Зеркало правды
«Смерть Тарелкина» – жесткая фантасмагория о русской действительности
23 и 24 ноября в Государственном русском драматическом театре им. Н.А. Бестужева прошла премьера спектакля «Смерть Тарелкина» по мотивам пьесы Александра Сухово-Кобылина.
В 2019-м году этой пьесе исполнится 150 лет, потому театралы с интересом ждали, насколько своевременной она будет в прочтении худрука театра Сергея Левицкого. Диктаторский стиль работы режиссера известен, но, похоже, это оправдано. Плодами его трудов стал ряд интересных спектаклей, по достоинству оцененных критиками. Зрители, однако, не всегда были единодушны во мнении – кому-то спектакли Левицкого нравились очень, а кому-то они не нравились совсем. Упреки, что театр избавился от прежнего зрителя, ходившего на понятные спектакли, вроде «Слишком женатый таксист» и другие, раздавались то и дело.
В какой-то момент в театре даже приняли решение заняться воспитанием нового зрителя, но, как месяц назад сказал гостивший в том же театре известный драматург Вячеслав Дурненков, по мере работы со зрителем меняется и сам театр.
В результате новый спектакль «Смерть Тарелкина» получился цельным, современным и доступным для понимания зрителями разных возрастов. При этом Левицкий стилю своему не изменил - без крови и хоррора не обошлось.
Постановка стала одной из самых сложных в изготовлении декораций. Стильная сценография являет собой стену, условно поделенную на два этажа, за которой скрывается таинственный лес. На втором этаже располагаются, с одной стороны, музыканты, а с другой – хор из семи актрис. На первом – череда массивных дверей, то скрывающихся от глаз зрителей, то превращающихся в окна или тюремные решетки.
«Смерть Тарелкина» – это жесткая фантасмагория о русской действительности, которая по-прежнему актуальна. Сам Тарелкин в исполнении нового актера театра - выпускника ВСГИК Дмитрия Тарбеева – «маленький человек» – становится жертвой абсурдных обстоятельств. Главным героем спектакля, по замыслу режиссера, становится исполняющий обязанности квартального надзирателя Иван Расплюев, которого играет Владимир Барташевич. По мнению актера, спектакль на самом деле о добре и высмеивает жуткую систему несправедливости, круговой поруки, кумовства и чувства безнаказанности у людей.
- Повсюду невежество и некомпетенция, все утрированно и помножено на два. Но в кажущемся отсутствии любви и добра как раз и есть концентрация этих важнейших качеств. И вот именно поэтому спектакль о добре, на мой взгляд. Мы должны помнить и понимать, что такое зло и несправедливость. И понимать, что человек, имеющий власть, несет огромную ответственность. А ответственность не может граничить с невежеством, - сказал Владимир Барташевич после спектакля.
Для раскрытия этого персонажа режиссер добавил в сюжет спектакля лирическую историю и новый персонаж – девушку, в которую влюблен Расплюев. Глупый, трусливый, жадный до славы человек, обличенный властью, мнит себя вершителем жизней и судеб и начинает упиваться своим положением, теряя человеческий облик.
Зрители приняли спектакль, бросающий вызов сегодняшнему дню. Сергей Левицкий вновь обличает и предлагает зрителям зеркало. Не случайно спектакль начинается именно с того, что убогого вида старушонка – беззубая и юродивая, показывает зрителям зеркало, в которое, оказывается, так страшно взглянуть. Зеркало правды бьется в самом конце, когда… Впрочем, приходите сами увидеть финал. Скажем только, что, когда все закончилось, зрители аплодировали стоя, словно очнувшись от сна. И это притом, что весь спектакль в зале раздавался смех. Да, только не тут-то было - мы все еще в этом сне. Как в фильме ужасов, когда уже видишь хороший конец, а потом выясняется, что это только показалось.
В спектакле на сцене ГРДТ прекрасно дебютировала заслуженная артистка Бурятии Софья Гущина в роли Людмилы Спиридоновы. Блестяще сыграли Аюр Доржиев (Варравин) и Анастасия Турушева (Мавруша).
- Это история для меня очень актуальная. И это, наверное, самое страшное. Так хочется, чтобы все это было неправдой, шуткой, страшной сказкой, - признался после премьеры Аюр Доржиев.
Следует отметить работу ассистента режиссера по сценическому движению Евгению Герасимову – ее талантливый почерк заметен во многих спектаклях Сергея Левицкого.
Спектакль получился дерзкий, иносказательный, но понятный и нескучный. И было с чем сравнить. Прошедшие недавно «Большие гастроли» Тюменского театра в очередной раз показали: наши спектакли не хуже тех привезенных, которые театралы Бурятии успели увидеть, начиная с 2015 года. С Вахтанговским театром, который приезжал в 2014 году, так и быть, не сравниваем по причине легендарности актеров, а вот со всеми последующими – точно не хуже.
