Стенка на стенку

Увольнение директора театра оперы и балета раскололо коллектив
A- A+
20 сентября Минкультуры Бурятии расторгло контракт с Аюной Цыбикдоржиевой. Директора театра уволили без объяснения причин. По этому поводу 21 сентября в театре состоялась пресс-конференция, а 23 сентября на собрание коллектива пригласили главу Бурятии Алексея Цыденова. 

Ни в чем не виновата?

Аюна Цыбикдоржиева, начиная пресс-конференцию, поблагодарила всех неравнодушных к ее судьбе. По ее словам, сообщения и звонки со словами поддержки приходили ей из Италии, Германии, Японии, Израиля, из разных городов России. Бывший директор сообщила, что театр ей достался с огромными долгами, и вся работа в первое время была направлена на то, чтобы эти долги погасить.

- Только в 2014 году стало легче работать - по зарплате, по премиям, по финансированию, к нам начали приезжать блестящие постановщики, - сказала она.

Аюна Цыбикдоржиева заявила, что ей «не стыдно за то, что она делала 7,5 лет».

-  Министерство культуры меня обвинило, не знаю в чем. Если бы я была виновата, то, наверное, была бы уволена по уголовной статье. Когда я пришла в театр, он не мог заработать и пяти миллионов в год, сейчас мы приносим 42 миллиона. Ни одно учреждение не может похвастаться таким объёмом платных услуг, - перечислила свои заслуги бывший директор.

Однако, как известно, дыма без огня не бывает. «Обвиняется» Аюна Цыбикдоржиева, по итогам проверки Счетной палаты, в нарушении целого ряда требований. 

В частности, в период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2017 года театр заключил 648 договоров на сумму 87,5 миллионов рублей. Конкурентным способом было заключено только пять договоров на сумму семь миллионов рублей.

- Имеет место приемка некачественно выполненных работ на сумму 2,1 миллиона рублей. Ремонтно-восстановительные работы гранитного покрытия на Театральной площади выполнены с низким качеством, плитка отличается по цвету и структуре от существующей, уложена не «в стык», отдельными кусками. По мнению проверяющих, некачественно выполненные работы негативно отразились на архитектурном облике Театральной площади в целом. При этом работы заказчик принял и оплатил, претензии подрядчику за ненадлежащее качество выполненных работ заказчиком не предъявлялись, - сообщается в итоговом отчете Счетной палаты.

В ходе проверки также установлены неоднократные нарушения положения об оплате труда и премировании работников. За два года в театре на необоснованные выплаты потратили 63 миллиона рублей.

- Установлены факты расходования средств субсидий за проживание и проезд приглашенных артистов и музыкантов в отсутствие утвержденных предельных норм и нормативов такой оплаты, - сообщается в отчете ведомства.

Кроме того, при наличии в штате соответствующих работников, на основании решений художественного совета театра, были заключены договоры на оказание услуг балетмейстера-постановщика, дирижера спектакля, режиссера спектакля, художника по костюмам и прочих специалистов.

- Всего за два года было заключено 23 договора на сумму 6,7 миллиона рублей на премьерные спектакли «Кармен», «Лебединое озеро», «Бал - маскарад», «Коппелия». Оплата таких услуг производилась на договорной основе в отсутствие каких-либо утвержденных нормативов или обосновывающих расчетов. Окупаемость этих спектаклей долгосрочна и составляет в среднем пять лет, - подытоживают в Счетной палате.

Дружный хор в поддержку

На собрании коллектива в защиту Аюны Цыбикдоржиевой выступил целый ряд сотрудников. Некоторые грозили покинуть театр вслед за своим директором.

Художественный руководитель оперы Дарима Линховоин заявила, что «мы живем в страшном государстве, которое ничего не видит». 

- Сколько работы сделано за эти годы... Все знают, что артисты - люди небогатые. И Аюна Владимировна всё делала, чтобы у нас премии были. Сейчас в театр приглашаются прекрасные постановщики. Когда-то наши артисты выходили в каких-то диких штанах из красной подкладочной ткани. Артисты хора были такие смешные, люди смеялись. Сейчас же мы растем как на дрожжах. К нам начала приходить молодежь, - сказала Дарима Лхасарановна.

Ведущий солист театра Михаил Пирогов увольнение директора назвал «черным пиаром». 
 
- В 2010 году я получал в театре восемь тысяч рублей. Здесь мне было скучно. Скучно, что нет работы. И я уехал в Саратов. Благодаря Аюне Владимировне я вернулся сюда. Хочу верой и правдой служить своему театру. Плохо то, что министерство культуры приняло такое решение. То, что сегодня происходит, это неправильно. Если Аюну Владимировну уволят, я обещаю уйти из театра, - заявил солист.

Директор балетной труппы Морихиро Ивата также выступил в поддержку Аюны Цыбикдоржиевой, однако без громких обещаний.

- Я работаю в театре шесть лет. За этот период театр сильно изменился, вырос с точки зрения финансов и творчества. Очень помогала поддержка и понимание Аюны Владимировны. Она всегда переживает за нас. Она сделала историю нашего бурятского театра. Через какой-то период люди это поймут и будут благодарны, - уверен Ивата.

Еще один солист театра, Эдуард Жагбаев, также отметил комфортные условия, которые появились в театре оперы и балета с приходом Аюны Цыбикдоржиевой.

- Я здесь работаю с 2008 года и вижу позитивные изменения в театре. Не надо чинить то, что хорошо работает, - призвал он.

