Авиазавод переходит на «цифру»

Промышленный флагман Бурятии реализует инновационные проекты
A- A+
Улан-Удэнский авиазавод, похоже, готовится к очередному витку развития. Притом что в техническое перевооружение за последние годы вложено уже свыше 10 млрд, впереди еще немало работы. Уже в скором времени начнется реализация целого ряда проектов, в числе которых производство новых вертолетов и знаменитого самолета «Байкал». О будущем этих проектов и проблемах, с которыми столкнулось предприятие в современных условиях, мы поговорили с управляющим директором авиазавода Леонидом Белых.

«Ситуацию удалось переломить»

— С каким результатом У-УАЗ планирует закончить 2018 год?

— Как и ранее, мы работаем с Министерством обороны России, также выполняем в этом году заказ на поставку вертолетов в медицинском исполнении в интересах Государственной транспортной лизинговой компании, есть ряд зарубежных контрактов. Заказчикам поставляются вертолеты типа Ми-171 в различной комплектации, начато серийное производство вертолета Ми-171А2.

Первый образец этого серийного вертолета был передан в опытную эксплуатацию компании «ЮТэйр» на выставке HeliRussia-2018. Там же завод демонстрировал еще одну свою разработку — новый военный вертолет с расширенными возможностями Ми-171Ш. 

По итогам 2018 года Улан-Удэнский авиа-ционный завод прогнозирует выполнить в полном объеме производственную программу в соответствии с планом предприятия, который в количественном выражении на 17 % превышает показатели 2017 года. Прирост выручки относительно показателя прошлого года составит около 30 %, что скажется и на других показателях.

За последние годы наш завод пережил многое и проделал большой путь. Разумеется, некоторые сложности остаются нерешенными, но самое главное, ситуацию удалось переломить благодаря тому, что государство понимает немаловажную роль нашей отрасли в судьбе страны.

Мировой рынок сегодня насыщен вертолетами среднего класса. Но техника стареет, к ней появляются новые требования. Обязательно последует всплеск спроса в этом сегменте. Мы активно готовимся к нему, модернизируя технику под самые современные требования.

— Какие планы у завода на 2019 год?

— Планы на следующий год еще утверждаются управляющей компанией. В 2019 году предприятие ставит перед собой задачу по увеличению выпуска товарной продукции и, соответственно, отчислений в бюджет Бурятии.

Произойдет значительное изменение в производстве. Кроме выпуска вертолетов типа Ми-171, мы должны выполнить контракты на поставку серийных вертолетов Ми-171А2, завершить постановку на производство вертолета Ка-226Т. Уже подготовлена производственная площадка, собраны первые стапели для его производства, изготовлены первые детали. Также будет продолжена работа по проектам Ми-171Ш-ВН, Ми-171Е. Все это параллельно с новыми разработками и планомерной модернизацией производства.

«Байкал» полетит

— Какие перспективные проекты будут реализовываться У-УАЗ в ближайшие годы?

— Мы будем выпускать легкий многоцелевой вертолет Ка-226Т с несущей системой, выполненной по двухвинтовой соосной схеме. Вертолет обладает максимальной взлетной массой 3,6 тонны, способен перевозить до одной тонны полезной нагрузки. Мы использовали элементы цифровой технологии на разных изделиях. Ка-226Т — это первый полностью цифровой проект. И это, конечно, будет вертолет нового поколения.

На базе вертолета Ми-171А2 мы планируем производить офшорную версию вертолета для работы на шельфе. Производство легкого многоцелевого вертолета VRT500 также планируется производить на У-УАЗ.

Кроме того, У-УАЗ готов начать выпуск легких самолетов ТВС-2ДТС, получивших название «Байкал». 

— На какой стадии работа по подготовке к выпуску самолета «Байкал»?

— Самолет ТВС-2ДТС зарегистрирован в настоящее время как единичный экземпляр воздушного судна. В конце марта — начале апреля 2018 года он побывал в Улан-Удэ и Якутске, совершив два беспосадочных перелета. В апреле в Якутске состоялось подписание долгосрочного контракта между Улан-Удэнским авиационным заводом и якутской компанией «Полярные авиа-линии», которая станет первым эксплуатантом воздушных судов. Сейчас начался этап опытно-конструкторских работ. Первые самолеты планируется изготовить в 2021 году. Сборка самолетов будет производиться в Улан-Удэ, а в кооперации по их изготовлению будут задействованы и другие предприятия холдинга.

Программа сертификационных испытаний самолета начнется в 2019 году. Для этого в Новосибирске будут построены три опытных образца самолета, а с 2020 года к ним могут присоединиться и первые самолеты, собранные в Улан-Удэ. Сертификат типа планируется получить на новый самолет в 2021 году. По мнению директора ФГУП СибНИА имени Чаплыгина Владимира Барсука, разработчика самолета, цена серийной машины будет составлять 150–180 млн рублей.

