26.09.2018
«Мутный» бизнес на штрафстоянках в Улан-Удэ разбился о систему правосудия

Прославившиеся не так давно фирмы, зарабатывающие на штрафстоянках в столице Бурятии, похоже, могут лишиться своего статуса. МВД проиграло судебную битву, и конкурс на право перемещения и хранения задержанных авто был отменен. Однако ставить точку в скандальной истории рано.

Вышка и сарай

До августа прошлого года в УланУдэ работало девять организаций, занимающихся перевозкой автомобилей на штрафстоянки. В каждом районе было по дветри таких стоянки, которые располагались неподалеку от самых «рыбных» мест. Но позже ситуация изменилась. МВД по Бурятии провело странный конкурс, в котором победили две фирмы — ООО «КСП» и ООО «Сибтехинформ».

В итоге в столице Бурятии остались всего две специализированные автостоянки, расположенные на Матросова, 2 и Амбулаторной, 1. И автовладельцам пришлось платить в разы больше. Мало того, что обе стоянки находятся на приличном расстоянии от центра города, так и стоимость эвакуации оказалась немыслимо высока — 2 426 рублей.

Позже выяснилось, что обе организации незаконно применяли тариф, предназначенный для определения начальной цены аукциона по выбору исполнителя услуг, которую нельзя применять в качестве цены на перемещение и хранение задержанных авто.

Так зачем же МВД заварило эту кашу, заметно ухудшив положение водителей, чьи авто попадают на штрафстоянку?

— Перед УМВД России по УланУдэ стояла задача недопущения хищений транспортных средств, — сообщили в республиканском МВД.

К слову, формулировка «о недопущении краж» может быть связана с прошлогодним инцидентом, когда со штрафстоянки на Левом берегу пропали вещдоки — несколько дорогостоящих машин«распилов».

Кроме того, водители предъявляли претензии и к техническому оснащению так называемых стоянок. А именно: по документам у обеих фирм было все, что требуется. Это и земельный участок, и специализированная техника, и система видеонаблюдения, и даже автоматизированная система учета транспортных средств, которая может считывать номера выезжающих машин и передавать данные о них в дежурную часть ГИБДД.

По факту же водители в голос утверждали, что стоянки — это огороженные забором территории с «сараем» и вышкой, где вместо «интегрированной системы» — тетрадка с прикрепленными скрепкой протоколами. А вместо спецтехники находчивые бизнесмены используют «воровайки», по поводу безопасности которых есть большие сомнения.

На тот момент директором и учредителем одной из фирм — ООО «Сибтехинформ» — был ветеран МВД Аркадий Семенович Шуляк. Он тогда значился у приставов в должниках, а в арбитраже рассматривалось дело о его банкротстве.

Ну и нельзя не упомянуть его родственные связи. Бывший депутат горсовета УланУдэ, бизнесмен, замеченный в истории с «интимной» мафией «Тетатет», которая похищала, насиловала и заставляла заниматься проституцией девушек, — Алексей Шуляк — его родной сын.

Шуляк ретировался

Пока водители и проигравшие в странном конкурсе, объявленном МВД, писали всевозможные заявления и жалобы, новые штрафстоянки снова отличились. Спустя два месяца после нашей первой публикации с крыши гаражного бокса штрафстоянки на улице Матросова обрушилась огромная снежная глыба, которая придавила порядка пятнадцати задержанных автомобилей. Машины получили серьезные повреждения — у одних тяжелым льдом вдавило крыши и капоты, у других оказались сломаны люки.

Еще спустя какоето время стало известно, что прокуратура Железнодорожного района города проверила эти стоянки и обнаружила множество нарушений.

К примеру, вопреки требованиям закона, в ООО «Сибтехинформ» в журнале учета задержанных транспортных средств отсутствовали сведения об основаниях перемещения автомобилей на спецстоянку. Например, не были указаны номер и дата протокола задержания машины. А журнал учета за период с августа 2017го по 27 января 2018 года вообще отсутствует. Для проверки он так и не был предоставлен.

