Развалюхи вместо памятников

Бурятия проиграла суд по Гостиным рядам
A- A+
Бурятия, в лице администрации главы и правительства республики, обратилась в суд с исковым заявлением об обязании ответчика, АО «Томский Кристалл», выполнить производственные работы по сохранению объекта культурного наследия «Ряды Гостинодворские». И… проиграла.

Секрет провала

Как известно, улан-удэнские Гостиные ряды являются памятником федерального значения, находятся в собственности РФ, но все последние годы постепенно разрушаются. Объект просто-напросто никто не ремонтирует. Тем временем следы разрушения видны  уже невооруженным глазом. 

С 2011 года памятник 1804-1856 гг. постройки находился в хозяйственном ведении томского ФГУП «Кристалл». Оно взяло на себя охранные обязательства по этому довольно большому зданию (общая площадью более 2500 кв. метров).

Однако в прошлом году ФГУП прекратило свое существование. Российские власти реорганизовали его, преобразовав в АО «Томский Кристалл». Республика попыталась вменить предприятию в обязанность отремонтировать памятник «в натуре», но неудачно.

- Мы сегодня получили решение Арбитражного суда. ФГУП «Кристалл» перестало быть пользователем объекта культурного наследия, памятник больше не находится у него в оперативном управлении. Но у АО «Томский Кристалл» этого объекта в оперативном управлении тоже нет, - вкратце разъясняет выводы, к которым пришел суд, Дугарма Цыренова, председатель республиканского Комитета государственной охраны объектов культурного наследия.

Будет ли бурятская сторона оспаривать решение первой инстанции, пока непонятно. Комитет планирует тщательно проанализировать текст вердикта суда. Как поясняют наши чиновники, томский Арбитражный суд ссылается на обзор судебной практики, утвержденный президиумом Верховного суда.

- Верховный суд считает, раз пользователь ушел с объекта, у него прекращаются обязательства в его отношении. А ФГУП ушло, - отметила наша собеседница. 

Сегодня Гостиные ряды полностью находятся в ведении Российской Федерации.

- У нас сейчас решается вопрос по заключению охранного обязательства с Росимуществаом. Обговариваем с ними сроки проведения работ. Идет переписка. Со своей стороны, учитывая состояние здания, мы хотим, чтобы работы были проведены как можно скорее. По составу работ они, безусловно, согласны. Вопрос в сроках. Думаю, до конца этого месяца мы придем к единому мнению, - подытожила Дугарма Цыренова.

Напомним, что работы непосредственно на Гостиных рядах будут проводиться после разработки «Томским Кристаллом» соответствующей научной документации. Предприятие должно исполнить решение другого суда по этому поводу. Пока ФГУП «Кристалл» было живо, суд обязал его разработать научную документацию по ремонту Гостиных рядов. Сейчас эту обязанность унаследовал «Томский Кристалл», однако взять в хозяйственное ведение сам объект он не пожелал.

Сейчас, судя по всему, памятник живет без охранного обязательства, так как находится в «подвешенной» ситуации транзита.

Трещат по швам

Проигрыш процесса совпал с обсуждением в Народном Хурале темы охраны республиканских памятников. Руководитель администрации главы и правительства республики Баир Цыренов представил на сессии законопроект об изменении профильного закона по поводу полномочий по установлению границ охранной зоны объектов культурного наследия. 

Депутаты Хурала подняли проблему состояния памятников.

- Очень много объектов, которые не представляют никакой культурной ценности или дошли до такой степени, что остались развалюхи, не подлежащие даже восстановлению. Может быть, есть необходимость пересмотреть перечень? Исключить объекты, не представляющие ценности, – выступил один из парламентариев. 

Баир Цыренов отметил сложность процедуры исключения и напомнил, что была попытка вывести несколько объектов, но не нашли экспертов, которые бы подтвердили малоценность памятников.

Попытки вывода памятников регионального значения из «охранного» реестра  связаны со зданиями двух школ. Во время Великой Отечественной войны в них размещались эвакуационные госпитали. Возможно, попытки провалились из-за того, что эксперты оценили эти объекты, как сохраняющие историческую ценность. 

Нет денег и полномочий

На уровне Улан-Удэ есть комиссия, занимающаяся вопросами памятников истории и культуры. Вот только ее работа вряд ли принесет внятный результат по сокращению реестра республиканских памятников.

Так, проведение историко-культурной экспертизы требует финансирования. Ее подлежит проводить комиссией в составе минимум трех экспертов. Они заключат - утратило ли здание историческую, культурную ценность и может ли оно быть исключено из «охранного» реестра.  При этом экспертам необходимо приехать в Бурятию и посетить памятник. Нужна и архивная работа. Все это оплачивает приглашающая сторона.

При этом регион сам не может исключить региональный памятник из реестра. Пакет документов на этот счет направляется в Минкультуры России. Если на федеральном уровне все пройдет гладко, то будет подготовлено распоряжение правительства РФ об исключении. И только после вступления распоряжения в силу объект исключается.

Как отметил нашему изданию независимый источник, близкий к «архитектурным» кругам Бурятии, эксперты очень неохотно берутся работать по делам, которые связаны и исключением памятников. Они страшатся навредить своей репутации в глазах Минкультуры России. К слову, аттестацию тех же самых экспертов  проводит именно данное ведомство. 

«Переаттестовываются они раз в три года. При этом комиссии министерства просматривают все проведенные ими экспертизы. Очень часто экспертиза на вывод памятников из реестра связана с интересом строительных компаний очистить место для возведения новых объектов. 

А памятники истории, культуры обычно находятся в привлекательных для застройки местах. Если эксперты одобряют вывод памятника, то чиновники могут посчитать, что они пошли на поводу у крупных застройщиков, у строительного бизнеса. Появляется риск не пройти переаттестацию», - отметил источник, пожелавший остаться анонимным.

Судя по всему, в Улан-Удэ памятники истории и культуры и дальше будут пребывать в подвешенном состоянии. Отфильтровать действительно ценные объекты эксперты не могут, опасаясь «репрессий». А ремонт и приведение памятников в божеский вид приводит к бесконечной волоките. 

Петр Санжиев, «Номер один».  
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.