Будни строителей БАМа: рейдерство, офшоры, «кидалово»
В Северобайкальске несколько крупных строительных организаций, строивших второй путь Байкало-Амурской магистрали, «кинули» на сотни миллионов рублей
В результате на государственной стройке тысячи рабочих остались без зарплат. А на непричастных к выводу денег Фонда национального благосостояния РФ (ФНБ) руководителей субподрядчиков Бурятии заведены уголовные дела по невыплате заработной платы. Причем деньги с БАМ-2 вывел в офшоры один их генподрядчиков стройки - ООО «Стройновация», структура представителя так называемого «кремлевского семейного клана» - миллиардера Зиявудина Магомедова, арестованного по подозрению в создании ОПГ.
Деньги не пахнут
Без малого полвека прошло, как в Бурятии началось строительство БАМа. Тогда люди ехали на стройку за романтикой и хорошими северными зарплатами. Теперь, когда стартовал проект второй очереди дороги, она уже не пахнет «запахом тайги», а лишь откатами, ложью, воровством и обманом рабочих и директоров предприятий. Все это уже в скором времени приведет к массовым банкротствам остающихся на плаву строительных организаций и сворачиванием деловой активности на севере Бурятии.
А начиналось все, как обычно, хорошо. Несколько лет назад по просьбе китайских товарищей, заинтересованных в дополнительных объемах поставок угля и другого сырья, РЖД начала «расшивать» узкие места однопутного БАМа и фактически приступила к возведению второго пути. Ведь пока в узких местах железной дороги составы простаивают, дожидаясь прохождения встречных грузовых поездов.
На эти цели были выделены федеральные деньги, средства РЖД и самое главное - ФНБ. То есть деньги нашего будущего. Всего планировалось освоить за несколько лет почти полтриллиона рублей. Для строителей Бурятии новый проект был как глоток свежего воздуха - впервые за много лет появились крупные объемы.
Среди многих предприятий, «клюнувших» на стройку государственной важности, стало и ООО «МК-137». Зайдя на железную дорогу в начале 2016 года, эта строительная организация стала прокладывать второй путь на участках от Кунермы до Агнея. Тогда никто не предполагал, что деньги вскоре будут разворованы одним из генподрядчиков БАМ-2 - ООО «Стройновация», а рабочие, уже выполнив работы на дороге, останутся без зарплат.
От перестановки сумма меняется
Здесь, чтобы понять причины краха строительных компаний севера Бурятии, мы перенесемся в запутанные околокремлевские расклады.
Итак, судя по имеющейся информации, ООО «Стройновация» принадлежит хозяину компании «Сумма» Зиявудину Магомедову, совершившему головокружительную карьеру в ходе временной перестановки в президенты Дмитрия Медведева. Получив несколько лет назад генподряды на колоссальные объемы работ на железной дороге и грузоперевозках, всего за один год этот бизнесмен по версии Forbes в десять раз увеличил свое состояние (до 700 млн долларов). Миллиарды бюджетных рублей Магомедов осваивал через своего друга - тогда вице-премьера правительства РФ и председателя совета директоров ОАО «РЖД» Аркадия Дворковича.
Они подружились еще в студенчестве, в МГУ, где оба учились на экономфаке и жили в одной комнате общаги. Близкие отношения затем переросли в крупнейшие господряды и заход на железнодорожные и спортивные стройки, скупку портов, грузовых терминалов.
Однако столь сильное усиление «семейного клана» (Дворкович входит в команду премьер-министра РФ Дмитрия Медведева), видимо, не входило в планы других групп влияния. С 2016 года «Сумма» начала проигрывать тендеры по всей стране и у Магомедова возникли серьезные финансовые проблемы. Которые он решал с помощью банального «кидалова».
Так, летом 2016 года в состоянии, близким к дефолту, оказалась одна из крупнейших компаний «Суммы» - ООО «Стройновация», которая ранее выиграла тендеры по БАМу и реконструкции железнодорожного узла Восточный - Находка. По этим объектам долг компании бюджету достиг 120 млрд рублей. С лета 2016 года «Стройновация» перестала обслуживать банковские кредиты. Уже тогда оперативники по команде раскопали многомиллиардные хищения при строительстве Магомедовым стадиона «Арена Балтика», аэропорта в Калининграде и других объектов. Позже, по версии следствия, был установлен ущерб от действий организованной преступной группировки - 2,5 млрд рублей.