А порой и намного лучше.
Диляра Батудаева, «Номер один».
В 2019-м году этой пьесе исполнится 150 лет, потому театралы с интересом ждали, насколько своевременной она будет в прочтении худрука театра Сергея Левицкого. Диктаторский стиль работы режиссера известен, но, похоже, это оправдано. Плодами его трудов стал ряд интересных спектаклей, по достоинству оцененных критиками. Зрители, однако, не всегда были единодушны во мнении – кому-то спектакли Левицкого нравились очень, а кому-то они не нравились совсем. Упреки, что театр избавился от прежнего зрителя, ходившего на понятные спектакли, вроде «Слишком женатый таксист» и другие, раздавались то и дело.
В какой-то момент в театре даже приняли решение заняться воспитанием нового зрителя, но, как месяц назад сказал гостивший в том же театре известный драматург Вячеслав Дурненков, по мере работы со зрителем меняется и сам театр.
В результате новый спектакль «Смерть Тарелкина» получился цельным, современным и доступным для понимания зрителями разных возрастов. При этом Левицкий стилю своему не изменил - без крови и хоррора не обошлось.
Постановка стала одной из самых сложных в изготовлении декораций. Стильная сценография являет собой стену, условно поделенную на два этажа, за которой скрывается таинственный лес. На втором этаже располагаются, с одной стороны, музыканты, а с другой – хор из семи актрис. На первом – череда массивных дверей, то скрывающихся от глаз зрителей, то превращающихся в окна или тюремные решетки.
«Смерть Тарелкина» – это жесткая фантасмагория о русской действительности, которая по-прежнему актуальна. Сам Тарелкин в исполнении нового актера театра - выпускника ВСГИК Дмитрия Тарбеева – «маленький человек» – становится жертвой абсурдных обстоятельств. Главным героем спектакля, по замыслу режиссера, становится исполняющий обязанности квартального надзирателя Иван Расплюев, которого играет Владимир Барташевич. По мнению актера, спектакль на самом деле о добре и высмеивает жуткую систему несправедливости, круговой поруки, кумовства и чувства безнаказанности у людей.
- Повсюду невежество и некомпетенция, все утрированно и помножено на два. Но в кажущемся отсутствии любви и добра как раз и есть концентрация этих важнейших качеств. И вот именно поэтому спектакль о добре, на мой взгляд. Мы должны помнить и понимать, что такое зло и несправедливость. И понимать, что человек, имеющий власть, несет огромную ответственность. А ответственность не может граничить с невежеством, - сказал Владимир Барташевич после спектакля.
Для раскрытия этого персонажа режиссер добавил в сюжет спектакля лирическую историю и новый персонаж – девушку, в которую влюблен Расплюев. Глупый, трусливый, жадный до славы человек, обличенный властью, мнит себя вершителем жизней и судеб и начинает упиваться своим положением, теряя человеческий облик.
Зрители приняли спектакль, бросающий вызов сегодняшнему дню. Сергей Левицкий вновь обличает и предлагает зрителям зеркало. Не случайно спектакль начинается именно с того, что убогого вида старушонка – беззубая и юродивая, показывает зрителям зеркало, в которое, оказывается, так страшно взглянуть. Зеркало правды бьется в самом конце, когда… Впрочем, приходите сами увидеть финал. Скажем только, что, когда все закончилось, зрители аплодировали стоя, словно очнувшись от сна. И это притом, что весь спектакль в зале раздавался смех. Да, только не тут-то было - мы все еще в этом сне. Как в фильме ужасов, когда уже видишь хороший конец, а потом выясняется, что это только показалось.
В спектакле на сцене ГРДТ прекрасно дебютировала заслуженная артистка Бурятии Софья Гущина в роли Людмилы Спиридоновы. Блестяще сыграли Аюр Доржиев (Варравин) и Анастасия Турушева (Мавруша).
- Это история для меня очень актуальная. И это, наверное, самое страшное. Так хочется, чтобы все это было неправдой, шуткой, страшной сказкой, - признался после премьеры Аюр Доржиев.
Следует отметить работу ассистента режиссера по сценическому движению Евгению Герасимову – ее талантливый почерк заметен во многих спектаклях Сергея Левицкого.
Спектакль получился дерзкий, иносказательный, но понятный и нескучный. И было с чем сравнить. Прошедшие недавно «Большие гастроли» Тюменского театра в очередной раз показали: наши спектакли не хуже тех привезенных, которые театралы Бурятии успели увидеть, начиная с 2015 года. С Вахтанговским театром, который приезжал в 2014 году, так и быть, не сравниваем по причине легендарности актеров, а вот со всеми последующими – точно не хуже.
А порой и намного лучше.
Диляра Батудаева, «Номер один».