В погоне за амбициями

Как не потерять ребенка в поиске его талантов
A- A+
В Интернете, по радио и с экранов телевизора нам то и дело рассказывают об одаренных детях, у которых просто фантастически развит какой-либо талант. У родителей обычного, «среднестатистического» ребенка может даже появиться комплекс неполноценности, мол, чем мое чадо хуже этих гениев. 

Психологи уверены - каждый из нас при рождении имеет определенный набор талантов и навыков, которые родителям нужно только увидеть да неспешно развивать. Однако не каждой маме или папе под силу сделать это без вреда для ребенка. А ведь он может попросту «сломаться». Почему слишком активный образ жизни опасен для малыша, а также о трех китах, которые помогут вырастить уникального человека и при этом не травмировать его тело и душу с детства, рассказывает психолог Елена Хамаганова. 

Раскрыть дар любой ценой

- Елена Николаевна, у каждого из нас в детстве были какие-то задатки – творческие или спортивные. Что родителям нужно сделать для того, чтобы их развить?

- Действительно, каждый ребенок с рождения имеет набор задатков, которые являются базой или основой для развития тех или иных способностей уже в будущем. Проявятся и разовьются эти способности или нет, зависит от внешних условий, в которых растет ребенок. 

В этом ключе мне кажется важным создать для него такие условия, чтобы он имел как можно больше возможностей проявлять и пробовать себя. С одной стороны, это здорово, что современные родители стремятся отдать своих детей в разные секции, кружки. 

- Но такая нагрузка наверняка будет опасна для ребенка?

- Да, важно помнить, что в погоне за тем, чтобы дать ребенку как можно больше, может случиться перегруз. Ко мне приходят с такими проблемами в двух случаях. Первый - по направлению от врача невролога. Родители ведут ребенка к доктору с жалобой на головные боли, а тот направляет их ко мне. Я выясняю, что вдобавок к проблемам со здоровьем школьник чувствует слабость, усталость, быстро утомляется, снижается его успеваемость, он становится невнимательным. Родители связывают это с какими-то особенностями организма. А на деле выходит, что ребенок просто устал физически.

Второй повод для частых  обращений – моральная усталость и отсутствие интереса ко всему. У ребенка ничего не болит, но он просто ничего не хочет, потому что родители перегрузили его многочисленными занятиями. То есть наступает банальное перенасыщение. Есть примеры, когда родители отдают малыша во всевозможные кружки уже с трех лет. В целом 70-80% от всех обращений по вопросам воспитания и поведения детей именно такого характера. 

Со старшеклассниками бывают случаи, когда они не знают, куда идти дальше, на кого учиться. В итоге выбор профессии происходит неосознанно, впопыхах. 

Золотая середина

- Как избежать таких проблем у ребенка? 

- Есть правило – соблюдать золотую середину. Очень трудно его придерживаться на практике, но все-таки это возможно. Моя рекомендация – давайте ребенку заниматься тем, чем он хочет. Но планово, дозированно и не всем сразу. Дайте вникнуть в одну сферу, потом предложите другую. Конечно же, в какую секцию или кружок отправится ребенок в следующий раз, нужно решать только с ним, с учетом его желаний. Но помните, бывает и так, что, к примеру, девочка поступила в балетную школу и ей уже все очень нравится. Если так, то нужно оставить ребенка именно там, потому что цель достигнута – талант и задаток раскрыты. И уже не нагружать свое чадо лишними занятиями. 

- То есть ребенок должен выбрать сам? А как правильно выстроить распорядок дня и недели?

- Конечно, это его личный выбор. Моя рекомендация – одну-две четверти дать ребенку попробовать себя в одном, еще полгода - в другом. Выбрали пару кружков – танцы, рисование, к примеру, и занимаетесь этим. В следующем полугодии перешли на занятия по фортепиано и плаванию. Путем проб ребенок имеет возможность выбирать. Он сам остановится на том, что ему действительно по душе и что у него получается лучше. Дайте малышу больше возможностей разного плана, чтобы ребенок в детские годы мог попробовать себя если не во всем, то во многом.

Что касается грамотного распорядка дня, то тут нужно понимать, что чем младше ребенок, тем больше он нуждается в родительском внимании, ему нужно больше свободного времени, чтобы просто поиграть и ничего не делать. Увеличение количества занятости возможно по мере взросления – оно должно быть дозированным, равномерным и плавным.  