«Денег нет, но вы держитесь»
Всего этого бурятские строители, видимо, не знали и продолжали ударно трудиться по заказу «Стройновации». Но с ноября 2016 года у МК-137 пошли задержки по оплате. Уже тогда было понятно, что денег больше не будет. Выяснилось, что «Стройновация», как генподрядчик, получив 1 млрд 300 млн рублей по одному из бамовских участков, перегнала 800 млн бурятским строителям, а остальное вывела в офшоры. Соответственно, на новое поступление структура Магомедова уже рассчитывать не могла, но продолжала «динамить» бурятских субподрядчиков, чтобы они выполняли работы уже за свой счет.
В МК-137 нам показали лживые эсэмэски гендиректора «Стройновации» Хамида Баширова. Который практически ежедневно слал из Москвы в Северобайкальск сообщения: держитесь, деньги поступят с минуту на минуту. Не прекращайте работы!
Непонятно, почему весь ноябрь и декабрь того года бурятские строители верили этим бредням, продолжая прокладывать в тайге второй путь железной дороги, хотя им следовало бы зафиксировать убытки и уйти со стройки. В результате МК-137 наработала убытков почти на 141 млн рублей.
Владимир Лищота, гендиректор МК-137, говорит, что он до последнего надеялся, что государственная стройка не останется без финансирования, к тому же консервация техники, увольнение рабочих и сворачивание работ сами по себе стоит дорого. Тянули, пока могли, без денег, на одних обещаниях. Но в итоге в январе 2017 года компания все же была вынуждена прекратить работы. В течение прошлого года компания прошла все арбитражные инстанции и имеет на руках исполнительный лист к ООО «Стройновации» на 141 млн рублей. Но толку нет. Денег нет и не будет.
Кинуть, как плюнуть
- Ну, здесь нет ничего удивительного. Сидя на субподряде, тем более на «откатных» стройках, риск того, что вас «кинут», когда вы уже выполнили работы, просто запредельный, - считает Александр, руководитель одной из улан-удэнских строительных компаний. - Именно поэтому, несмотря на регулярные заманчивые обещания, я не работаю с государством, а только с бизнесом.
По словам эксперта, он знает в Улан-Удэ десятки случаев, когда директор, который вовремя не свернул работы на государственном или муниципальном объекте, далее был наказан через возбуждение уголовных против него за невыплату зарплат и налогов.
- Чиновников и силовиков неплатежи не волнуют, они говорят, да вы же сами виноваты, что не рассчитали коммерческих рисков, - говорит предприниматель.
В свою очередь, в МК-137 отмечают, что говорить о коммерческих рисках на государственной стройке неправильно. Тем более что на БАМ-2 были направлены деньги ФНБ, соответственно, контроль должен был быть еще на стадии выбора государством генподрядчика. К тому же сразу уйти со стройки и сорвать сроки работ было опасно. Если бы деньги все же удалось найти, то уход мог бы стоить строительной компании будущих заказов.
Впрочем, в случае с крахом «Стройновации» у бурятских строителей была возможность подстелить себе соломку. Дело в том, что генподрядчик завез на их склад и передал им на ответственное хранение многочисленное оборудование для электрификации и обустройства второго пути БАМа. Стоимость оборудования как раз совпадала с объемом обязательств «Стройновации» перед МК-137.
Реализовав оборудование из конкурсной массы в ходе дела о банкротстве предприятия, деньги пошли бы на выплату, прежде всего, долгов по заработной плате и налогов. Чтобы избежать собственного банкротства.
Однако и здесь, судя по всему, чиновники и силовики подставили подножку МК-137.
Грабь ограбленного?
Как сообщил Владимир Лищота, на прошлой неделе в Северобайкальске группа сотрудников полиции, вопреки закону, проникла на склад компании. А затем на грузовиках со склада вывезли все оборудование.
Сами участники рейда объясняют эти действия заявлением некой ОАО «ДКРС» (структуры ОАО «РЖД») о том, что это якобы их оборудование.
- Это полный бред, никакого отношения к вывезенному имуществу эта структура не имеет, поскольку оборудование мы получили от ООО «Стройновация» и предоставили правоохранительным органам все необходимые подтверждающие документы, - говорит Владимир Лищота. - ДКРС никогда не являлось и не является собственником вывезенного с нашего склада имущества.
Как сообщается в заявлении компании в прокуратуру, «полиция не имеет права вмешиваться в гражданско-правовые отношения между юридическими лицами. В противном случае в действиях сотрудников полиции усматривается превышение должностных полномочий».
Все это нам напоминает рейдерство. Когда пострадавшая от вхождения в государственную стройку частная компания пытается защититься от претензий самого государства сохранением активов должника, само же государство в лице силовиков лишает ее последних средств!
