«Мы сами в нее не верим»

Депутаты Хурала раскритиковали Стратегию-2035
A- A+
Вокруг Стратегии-2035 по-прежнему бушуют споры. На этот раз недоумение и возмущение в копилку вбросили депутаты Хурала, которые обрушились с критикой на документ, представленный им правительством. И во многом народные избранники были правы. Особенно когда предлагали чиновникам подождать. Но оные, пытаясь сохранить репутацию прилежных перед федеральными начальниками, решили, что Стратегия и так прекрасна. А значит, пора сдаваться.

Набросить пятилетку

Документ, именуемый «Стратегия социально-экономического развития Республики Бурятия», задумывался еще при Вячеславе Наговицыне. Тогда она доставала только до 2030 года и, судя по всему, должна была стать отчасти его предвыборной программой.

Было объявлено, что писать ее будем всенародно. В каждом районе созвали экспертов, которые предлагали свое видение будущего и в письменном виде отправляли чиновникам правительства. Те, собрав все в кучу, должны были передать все «хотелки», приведенные в более-менее упорядоченный и адекватный вид, новосибирской компании, которая выиграла тендер на разработку итогового документа.

Последнее слово было за Хуралом, который должен был дружно и патриотично проголосовать за Стратегию-2035. Все это наговицынское правительство планировало провернуть до 2017 года.

Однако в начале того года власть в Бурятии сменилась. Врио главы стал Алексей Цыденов, и о Стратегии на время забыли. Уже после выборов выяснилось, что Стратегия все же будет, но уже до 2035 года. Зачем новая власть набросила пятилетку, до сих пор никто не объяснил.

Разрабатывать ее решили на базе старой стратегии. И вот после долгой подготовки нам представлен черновик документа. Точнее, представлен он депутатам Хурала. В начале декабря Стратегия-2035 будет рассматриваться на сессии республиканского парламента. А пока идет обсуждение в комитетах.

А как же ДФО?

Мы уже писали о том, чем наполнен это чудный документ. Это, например, переход от «коричневых» технологий (технологии с высоким уровнем загрязнения окружающей среды) к зеленой цивилизации (именно цивилизации). И вообще к 2035 году нас ждет чистый воздух, альтернативная энергетика, никто не уезжает из Бурятии, никто не курит и не пьет, все живут более 80 лет, большинство граждан – предприниматели, половина населения говорит на иностранных языках и занимается спортом. В общем «рай на земле», как скептически высказалась одна из депутатов Хурала.

И вроде бы все получилось более-менее складно (насколько это возможно), но к моменту, когда проект подошел к финишу, случилось неожиданное: Бурятию включили в состав Дальневосточного федерального округа.

Отсюда новые возможности, новые госпрограммы, новые индикаторы, новое финансирование. Сейчас республика ждет визита Юрия Трутнева, полпреда президента в ДФО. После этого должна появиться хоть какая-то конкретика: на что мы можем рассчитывать.

Конечно, депутаты начали именно с этого вопроса, после того как замминистра экономики Елена Тыжинова вкратце обрисовала в чем суть Стратегии-2035.

- На Дальнем Востоке порядка 25 госпрограмм. И работа по изучению того, что мы можем получить, только-только началась. Очень много непонятных вещей. Есть ли возможность немножко подождать? Потому что потом придется опять переделывать, - говорили депутаты Хурала.

Чиновник, видимо, была готова к таким вопросам. И отвечала, что Бурятия и раньше сидела в федеральных планах по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона. Просто сейчас эти планы стали более реальны. Кроме того, Стратегия отражает лишь общие цели и задачи, без конкретики. А конкретика будет приниматься отдельно в виде Плана мероприятий по реализации стратегии.

- Госпрограмм гораздо больше. Мы их все знаем. Во многих из них мы участвуем. Сейчас появляется возможность получить больше преференций. И это касается чисто индикаторов. До 26 ноября нас Минвостокразвития попросил сформировать возможные точки роста в республике. Мы уже примерно представляем, где можно сформировать эти точки, - говорила Елена Тыжинова, добавив при этом, что федеральное законодательство требует принять Стратегию до первого января будущего года.

Просили чиновников правительства не торопиться со Стратегией и по другим причинам. Например, потому что документ сначала нужно согласовать с федеральными министерствами. 

- Министерство экономического развития России полагает, что до начала декабря они дадут ответ, - парировала Елена Тыжинова. - Не думаем, что это надолго растянется и будут существенные замечания.

Оторвана от реальности

Другие народные избранники напомнили чиновникам о том, как прошлый созыв Хурала отказался принимать отчет по программе социально-экономического развития, представленный тогда еще зампредом правительства Александром Чепиком. Тогда депутаты пеняли на то, что индикаторы, обозначенные в первоначальном плане, постоянно переписывались и переделывались ради хорошей отчетности. А иногда и вовсе выкидывались из программы.

- Будут ли учтены ошибки? - вопрошал депутат Баир Цыренов.

Пытаясь успокоить взбудораженных депутатов, Елена Тыжинова объясняла, что Стратегия – общий документ, без конкретных цифр и индикаторов. Конкретика будет приниматься отдельным документом в виде плана мероприятий. А потому и править ничего не придется.

- Получается, что основной вывод, который сделало правительство с предыдущего опыта разработки программы СЭР, это то, что конкретики не надо, потому что за нее надо отвечать? Поэтому эту конкретику из Стратегии убрали. То есть основной вывод – что в следующий раз надо более умело уходить от ответственности за принятую Стратегию? – продолжал стоять на своем Баир Цыренов.

На это Елена Тыжинова привела железный довод: мол, не мы это придумали, так написано в федеральном законе. Которого еще не было, когда принимали прошлую СЭР.
Жирную черту под обсуждением подвела депутат Лилия Деева, новичок в республиканском парламенте, занимающая должность гендиректора Селенгинского ЦКК.

- Я ознакомилась со Стратегией на сайте Минэкономики. Замечательный документ. Но мне кажется, он оторван от реальной жизни, - говорила депутат Лилия Деева. - Мы закрываем роддомы в районах. В школах нет денег на элементарное. Врачей нет на селе вообще. Я не знаю, почему мы это рисуем, если сами не верим изначально, что эта Стратегия будет работать. Мы через десять лет скажем: «Извините, не выполнили».

На такой печальный вердикт чиновникам правительства ответить было нечего. Однако Елена Тыжинова попыталась. Ее рассуждения сводились к ключевой фразе: «Стратегические приоритеты должны быть расставлены».

То есть, грубо говоря, мы пишем Стратегию ради Стратегии. Потому что федеральный закон надо исполнять. Да, она оторвана от реальности. Да, она несовершенна. Но поделать ничего нельзя – Кремль требует. Поэтому, уважаемый читатель, не стоит относиться к этому документу как к реальной картине, описывающей будущее республики. Это всего лишь очередная формальная отписка, чтобы Минфин России, не дай бог, не усомнился в прилежности республиканской власти и не урезал финансирование.

Владимир Пашинюк, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.