Ведущая солистка Бурятского государственного академического театра оперы и балета
Галина Шойдагбаева заявила, что «глубоко возмущена увольнением».

- Впервые за 38 лет служения театру я так сильно волнуюсь. С приходом Аюны Владимировны мы все чувствовали свою нужность. Театр сейчас встает на ноги, появляется талантливая молодежь, ее надо поддерживать. И как раз директор в первую очередь и поддерживает, - подчеркнула Галина Шойдагбаева.

Ведущий солист балета Михаил Овчаров назвал происходящее «опасной ситуацией».

- Я работал в Новой Зеландии, в США. Обычно директора - люди недоступные для обычных работников, но здесь чувствую доброту и отзывчивость, можно к Аюне Владимировне обратиться по любому вопросу. Решение об ее увольнении очень странное и неожиданное, - сказал артист.

В поддержку уволенного директора также выступили солист оперы Александр Хандажапов, солистка хора Эржена Дамбиева, солист Намхай Мунхзул, солистка балета Анна Петушинова, концертмейстер оркестра Дарья Станишевская.

Загубили спектакль

Заметим, что не все артисты театра разделяют восторженное мнение своих коллег об Аюне Цыбикдоржиевой.

Известная балерина Екатерина Самбуева, народная артистка России, угрозы солистов театра считает шантажом и некрасивым поведением.

- Директор Аюна Цыбикдоржиева пришла в театр уже после реконструкции, в новое здание, когда мы уже сумели пережить шесть лет скитаний и сохранить то, что имеем сегодня. Когда поют монгольские певцы, а танцуют японские – да, ради бога, но свои кадры тоже нужно растить. Если без двух артистов театр становится ничем - это и показывает результат работы директора. Где молодежь? И почему все вдруг решили, что до Аюны Цыбикдоржиевой никто ничего не делал? Думаю, что театр не остановится с ними или без них, - поделилась своим мнением Екатерина Самбуева.

Балерина возмущена переделкой балета «Красавица Ангара», на которую потратили 18 миллионов рублей.

- Есть такие вещи, которые нельзя трогать. Там были гениальные работы художника Александра Ивановича Тимина. Хореография, свет, музыка были гармоничны, потому что создатели спектакля работали вместе. Когда из глубин Байкала взмывал сверкающий, словно из пены, морской шатер, это было фантастично. Это было действительно подводное царство, а сейчас аквариум.  Темно, весь балет состоит из вкраплений постановок Григоровича в Большом театре. 18 миллионов, якобы, потрачены на спектакль, который загубили, - говорит артистка.

«Кто пойдет работать за 12 тысяч?»

Ведущая солистка театра оперы и балета Лия Балданова солидарна с Екатериной Самбуевой в том, что касается балета «Красавица Ангара». 

- Может, кто-то хочет новизны, но есть шедевры, которые в неизменном виде должны переходить из поколения в поколение. «Красавицу Ангару», как визитную карточку бурятского балета, мы уже потеряли, к сожалению, - констатирует Лия Балданова.

Артистка балета считает, что коллектив должен заниматься творчеством, а театр – создавать для этого условия.

- В балетной труппе не хватает женского состава, артисты и выпускники не идут работать в наш театр, потому что зарплаты оставляют желать лучшего. Ну, скажите, кто пойдет работать за 12 тысяч в месяц? Все уезжают в другие театры. Работаем мы за счет приезжих артистов из Японии. А кто-то в это время получает зарплату от 100 тысяч. У большинства работников театра, артистов и солистов, зарплаты оставляют желать лучшего и даже не дотягивают до среднего минимума по Бурятии. Лично у меня зарплата 25 тысяч в месяц, - говорит ведущая балерина.

По мнению Лии Балдановой, руководство театра должно уважать труд каждого.

- Когда одних выделяют, а других не замечают, тогда мы не добьемся никаких результатов. Все время будет смута, - уверена наша собеседница.

Заслуженная артистка Бурятии Ольга Жигмитова, парируя словам Аюны Цыбикдоржиевой о ее достижениях за время работы, говорит, что в театре, например, нет настоящего симфонического оркестра.

- Состав оркестра должен быть 100-120 человек, а в нашем оркестре всего 39 и это не соответствует званию академического театра. 40 человек - это звание камерного оркестра, которое имеет право быть в филармонии, к примеру. Нет профессиональных коучей - концертмейстеров для развития певцов в западноевропейском репертуаре, эта работа над певцами необходима так же, как это существует во многих театрах нашей страны, - говорит Ольга Жигмитова.

«Желтая карточка» от главы

Алексей Цыденов на встрече с коллективом театра решение министра культуры об увольнении Аюны Цыбикдоржиевой отменять не стал. 

Глава Бурятии посоветовал защитникам экс-директора прекратить свою акцию о возвращении директора, так как ею они добьются только попадания Аюны Цыбикдоржиевой в места не столь отдаленные.

В ходе проверок всплыла информация о зарплатах сотрудников театра. Зарплаты, согласно отчетам, поднимались каждый год. Согласно отчету, минимальная зарплата в театре составляет 28 000 рублей, а средняя – 50 800 рублей. Однако большинство артистов театра не получает даже минимальной зарплаты.

В настоящее время исполняющим обязанности директора театра назначен бывший заместитель директора Давид Дондупов.

Таким образом, в скандале с увольнением директора оперного театра пока что больше вопросов, чем ответов. В любом случае, у обеих сторон есть что сказать и обсудить.

Лариса Ситник, «Номер один»
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.