Зато в ООО «КСП», второй организациипобедителе, оказались сразу два журнала. Здесь же выявлено нарушение тарифного законодательства. Компания  незаконно завышала тарифы на свои услуги.

Между тем Аркадий Шуляк «сбежал» со своей штрафстоянки. Вскоре после выхода материала в «Номер один» он покинул должность гендиректора «Сибтехинформа» и вышел из состава его учредителей. По информации «Номер один», с 28 февраля прошлого года хозяином и руководителем этой фирмы стал Алексей Крестин. Он также зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (с апреля 2017 года), занимающегося перевозкой грузов. В качестве учредителя или руководителя других юридических лиц этот господин не фигурирует.

Победа здравого смысла

Тем временем в суде рассматривался иск ООО «АзияЛадаСервис» к МВД Бурятии. Компания требовала признать недействительными результаты открытого конкурса и договоров, заключенных с победителями в прошлом году.

В обоснование истец указал, что на территории УланУдэ с 2012 года деятельность по хранению задержанных транспортных средств осуществляли от шести до восьми специализированных автостоянок, в зависимости от года. Договоры об оказании услуг по перемещению, хранению задержанных транспортных средств заключались с Управлением МВД России по УланУдэ без проведения торгов. При этом в каждом из трех районов УланУдэ имелось несколько специализированных стоянок, оказывающих данные услуги, что, по мнению истца, полностью отвечало требованиям о необходимости эвакуации задержанных транспортных средств на ближайшую специализированную стоянку».

По мнению «АзияЛадаСервис», МВД незаконно объявило и провело конкурс. Ведь по закону отдать право работы на штрафстоянках можно было «только в форме аукциона с определением тарифа без устранения конкуренции среди владельцев спецстоянок».

Более того, истец считает, что не соблюден порядок проведения конкурса по выбору компании, предложившей наилучшие условия. «Истец полагает, что организатором конкурса незаконно допущены к участию в конкурсе ООО «Сибтехинформ», ООО «КСП», которые впоследствии были объявлены победителями. Необоснованно присвоены баллы в пользу победителей торгов ООО «Сибтехинформ», ООО «КСП» по определенным критериям. Также пояснил, что, помимо отсутствия законных оснований для проведения конкурса, имеются нарушения в документации, которые повлекли неправильное определение победителя».

МВД, конечно, иск не признало, настаивало на том, что министерство вправе объявлять такие конкурсы, а «КСП» и «Сибтехинформ» «обоснованно допущены до участия и на законных основаниях были признаны его победителями».

Обе эти компании, к слову, были полностью солидарны с позицией МВД и во всем ее поддержали. Другого, конечно, от них ждать не приходилось.

Но это не особо помогло, и в итоге суд пришел к выводу, что «у Управления МВД России по УланУдэ отсутствовало право на проведение конкурса в целом и право заключения по результатам конкурса договоров на перемещение и хранение задержанных транспортных средств…».

В итоге решение суда вынесено в пользу «АзияЛадаСервис». Результаты конкурса отменены, а значит, теперь начнется новая борьба за право зарабатывать на штрафстоянках УланУдэ. Правда, проигравшая сторона имеет право обжаловать это решение. Но надеемся, что суды вышестоящих инстанций окажутся солидарны с решением бурятского арбитража и водители УланУдэ смогут вздохнуть спокойно.

Не совсем понятно только, как быть тем, кто уже заплатил деньги этим компаниям. Ведь, вопервых, если решения суда вступит в силу, то окажется, что они действовали незаконно. Вовторых, они собирали деньги по завышенным тарифам. Можно сделать вывод, что каждый, кто попал в их лапы теперь имеет право требовать свои деньги обратно, да еще и вместе с компенсацией морального и прочего вреда.

С кем судиться по этому поводу  тоже неясно. Ведь деньги собирали «КСП» и «Сибтехинформ», но договорто с ними заключило МВД. Впрочем, если найдутся энтузиасты, то скоро мы узнаем, кто и как будет отвечать перед водителям за неразбериху, которая происходила в последнее время.

Владимир Пашинюк, «Номер один».
^