05.11.2018
На специальность «актерское искусство» в Восточно-Сибирском государственном институте культуры набора больше не будет

Внимание к этому факту привлек худрук Русского драматического театра им. Н. А. Бестужева Сергей Левицкий, выразивший свое разочарование в одной из соцсетей.

На кафедре театрального искусства и сценической речи ВСГИК нам с ходу посоветовали обратиться за комментарием к самому Левицкому. 

- Уничтожением кафедры театрального искусства, я называю отзыв у кафедры специализаций, а именно: «режиссер драмы» и «артист театра и кино». Останется только набор студентов по специальности «народное художественное творчество». Выпускники по такой специальности не смогут получить работу в профессиональных театрах. То есть московская комиссия лишила кафедру возможности готовить кадры для профессионального театрального искусства, что де-факто умаляет ее необходимость. 

Фактически же театральная кафедра продолжит свою деятельность, объединившись с кафедрой сценической речи, но без главнейших специализаций. Кроме того, курсы, набранные по этим специализациям до этого решения (а их три), смогут завершить обучение. Тем, кто горит желанием быть актером и еще никуда не поступил, придется ехать за профессией в другие города. В центральные. Политика Министерства культуры России такова, что профильным специальностям должны обучать профильные вузы. А наш ВСГИК  не театральный институт, - прокомментировал худрук театра то, что не стали объяснять на кафедре. 

Напомним, что в 1995 году ВСГИК получил звание академии, а руководитель театральной студии Джемма Баторова -  лицензию на право подготовки профессиональных актеров. Русская студия училась по учебной программе, близкой актерскому отделению ГИТИСа (РАТИ). Еще в 1990 году двенадцать выпускников ВСГИК были приняты актерами в республиканский театр кукол «Ульгэр». 

В 1997 году по заказу Минкультуры Бурятии театральная кафедра набрала 20 девушек и юношей из деревень республики для подготовки актеров в Бурятский театр драмы им. Х. Намсараева. 

В 2000 году Русский драматический театр им. Н. Бестужева заказал целевой набор в актерскую студию для пополнения своего коллектива молодыми кадрами. Наряду со студийной подготовкой кадров, все эти годы кафедра продолжала набирать новые курсы совместного обучения актеров и режиссеров по линии художественного творчества.

В 2018 году по решению Ученого Совета в состав кафедры театрального искусства влились преподаватели кафедры сценической речи. Как отмечено на сайте института, ВСГИК растил кадры для Бурятии, Забайкалья, Приангарья, Тывы, Хакасии и других регионов. 

Как сообщила Елена Перова, исполняющая обязанности ректора Восточно-Сибирского государственного института культуры: «До 2019 года, если не было бюджетных мест, у нас была возможность объявить прием на коммерческой основе. Но в силу того, что стоимость обучения очень высокая, потребности обучения на таких условиях нет». 
За платное образование требовалось внести 200 тыс. рублей в год, потому желающих не было. 

На вопрос редакции на кафедре напомнили, что после выпусков 90-х годов целевой подготовкой актерских курсов для драматических театров  Бурятии ВСГИК больше не занимался, а театры предпочитали делать целевые наборы для обучения в СпбГАТИ, Театральном институте им. Бориса Щукина, Дальневосточном Государственном институте искусств. Набирать артистов тот же Сергей Левицкий, в труппе которого работает немало выпускников ВСГАКИ (ВСГИК), часто ездил в другие регионы России. Как ответил на этот упрек сам художественный руководитель, «потому что никогда не знаешь, где и когда встретишь артиста мечты». Проблема, однако, еще и в том, что, уезжая на обучение в ведущие вузы страны, молодые актеры не спешат возвращаться на родину. 

К слову, ограничение коснулось не только Восточно-Сибирского института культуры. Теперь всего семь театральных институтов России и два кинематографических могут готовить актеров на бюджетной основе. 

Для тех, кто все же хочет связать себя с театром, в институте существует направление «Народная художественная культура», где готовят режиссеров любительского театра, но это уже, как вы понимаете, не профессиональное, а, скорее, самодеятельное искусство.

Диляра Батудаева, «Номер один».
^