04.10.2018
Стали известны необоснованные милионные траты театра на зарплаты, премии и закупки

На этой неделе появилась информация о назначении нового директора театра оперы и балета взамен уволенной Аюны Цыбикдоржиевой. При этом шумиха вокруг ее ухода все еще не стихла. Вслед за бывшим директором внезапно увольняются звезды театра, что, впрочем, никак не влияет на принятое в правительстве решение. Вероятно, правительство внимательно присмотрелось к тому, как руководство распоряжалось бюджетными деньгами, потому что распрощались с директором сразу после проверки оперного Счетной палатой.

Театральный раскол

Как известно, контракт с Аюной Цыбикдоржиевой, прежним директором театра оперы и балета, расторгли 20 сентября. Шум по этому поводу поднялся практически сразу же. Начались пресс-конференции, встречи с коллективом, в том числе с приглашением главы Бурятии, диалог с которым не привел к компромиссу. Коллектив театра раскололся. Кто-то эмоционально отстаивал уволенного директора, кто-то не менее эмоционально высказывался против ее «правления».

После того, как стало понятно, что власти не намерены менять принятого решения, вслед за Аюной Цыбикдоржиевой поспешили уволиться довольно именитые артисты. Первым стал солист Михаил Пирогов, который покинул театр 29 сентября. Чуть позже заявление написала и худрук театра Дарима Линховоин. 

Следом появилась информация о намерении уйти оперного певца с мировым именем Ариунбаатара Ганбаатара. Однако информация эта противоречива: есть мнение, что написать заявление об уходе Ариунбаатара попросили соратники уволенного директора, ссылаясь на якобы решение главы Бурятии. Известно, что Ариунбаатар не владеет русским языком и о том, что говорил Алексей Цыденов на встрече с артистами, судит с чужих слов. 

В любом случае увольнение директора театра наделало столько шума, сколько не было, когда Алексей Цыденов уволил почти половину бурятских министров. В чем же провинилась Аюна Цыбикдоржиева? И почему идет такая ожесточенная борьба за это кресло?

Миллионы из бюджета

Оперный театр – место довольно денежное. Только от государства он получает весьма солидные суммы, которые растут с каждым годом. Далее мы представим вниманию цифры, которые вас немало удивят. Все они из документов по итогам проверки театра Счетной палатой. 

Начнем с финансирования. К примеру, если в 2012 году театр получил только на выполнение госзадания 132 млн, то в 2018 году на эти же цели заложено 222 млн. Рост - на 90 млн рублей. Есть еще субсидия на иные цели, которая за тот же период выросла с 2,8 до 3,5 млн рублей.

Справедливости ради стоит сказать, что собственные доходы от предпринимательской деятельности театра также увеличились: с 23 млн в 2012 году до 31 млн в текущем. Рост – на 36%. Правда, по другим учреждениям культуры рост составил в среднем 40%. Даже у библиотек увеличились доходы. Однако такие цифры обусловлены не столько усердной работой учреждений культуры, сколько инфляцией и ростом цен. И здесь работу театра оперы и балета можно смело назвать провальной.

Куда же тратило руководство театра заработанные и полученные от государства деньги? Всего на 2018 год запланировано 253,5 млн расходов. Из них 77%, или 197 млн – зарплата с начислениями. Остальные деньги уходили на коммунальные услуги, транспортные расходы, налоги, содержание имущества и тому подобное.

«Этому дала, этому не дала…»

Сколько же получают работники театра? За последние годы зарплата по всему учреждению выросла довольно существенно. Если в 2012 году работники в среднем получали примерно 22 тыс. рублей, то в первом полугодии текущего года эта цифра выросла до 53,5 тыс. рублей. 

Меньше всех получают специалисты. В среднем – 41 тыс. рублей в первом полугодии 2018-го. Далее артистический персонал – 49 тыс. рублей. Загадочный «прочий персонал» имеет среднюю зарплату 54,5 тыс. Ну и, как полагается, самая большая зарплата у художественно-управленческого персонала: 113 тыс. рублей. То есть у руководителей с 2013 года зарплата выросла на 69 тыс. рублей, а у артистов - на 29 тыс. рублей.

Если пройтись по должностям, то заплата директора за 2017 год составила 1,7 млн рублей, заместителя директора по АХЧ – 1,3 млн. Цифры довольно существенные, почти на уровне министерских.

При этом Счетная палата республики нашла множество нарушений при распределении денег между работниками театра. К примеру, выяснилось, что стимулирующие выплаты за интенсивность труда начислялись необоснованно. То же самое с премиями: в протоколах нет показателей стимулирования, то есть деньги распределялись «от фонаря». А денег немало: только за 2017 год стимулирующих выплат начислено 37 млн рублей. И основная их доля, стоит предполагать, распределялась между приближенными к руководству людьми.