И поэтому обо всем этом стоит тщательно подумать пока еще остающимся на плаву строительным и дорожным компаниям Бурятии. Которые сегодня несказанно обрадованы заманчивым 8-милллиардным федеральным траншем Бурятии на инфраструктурные проекты в 2019 году. Ведь прежде, чем с энтузиазмом и без тщательной проверки генподрядчика включаться в работу, стоит подумать - а можно ли вообще найти золотые денежки в стране дураков? Помнится, у Буратино это не получилось.
Дмитрий Родионов, «Номер один».
Деньги не пахнут
Без малого полвека прошло, как в Бурятии началось строительство БАМа. Тогда люди ехали на стройку за романтикой и хорошими северными зарплатами. Теперь, когда стартовал проект второй очереди дороги, она уже не пахнет «запахом тайги», а лишь откатами, ложью, воровством и обманом рабочих и директоров предприятий. Все это уже в скором времени приведет к массовым банкротствам остающихся на плаву строительных организаций и сворачиванием деловой активности на севере Бурятии.
А начиналось все, как обычно, хорошо. Несколько лет назад по просьбе китайских товарищей, заинтересованных в дополнительных объемах поставок угля и другого сырья, РЖД начала «расшивать» узкие места однопутного БАМа и фактически приступила к возведению второго пути. Ведь пока в узких местах железной дороги составы простаивают, дожидаясь прохождения встречных грузовых поездов.
На эти цели были выделены федеральные деньги, средства РЖД и самое главное - ФНБ. То есть деньги нашего будущего. Всего планировалось освоить за несколько лет почти полтриллиона рублей. Для строителей Бурятии новый проект был как глоток свежего воздуха - впервые за много лет появились крупные объемы.
Среди многих предприятий, «клюнувших» на стройку государственной важности, стало и ООО «МК-137». Зайдя на железную дорогу в начале 2016 года, эта строительная организация стала прокладывать второй путь на участках от Кунермы до Агнея. Тогда никто не предполагал, что деньги вскоре будут разворованы одним из генподрядчиков БАМ-2 - ООО «Стройновация», а рабочие, уже выполнив работы на дороге, останутся без зарплат.
От перестановки сумма меняется
Здесь, чтобы понять причины краха строительных компаний севера Бурятии, мы перенесемся в запутанные околокремлевские расклады.
Итак, судя по имеющейся информации, ООО «Стройновация» принадлежит хозяину компании «Сумма» Зиявудину Магомедову, совершившему головокружительную карьеру в ходе временной перестановки в президенты Дмитрия Медведева. Получив несколько лет назад генподряды на колоссальные объемы работ на железной дороге и грузоперевозках, всего за один год этот бизнесмен по версии Forbes в десять раз увеличил свое состояние (до 700 млн долларов). Миллиарды бюджетных рублей Магомедов осваивал через своего друга - тогда вице-премьера правительства РФ и председателя совета директоров ОАО «РЖД» Аркадия Дворковича.
Они подружились еще в студенчестве, в МГУ, где оба учились на экономфаке и жили в одной комнате общаги. Близкие отношения затем переросли в крупнейшие господряды и заход на железнодорожные и спортивные стройки, скупку портов, грузовых терминалов.
Однако столь сильное усиление «семейного клана» (Дворкович входит в команду премьер-министра РФ Дмитрия Медведева), видимо, не входило в планы других групп влияния. С 2016 года «Сумма» начала проигрывать тендеры по всей стране и у Магомедова возникли серьезные финансовые проблемы. Которые он решал с помощью банального «кидалова».
Так, летом 2016 года в состоянии, близким к дефолту, оказалась одна из крупнейших компаний «Суммы» - ООО «Стройновация», которая ранее выиграла тендеры по БАМу и реконструкции железнодорожного узла Восточный - Находка. По этим объектам долг компании бюджету достиг 120 млрд рублей. С лета 2016 года «Стройновация» перестала обслуживать банковские кредиты. Уже тогда оперативники по команде раскопали многомиллиардные хищения при строительстве Магомедовым стадиона «Арена Балтика», аэропорта в Калининграде и других объектов. Позже, по версии следствия, был установлен ущерб от действий организованной преступной группировки - 2,5 млрд рублей.
«Денег нет, но вы держитесь»
Всего этого бурятские строители, видимо, не знали и продолжали ударно трудиться по заказу «Стройновации». Но с ноября 2016 года у МК-137 пошли задержки по оплате. Уже тогда было понятно, что денег больше не будет. Выяснилось, что «Стройновация», как генподрядчик, получив 1 млрд 300 млн рублей по одному из бамовских участков, перегнала 800 млн бурятским строителям, а остальное вывела в офшоры. Соответственно, на новое поступление структура Магомедова уже рассчитывать не могла, но продолжала «динамить» бурятских субподрядчиков, чтобы они выполняли работы уже за свой счет.
