Картины, которые дышат

Эклектика Мэдэгмы Дандарон покорила парижских галеристов
A- A+
16 августа состоялось открытие художественной выставки доктора философских наук, преподавателя кафедры истории философии ВСГИК Мэдэгмы Дандарон. Свою экспозицию художник назвала «Путь Алая-Виджняны» и посвятила философии отца – известного буддолога Бидии Дандарона. Человек с непростой судьбой, не раз подвергался  репрессиям, прошел советские лагеря и, несмотря на все это, внес неоценимый вклад в развитие необуддизма.

Авангардная авторская техника

Как в человеке соединяются грубая, физическая природа с ее плотскими материальными желаниями и душа с ее возвышенными стремлениями и поиском божественного мира, так и в творчестве Мэдэгмы Дандарон соединяются грубая фактура гобеленов и современная абстрактная живопись.

Это уникальная авторская техника, придуманная художником. Она заключается в том, что рисунок наносится на вязаный вручную гобелен, но при этом само полотно из-за используемых тканей, пряжи получается невероятно фактурным, объемным. И становится не просто холстом, основой для картины, а ее смыслообразующим элементом, придавая ей «дыхание», «движение», «жизнь».

– Сначала я начала рисовать на холстах. Но холст сам по себе мне казался плоским, хотелось, чтобы фактура была грубая. Я пробовала мешковину, искала материалы, но  ничего грубее холста просто в природе не существует, – рассказывает Мэдэгма Дандарон. – Я подумала о том, почему бы не создать само полотно. Когда я его связала, поняла, что оно мягкое, краска к нему не пристает, и тогда начала пробовать проклеивать, грунтовать, придавать форму. Поэтому получилась основа, на которую можно наносить рисунок, синтез, смешение техник, искусство гобелена плюс современная живопись.

Сочетание необычных элементов, соединение несоединимого проявляется во всем, что делает Мэдэгма Дандарон – в живописи на стекле, скульптурах, которые на выставке впервые представлены для широкого зрителя. Здесь художник в буквальном смысле слова связала грубую проволочную сетку и добавила изящные бусины, создавая легкие, невесомые, «прозрачные» за счет тонкой проволоки и маленьких бусин скульптуры, подчеркивая нематериальность образов: девушка-зима, девушка-лето, девушка-весна.

– Мне нравится необычное сочетание красок, казалось бы, несовместимых материалов, чтобы было необычно, интересно. Скульптурой я занялась только в 2018 году. Нравится эта ажурная и при этом грубая сетка в сочетании с нежными бусами, – продолжает Мэдэгма.

«Путь Алая-Виджняны»

Мэдэгма Дандарон, по ее собственному признанию, с самого детства рукодельничала, что-то придумывала и изобретала. А рисовать любила всегда, так же, как и ее отец. Что подтолкнуло ее посвятить себя живописи уже в зрелом возрасте? Унаследованный от отца талант, не дающий покоя творческой душе? Дочь-искусствовед, решившая посвятить себя современному искусству, вдохновлявшая и убеждавшая маму заниматься творчеством? Или та самая Алая-Виджняна, которая живет в каждом человеке?...

Этот термин и эта мысль о том, что наряду с меняющимися элементами организма в человеке существует сокровенная часть личности, принадлежит философу Бидии Дандарону. Именно он сформировал философскую доктрину необуддизма как «буддизма для европейцев», синтезировал буддизм с достижениями современной науки и представлениями европейских философов.

Суть учения - пробудить сознание человека, открыть дорогу Алая-Виджняне. Это и есть путь к Нирване по Дандарону – творчество и занятие искусством – это самый первый и необходимый шаг к ее раскрытию. Выставка так и называется «Путь Алая-Виджняны».

– Алая-Виджняна – сокровенная часть твоего сознания, сокровенная часть твоей души. Современный человек опирается на свое рациональное познание, папа называл это интеллектуальной интуицией. Но важнее, он считал, эмоциональная интуиция, именно она тот шаг, который может помочь достичь Нирваны. Можно не быть практикующим монахом, но через творчество ты раскрываешь Алая-Виджняну, – рассказывает художник.

Творчество, покорившее Францию

Яркая и многоцветная абстрактная живопись Мэдэгмы Дандарон с элементами фигуративности и этники впервые представлена на родине художника, но она уже успела покорить французских галеристов и гобелистов пару лет назад. Тогда арт-эксперты современного искусства единодушно признали ее работы «авангардом», убеждая, что такого они раньше не видели.

Широкой общественности о творчестве Мэдэгмы Дандарон стало известно в октябре 2015 года, когда ее картины были представлены на выставке «Духовность и искусство» в Москве, посвященной 100-летию со дня рождения Бидии Дандарона. Вторая выставка, где экспозицию дополняли гобелены, прошла уже в Париже. В галерее одного из лучших экспертов по гобеленам и шелковым коврам Дидье Мариена «Boccara». И уже в 2017 в г. Антибы (Франция) на Antibes Art Fair. Тогда необычные фактурные гобелены удивили даже экспертов аукционного дома Sotheby's.

– Мама, как человек творческий, ищет разные формы для самовыражения. Когда она придумала эту технику и сделала гобелен маленького размера, я увезла его во Францию и показала экспертам. Затем предложила ей создать гобелен большого формата, вновь увезла его во Францию и показала знакомым галеристам. Там он, конечно, сразу понравился профессионалам. Арт-эксперты современного искусства, которые специализируются на гобеленах, говорили, что это удивительные и уникальные работы, – говорит искусствовед Софья Нимаева, дочь Мэдэгмы Дандарон. – Мама соединила традиционное искусство и современную живопись. Я вижу, что она, как художник, заметно выросла, а главное, нашла свой путь и стиль.

Во Франции выставка Мэдэгмы Дандарон пользовалась большой популярностью у людей с ограниченными возможностями зрения, так как фактурные гобелены позволяют ощутить красоту искусства кончиками пальцев и дают тактильную информацию. В музее им.Ц.Сампилова экспозиция будет находиться до середины сентября.

Варвара Стрельцова, «Номер один».  
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.