Самолеты ТВС-2ДТС «Байкал» планируется использовать для решения проблемы низкой транспортной доступности отдаленных населенных пунктов Сибирского и Дальневосточного регионов России, оказания экстренной помощи населению, тушения лесных пожаров, воздушного патрулирования, выполнения сельскохозяйственных работ и др. В этом качестве со временем новые машины должны заменить «ветеранов» Ан-2, серийный выпуск которых в Польше закончился в 2002 году, в СССР — еще в 1997 году.

— Что сделано в рамках программы модернизации предприятия и какова сумма средств, направленных на нее? Приближает ли она У-УАЗ к «цифровому» производству?

— С 2010 го по 2017 год в реконструкцию и техническое перевооружение производства Улан-Удэнского авиационного завода вложено свыше 10 млрд рублей, планируется вложить еще около 6 млрд рублей до 2020 года. В настоящее время в стадии реализации на заводе находится 10 инвестиционных проектов на общую сумму 9,4 млрд рублей. Проводится планомерная работа по поддержанию основных фондов завода.

Тотальное внедрение цифровых технологий на всех этапах производства позволяет сократить цикл изготовления изделий, но практика показывает, что модернизация производства это не только закупка нового станка. На предприятии повсеместно внедряются принципы бережливого производства.

Сегодня каждый сотрудник может внести свое предложение по улучшению производственного процесса и условий труда, влияющих на производительность и качество, экономию материальных и энергетических ресурсов, и получить вознаграждение. Многие кайдзен-предложения перерастают в рацпредложения, которые позволяют значительно экономить время, исключать ошибки и автоматизировать процесс.

Помощь району

— Насколько успешно У-УАЗ выполняет свою социальную функцию как градообразующее предприятие?

— Одна из наших главных задач — улучшение качества жизни в микрорайоне, где расположен наш завод. Мы хотим, чтобы социальная инфраструктура, возможности для образования, культурного развития — все это было представлено и в Загорске. Понимаем, что мало просто вкладывать деньги в модернизацию средств производства и современные технологии. Очень важно привлекать квалифицированных неравнодушных людей, готовых проводить на заводе существенную часть жизни.

В 2017–2018 годах холдинг направил на эти цели значительные средства, и мы считаем, что спонсорство и благотворительность являются эффективным средством вовлечения местных сообществ в решение проблем и улучшение качества жизни в нашем городе.

Примерно треть мы адресуем работникам и их семьям, бывшим работникам на самые разные цели. Еще треть — расходы социального характера, на развитие инфраструктуры. Еще одна треть — в чистом виде благотворительные программы, связанные с поддержкой культуры, образования, духовных институтов.

— С какими проблемами сталкивается У-УАЗ в сегодняшних условиях?

— Современная действительность диктует разнообразие контрактов и внешнего облика машин — каждая из них делается под индивидуальные требования заказчика. Каждая новая опция, запрошенная заказчиком, проходит конструкторскую и технологическую отработку, меняет производственный алгоритм.

Для освоения новых сегментов рынка непрерывно идет развитие вертолета типа Ми-171, мы предлагаем рынку все новые модификации. Так появились Ми-8АМТШ-В, Ми-8АМТШ-ВА, Ми-171А2. Все это идет параллельно с переходом к цифровым технологиям, изготовлением и доработкой специального технологического оснащения, вводом в строй нового оборудования.

У предприятия есть потребность в высококвалифицированных специалистах для решения всех стоящих задач. Прямо сегодня не хватает около 200 инженеров, квалифицированных рабочих. Совместно с ВСГУТУ мы активно работаем в этом направлении, все популярнее становится наш авиационный техникум.

К сожалению, для решения кадровой проблемы еще только предстоит решить ряд системных проблем. Одна из них в области подготовки технических специалистов. Слабая подготовка детей в школах по программам среднего общего образования, особенно в части изучения точных наук — математики, физики, химии, информатики. Во многих школах из образовательной программы исключено черчение, отсутствует необходимое для осуществления качественной подготовки школьников лабораторное и учебно-методическое обеспечение.

Выпускников школ, выбравших техническую специальность, становится все меньше. Значительная часть студентов, поступивших в вузы и ссузы, отсеивается уже на первых курсах обучения по причине академической неуспеваемости, а в итоге мы недополучаем специалистов в необходимом объеме.

Наряду с нехваткой инженерных кадров, нельзя не отметить проблему перенасыщения рынка труда республики невостребованными специалистами. Данная проблема, по сути, является следствием первых двух.

Наиболее верным решением в данной ситуации является общее смещение вектора обучения в сторону реального сектора экономики (а именно технологических отраслей производства), в том числе за счет увеличения контрольных цифр приема по техническим специальностям, а также программы по закреплению востребованных специалистов в регионе.

Станислав Сергеев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.