С первого класса я рекомендую попробовать один вид занятий, в следующей четверти – другой, потом третий кружок и так далее. С подросткового возраста эту нагрузку можно увеличивать. Очень важно предусматривать в распорядке дня у ребенка свободное время. Как минимум один день в неделю, как правило, выходной. День, когда малыш не делает ничего. Можно выделить на отдых и два дня.

Поддержать и направить

- Но ведь по незнанию или, не понимая, ребенок может ошибиться в своем выборе…

- Мы не можем дать 100%-ную гарантию, что это точно его ниша. Но можем помочь ребенку найти себя, научить его прислушиваться к собственным интересам, ощущениям. Случается, что ребенок идет на поводу у родителей, потому что папа или мама так сказали. И он занимается тем, что ему не нравится. Если подобные манипуляции со стороны родителей происходят из года в год, то у ребенка снижается способность слышать себя, чувствовать и понимать, что ему нравится, а что нет. Здесь важно научить свое чадо прислушиваться к собственным интересам, желаниям и поддерживать мотивационно: говорить, что у него все получится, давать заряд, веру в себя, в то, что он может достичь успехов. 

Вытекающая отсюда проблема, когда старшеклассник не знает и не понимает, куда ему податься в жизни, куда поступить. Чего бы ни хотел лично он, но понимает, что за него уже все решено извне. 

Важно поддерживать ребенка в выборе, говорить, чтобы пробовал, искал себя. Ведь пока он в детском возрасте, можно и нужно ошибаться. И только тогда придет  осознание, что подходит ему, а что нет. Уметь подниматься после ошибок, на мой взгляд, это один из базовых навыков, которые нужно развивать в ребенке. 

- Какие еще качества сможет помочь развить подобный поиск талантов?

- Я сама мать, у меня две дочери 14 и 10 лет. Мне тоже очень важно, чтобы будущее моих детей было светлым, стабильным, радостным. Все мои размышления сейчас сводятся к тому, что я не могу оградить своих детей от падений, неудач, разочарований. Но я могу развивать качества, которые помогут им проходить разные жизненные испытания. 

Три золотых навыка

В поиске и развитии задатков помогут три качества. Они, по моему мнению, самые важные в жизни. 

Первое – это гибкость мышления. Умение по-новому анализировать изменяющуюся реальность. То есть когда настраивался на одну ситуацию, она изменилась, и я перестраиваюсь под нее и вырабатываю новое решение. Важно подстраиваться под изменяющуюся реальность быстро и легко, без страданий. 

Второе – креативность. Умение мыслить творчески, нестандартно, нешаблонно. Это касается и профессии будущего, ведь сегодня очень ценят специалистов, которые могут найти необычное решение той или иной задачи. Я думаю, что подобные задатки есть у всех.

Третье – внутренняя уверенность в себе. Важно научить ребенка не бояться ошибок и критики. Пояснять, что у него может что-то и не получиться. Но и неудачи не так уж страшны, скорее, наоборот. Объяснить, как поступать в случае «неуспеха». Для ребенка важна внутренняя уверенность в себе.

Эти три качества, на мой взгляд, являются фундаментальными. 

Помните, воспитание – это процесс, который подразумевает начало и результат. Этот процесс, как правило, длится в период до совершеннолетия, до 18 лет. Чем раньше родитель задаст себе вопрос – к чему он хочет прийти в воспитании ребенка, тем более осмысленно он будет его воспитывать и помогать найти себя.

- То есть одна из главных задач для каждого родителя – поддержка и развитие способностей ребенка?

- Да, каждый хочет и может довести ребенка до совершенства. Кстати, я давно заметила, что дети, которые попробовали себя во многих сферах, живут более осмысленно, знают, чего хотят от жизни. 

К тому же сегодня тема поиска и развития задатков и талантов у ребенка тесно связана с конкурентоспособными навыками на рынке труда. Поэтому важно помнить: детям нужно дать себя попробовать как можно в большем количестве сфер. Ведь уже сейчас многие делают прогнозы на профессии будущего. Кроме профессиональных навыков и умений, очень большой критерий при приеме на работу  это наличие гибких навыков. А где их взять, если не попробовать себя сразу в нескольких видах деятельности? Чем раньше ребенок начнет искать себя, тем больше шансов, что у него разовьется множество задатков и тем самым появится больше возможностей реализовать себя во взрослой жизни. 

Беседовала Эльвира Долговых, «Номер один»
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.