем ранее было в два раза меньше. Зам. директора не смог найти слов, просто сказал: так получилось, - пишет она, добавляя, что тогда аэропортом руководили совсем другие люди. - В итоге аэропорт нам выставил счет на 52 860 рублей за проезд авто к чартеру, всего лишь 12 метров».

Известный в Бурятии экономист Алдар Бадмаев, в свою очередь, объяснил такие странности особенностями ценообразования.

«Получается замкнутый круг. К нам не едут потому, что цены завышенные, а цены завышенные потому, что клиентов мало. К последним в первую очередь авиаперевозчики относятся», - пояснил экономист.

В обсуждении принял участие и коммерческий директор аэропорта «Байкал», который уверял, что ситуация с парковкой – это нормально, а недовольных отправлял писать жалобы.

«Платная парковка в аэропорту - повсеместная практика во всем мире и аэропортах России… Совсем недавно мы доказали УФАС, что мы ничего не нарушаем и все законно», - написал он.

За что платим?

К слову, решение УФАС действительно было. Прошедшей зимой в ведомство обратился некий гражданин с жалобой о необоснованности повышения стоимости парковки.

«Дело было возбуждено по признакам злоупотребления предприятием доминирующим положением путем необоснованного повышения платы за парковку на привокзальной площади аэропорта. В марте прошлого года стоимость разовой парковки с 12-й по 30-ю минуту, а также каждых последующих 30 минут была увеличена с 70 до 100 рублей. Изучив документы, представленные аэропортом в обоснование размера платы, УФАС установило, что расходы ООО «Аэропорт «Байкал», понесенные на содержание парковки, существенно не изменились», - сообщается на сайте ведомства.

Однако за день до вынесения решения аэропорт «Байкал» спешно принес в УФАС документы, указывающие на наличие дополнительных накладных расходов. В итоге повышение стоимости было признано законным. Хотя не очень понятно, почему эти документы не были предоставлены сразу же. Не потому ли, что понадобилось время, чтобы подбить цифры, позволяющие якобы законно наживаться на людях?

В Бурятском УФАС нам рассказали, какие именно расходы аэропорт заложил в стоимость парковки.

- В основном на оплату труда парковщикам, инженерам, которые проверяют работу шлагбаумов. А также на освещение, на электричество – кассы, автоматы, обогрев будок и так далее. Плюс еще косвенные расходы: бывают в целом по предприятию расходы, которые невозможно отнести к какому-то виду деятельности, - рассказала нам Елена Дуринова, ведущий специалист-эксперт организационно-аналитического отдела Бурятского ФАС России.

Суровая альтернатива

Сейчас, как мы уже сказали, первые 11 минут, проведенные на парковке, бесплатны. С 12-й по 30-ю минуту стоимость составляет 100 рублей. Далее  каждые полчаса стоят также по 100 рублей. Причем, независимо от того, простояли вы 30 минут или одну – платить придется по полной таксе.

При этом, никаких чеков и других бланков строгой отчетности здесь не выдают. Хотя обычных предпринимателей за это наказывают направо и налево. Видимо, для аэропорта действуют другие правила.

- Мы смотрели опыт других регионов. Аэропорт, когда мы рассматривали дело, еще ссылался на уровень цен в других близлежащих аэропортах – Иркутск, Чита, - говорит Елена Дуринова. - Мы эти доводы не принимали, потому что каждый аэропорт по сути монополист на этом рынке. Эти цены сформированы монополистом, а не в результате конкурентной борьбы. И мы говорим, что аэропорты не могут ориентироваться на цены других аэропортов, у каждого должна быть своя обоснованная цена.

К слову, во многих других регионах похожая ситуация. Аэропорты загибают цены, люди жалуются в УФАС и, как правило, эти жалобы ни к чему не приводят. Ведь закон сегодня в этом вопросе целиком на стороне аэропортов.

- Практика по подобным делам у антимонопольных органов есть. Потому что периодически в разных городах нашей страны граждане жалуются по поводу стоимости: и в Москве, и на юге России, - рассказывает Елена Дуринова.

Кстати, в Улан-Удэ есть альтернативная – бесплатная - парковка. Но находится она примерно в полукилометре от здания аэровокзала. То есть, если вы хотите сэкономить, то вам придется с багажом в руках преодолевать немалое расстояние пешком. А если представить, что все это происходит зимой в темное время суток, то квест вообще становится непреодолим.

Сейчас в УФАС поступила еще одна жалоба, касающаяся платной парковки в аэропорту Байкал. Чем закончится это рассмотрение – неизвестно, однако оптимизм здесь явно неуместен. В итоге жители и гости Бурятии вынуждены раскошеливаться за услугу, которая в цивилизованном мире должна быть бесплатной. Это, конечно, не красит Бурятию и сводит на нет рассуждения властей о развитии туризма. Ведь если театр начинается с вешалки, то республика начинается с аэропорта.

Владимир Пашинюк, «Номер один»
^