«Положение о премировании работников ГАУК РБ «БГАТОиБ» не определяет порядка перевода процентных коэффициентов оценки работников, в денежный эквивалент. Отсутствие вышеуказанного порядка ставит под сомнение обоснованность размеров сумм стимулирующего характера, начисленных работникам исходя из количества полученных баллов», - пишет Счетная палата. И это далеко не полный перечень нарушений.

Заплатить дважды

Кроме прочих «заслуг», руководство театра привлекало специалистов со стороны для различных постановок. И, казалось бы, это хорошо, что привлекаются специалисты, но загвоздка в том, что в штате одновременно числились специалисты по одним и тем же направлениям.

Например: «При наличии в штате соответствующих работников на основании решений Художественного совета были заключены договоры ГПХ на оказание услуг балетмейстера-постановщика, дирижера спектакля, режиссера спектакля, художника по костюмам и т.д., всего 23 договора на сумму 6 709,93 тыс. рублей», говорится в отчете Счетной палаты. Речь идет о таких спектаклях, как «Кармен», «Лебединое озеро», «Бал-маскарад», «Коппелия».

«Оплата производилась на договорной основе в отсутствие каких-либо утвержденных нормативов или обосновывающих расчетов», - продолжает Счетная палата. Только за услуги одного балетмейстера-постановщика балета «Лебединое озеро» театр заплатил 632 тыс. рублей государственных денег. Хотя этот же балетмейстер числится художественным руководителем балета на постоянной основе. И, судя по документам,  получает зарплату: почти 2 млн за 2016 год.

Отдельного внимания заслуживает фигура художественного руководителя театра, которая по своему статусу ключевая. Отметим, бесспорно уважаемый Юрий Лаптев, который является народным артистом России и был советником по культуре и при Владимире Путине, и при Дмитрием Медведеве, бывал только раз в году в республике, однако зарплату по должности получал стабильно. 

Хитрости на закупках

Множество вопросов нашлось у Счетной палаты и к порядку проведения закупок театром. Только подумайте, за два прошлых года театр 61,7 млн рублей госсубсидий распределил на неконкурентной основе, разбив их на 501 договор и не оставив никакого  шанса для экономии. Из них только один заключен конкурентным способом, то есть с проведением торгов и выбором лучшего поставщика из всех заявившихся. Это контракт на приобретение светоосветительного оборудования для спектакля «Красавица Ангара». Сумма – более 5 млн рублей.

«В 2016 году в единой информационной системе в сфере закупок ГАУК РБ «БГАТОИБ» не размещало информацию о закупках товаров, работ, услуг. Только по 6 из 110 закупок свыше 100 тыс. рублей размещена информация», - пишет Счетная палата.

Примерно такая же ситуация наблюдалась и в прошлом году. Театр заключил 39 договоров на сумму более 4 млн рублей. Все – неконкурентным способом.

«Проверяющими сделаны выводы о ненадлежащем соблюдении ГАУК РБ «БГАТОИБ» законодательства о закупках, о наличии в театре устоявшейся тенденции «дробления» стоимости одного заказа на выполнение работ, что повлекло к необоснованному ограничению числа участников закупок и, соответственно, к снижению эффективности закупок и эффективности использования бюджетных средств».

Проще говоря, чтобы избежать открытых торгов, театр разбивал одну закупку на много мелких. А закон позволяет заключать контракты без конкурса, если сумма не превышает 100 тыс. рублей.

Мосты сожжены

Таким образом, оснований для увольнения Аюны Цыбикдоржиевой у власти более чем достаточно. Вернутся ли именитые звезды к своему театральному зрителю, до сих пор неизвестно. Вполне возможно, они не имели реального представления о финансовых играх руководства, иначе чем объяснить их уход? И уже очевидно, что хлопанье дверью и увольнения звезд театра вслед за старым руководителем ситуацию не изменит.

Тем более что уже назначен новый директор театра. Министерство культуры Бурятии уже готовит приказ о назначении на эту должность Эржены Жамбаловой. Она с 2013 года занимала должность художественного руководителя Бурятского театра драмы.

Перед этим в интервью на радио «Эхо Москвы» министр культуры Бурятии Соелма Дагаева сообщила, что на рассмотрении было несколько кандидатур, а консультации велись с ректором Академии русского балета Николаем Цискаридзе. 

Официально в должность Эржена Жамбалова вступит 8 октября. Пока на сайте Минкультуры Бурятии информации, подтверждающей назначение, нет, но в самом театре новость уже вызвала дружное обсуждение. Многие согласны, что в данный момент это решение является оптимальным, тем более что в начале сезона театр срочно нуждается в руководителе. Кто займет должность худрука Бурятского драмтеатра, в котором режиссерами работают муж и дочь нового директора оперного, пока не ясно.

Это назначение можно назвать точкой в громкой истории со сменой власти в оперном. Однако не исключено, что отголоски этого конфликта еще какое-то время будут сотрясать культурное пространство Бурятии.

Станислав Сергеев, «Номер один»
^