Через века и страны

Картина, подаренная Ларисе Сахьяновой шахиншахом Ирана, обрела вторую жизнь
A- A+
Истории многих произведений искусства столь же удивительны и драматичны, как судьбы людей. А порой и более. Картина «Кающаяся Магдалина» итальянского живописца Помпео Джироламо Батони (1708-1787) украшала личные покои курфюрста Саксонии и короля Польши Августа II. Затем она долгое время была одним из самых любимых публикой сокровищ Дрезденской галереи. 

На исходе Второй мировой войны по приказу нацистского гауляйтера Мартина Мучмана вместе с другими 153 полотнами выдающихся мастеров «Кающуюся Марию Магдалину» попытались переправить в мебельном фургоне с восточного берега Эльбы на западный. Риск был огромный, музейные работники пытались возражать против безумной затеи. Но, как заявлял Мучман, он предпочтет уничтожить сокровища искусства, чем допустить, чтобы они «попали в руки русских». В итоге фургон с шедеврами попал под бомбы англо-американского воздушного налета и действительно был уничтожен со всем бесценным содержимым.   

Однако еще в 18-19 веках с «Кающейся Марии Магдалины» Помпео Джироламо Батони было сделано множество копий – картина была очень популярна, богатые и знатные семейства Европы желали наслаждаться ею ежедневно. Одна из наиболее известных копий, сделанная по заказу прусского короля Фридриха II, была выставлена в Голубой комнате его дворца в Сансуси и тоже пропала в годы Первой мировой (сейчас на ее месте – другая копия, выполненная в 1776 году художником Бокком). Еще одна в процессе создания была уничтожена неизвестным вандалом. Он облил картину  купоросом прямо в зале Дрезденской галереи, где над ней работал живописец Шрамм. Третья - совершила удивительное путешествие, вехами которого стали Бонн и Тегеран, а конечным пунктом – Улан-Удэ. 

После завершения Первой мировой войны в Дрезденскую галерею поступило несколько писем от обладателей копий «Кающейся Марии Магдалины» с предложениями приобрести их или принять в дар. Одно из писем пришло из Бонна. Его автор сообщал, что рассматривает также возможность продажи картины на Восток. Поскольку Дрезденская галерея выставляет только оригиналы картин и, соответственно, никогда не покупает копии, можно предположить, что владелец этой копии «Кающейся Марии Магдалины» воплотил свой альтернативный замысел.  

В начале 60-х годов в Тегеране проходили гастроли Бурятского театра оперы и балета. Особым успехом пользовался балет «Бахчисарайский фонтан». Шахиншах Моххамед Реза Пехлеви был глубоко впечатлен высоким искусством бурятского балета, прежде всего, энергетикой и пластикой Ларисы Сахьяновой. Правитель Ирана подарил прима-балерине персидский перстень, ковер и картину – великолепную копию «Кающейся Марии Магдалины». Так это полотно оказалось в столице Бурятии. 

Люди, лично знавшие Ларису Петровну, помнят, что «Кающаяся Мария Магдалина» висела в ее и Петра Абашеева квартире. Потом она куда-то загадочно исчезла. 

После смерти народной артистки СССР Ларисы Сахьяновой «Кающуюся Марию Магдалину» нашел родственник выдающейся балерины, замечательный художник и скульптор Максим Гомбоев, который является ярким продолжателем традиций бурятской школы резьбы по дереву и чеканки. Он передал полотно предпринимателю, меценату и коллекционеру Льву Бардамову. 

Картина была в очень плохом состоянии – изрезана вдоль и поперек. Что с ней произошло – доподлинно неизвестно. Реставраторы в Улан-Удэ и Иркутске, к которым обращался Лев Бардамов, не взялись за ее восстановление. Рассматривался вопрос о передаче картины на реставрацию во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря. 

Положение спас замечательный улан-удэнский иконописец и реставратор Олег Шулепов. Он взялся сделать, казалось бы, невозможное. И сделал, затратив на восстановление «Кающейся Марии Магдалины» более года, массу сил и душевной энергии. Достаточно сказать, что возраст холста требовал особо бережного отношения: в сутки можно было реставрировать не более пяти квадратных сантиметра.   

Сегодня любой желающий может увидеть картину с уникальной судьбой в галерее-музее Льва Бардамова. Возрожденное полотно точно передает притягательную красоту и высокую духовность образа Марии Магдалины, созданного Помпео Джироламо Батони. 

Служба информации «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.