В МК-137 нам показали лживые эсэмэски гендиректора «Стройновации» Хамида Баширова. Который практически ежедневно слал из Москвы в Северобайкальск сообщения: держитесь, деньги поступят с минуту на минуту. Не прекращайте работы!
Непонятно, почему весь ноябрь и декабрь того года бурятские строители верили этим бредням, продолжая прокладывать в тайге второй путь железной дороги, хотя им следовало бы зафиксировать убытки и уйти со стройки. В результате МК-137 наработала убытков почти на 141 млн рублей.
Владимир Лищота, гендиректор МК-137, говорит, что он до последнего надеялся, что государственная стройка не останется без финансирования, к тому же консервация техники, увольнение рабочих и сворачивание работ сами по себе стоит дорого. Тянули, пока могли, без денег, на одних обещаниях. Но в итоге в январе 2017 года компания все же была вынуждена прекратить работы. В течение прошлого года компания прошла все арбитражные инстанции и имеет на руках исполнительный лист к ООО «Стройновации» на 141 млн рублей. Но толку нет. Денег нет и не будет.
Кинуть, как плюнуть
- Ну, здесь нет ничего удивительного. Сидя на субподряде, тем более на «откатных» стройках, риск того, что вас «кинут», когда вы уже выполнили работы, просто запредельный, - считает Александр, руководитель одной из улан-удэнских строительных компаний. - Именно поэтому, несмотря на регулярные заманчивые обещания, я не работаю с государством, а только с бизнесом.
По словам эксперта, он знает в Улан-Удэ десятки случаев, когда директор, который вовремя не свернул работы на государственном или муниципальном объекте, далее был наказан через возбуждение уголовных против него за невыплату зарплат и налогов.
- Чиновников и силовиков неплатежи не волнуют, они говорят, да вы же сами виноваты, что не рассчитали коммерческих рисков, - говорит предприниматель.
В свою очередь, в МК-137 отмечают, что говорить о коммерческих рисках на государственной стройке неправильно. Тем более что на БАМ-2 были направлены деньги ФНБ, соответственно, контроль должен был быть еще на стадии выбора государством генподрядчика. К тому же сразу уйти со стройки и сорвать сроки работ было опасно. Если бы деньги все же удалось найти, то уход мог бы стоить строительной компании будущих заказов.
Впрочем, в случае с крахом «Стройновации» у бурятских строителей была возможность подстелить себе соломку. Дело в том, что генподрядчик завез на их склад и передал им на ответственное хранение многочисленное оборудование для электрификации и обустройства второго пути БАМа. Стоимость оборудования как раз совпадала с объемом обязательств «Стройновации» перед МК-137.
Реализовав оборудование из конкурсной массы в ходе дела о банкротстве предприятия, деньги пошли бы на выплату, прежде всего, долгов по заработной плате и налогов. Чтобы избежать собственного банкротства.
Однако и здесь, судя по всему, чиновники и силовики подставили подножку МК-137.
Грабь ограбленного?
Как сообщил Владимир Лищота, на прошлой неделе в Северобайкальске группа сотрудников полиции, вопреки закону, проникла на склад компании. А затем на грузовиках со склада вывезли все оборудование.
Сами участники рейда объясняют эти действия заявлением некой ОАО «ДКРС» (структуры ОАО «РЖД») о том, что это якобы их оборудование.
- Это полный бред, никакого отношения к вывезенному имуществу эта структура не имеет, поскольку оборудование мы получили от ООО «Стройновация» и предоставили правоохранительным органам все необходимые подтверждающие документы, - говорит Владимир Лищота. - ДКРС никогда не являлось и не является собственником вывезенного с нашего склада имущества.
Как сообщается в заявлении компании в прокуратуру, «полиция не имеет права вмешиваться в гражданско-правовые отношения между юридическими лицами. В противном случае в действиях сотрудников полиции усматривается превышение должностных полномочий».
Все это нам напоминает рейдерство. Когда пострадавшая от вхождения в государственную стройку частная компания пытается защититься от претензий самого государства сохранением активов должника, само же государство в лице силовиков лишает ее последних средств!
И поэтому обо всем этом стоит тщательно подумать пока еще остающимся на плаву строительным и дорожным компаниям Бурятии. Которые сегодня несказанно обрадованы заманчивым 8-милллиардным федеральным траншем Бурятии на инфраструктурные проекты в 2019 году. Ведь прежде, чем с энтузиазмом и без тщательной проверки генподрядчика включаться в работу, стоит подумать - а можно ли вообще найти золотые денежки в стране дураков? Помнится, у Буратино это не получилось.
Дмитрий Родионов, «Номер один».