Психология сказки

Почему дети любят волшебные истории и зачем детям нужно их читать?
A- A+
Вот и наступило время чудес и волшебства. Не за горами Новый год - праздник, полный волшебства, чудесных превращений и исполнения самых заветных желаний. Кажется, в эти магические дни вместе с Дедом Морозом и Снегурочкой оживают сказки. Почему они, как воздух, необходимы детям? Секрет волшебства, исходящего от сказок, раскроет психолог Игорь Бадиев.

 Поучительная метафора

- Игорь Валерьевич, давайте поговорим сегодня о сказках. Расскажите, почему их так любят дети и зачем они вообще нужны?

- Сказки любят все, но дети  особенно. Сказки – это не просто забава, интересное чтиво или заполнение досуга. Они носят огромную воспитательную функцию. Что делает сказка? Она в метафоричной и одновременно доступной для ребенка форме доносит правила взаимоотношений между людьми, рассказывает о том, что такое хорошо, а что такое плохо, что есть зло и добро. 

Помимо закрученного сюжета, сказки позволяют ребенку прочувствовать эмоции героев, встать на их место, научиться, как действовать в той или иной ситуации. С помощью сказок ребенок может усвоить ответы на достаточно сложные вопросы морали и нравственности. Значение сказок в воспитании ребенка трудно переоценить.

За счет метафоричности они доносят до ребенка ту или иную систему взаимоотношений. Именно поэтому, например, Юнг рассматривал сказки как явление коллективного бессознательного. Первые сказки – это результат, в первую очередь, устного народного творчества, именно в них отражаются моральные и нравственные ценности общества. 

Сама по себе сказка это не какая-то статичная история, где есть какое-то событие и действие, она изменяется в течение времени. Если, например, проследить, как с веками менялся сюжет определенных сказок, можно увидеть и очень сильно удивиться, как вместе с ними менялось отношение людей к тем или иным вещам. 

Возьмем для примера сказки братьев Гримм и их русскоязычные версии, адаптированные нашими литераторами. Оригинальная народная сказка была более страшная, суровая, очень жестокая. Там, например, описывались явления каннибализма, насилия и убийства. Братья Гримм облекали ее в более мягкую форму, хотя и она была достаточно жесткой. 

Если рассмотреть современные варианты этих сказок, то они окажутся иными - учат доброте. Изначальный вариант их учил вовсе не этому - она была больше похожа на страшилку. Со временем из страшилки-предупреждения она превратилась в поучительную. В этой эволюции можно проследить динамику человеческих отношений от жестоких к более гуманистическим. Мир средневековья был очень жестоким, по сравнению с нашим, современным, и сказка это отражала. 

Лечение сказкой

- Однако, как бы ни менялась сказка, жесткие и страшные вещи в ней остались. Вспомним хотя бы, как съели Колобка. Почему, несмотря на страшные сюжеты, дети очень любят сказки?

- Дело в том, что сказки играют разные функции. По тому воздействию, которое она оказывает на ребенка, можно выделить несколько типов сказок. Например, для чего нужны сказки-страшилки? По сути, страшная сказка – это моделирование тревожащей ребенка ситуации. Многократное ее проигрывание позволяет малышу справляться с тревожностью. Испытывая страх в сказке, он учится бороться со страхом в жизни и правильно его преодолевать. 

Такие сказки готовят ребенка к жизненным испытаниям. Отгородить подрастающее чадо от реальности не по силам ни одному родителю. Хотим мы или нет, мир полон опасностей и печали. Болезни, смерть близких и прочие потери могут прийти неожиданно, и, не имея опыта их преодоления, подросший ребенок может быть раздавлен нахлынувшими горестями. Дети, которым в детстве не читали страшных сказок, часто оказываются беззащитны перед лицом внешнего мира.

В бытовых сказках разрешаются обычные, как правило, семейные конфликты. Эти сказки учат ребенка поведению в различных конфликтных ситуациях, в первую очередь, в межличностных отношениях. Сказки, где присутствует борьба добра со злом, формируют основы морали и нравственности.

Кроме того, существуют специально разработанные педагогами и психологами сказки, которые называют дидактическими. В сказочную форму «упаковывается» учебный материал, который в силу возраста очень легко усваивается детьми. 

Все эти сказки обладают психотерапевтическим эффектом. Именно поэтому они используются в психотерапии - с помощью сказочного образа легко усвоить новый материал, установить нравственные понятия, научить способам и правилам поведения, показать, как справляться со страхами и тревожными состояниями. Весь этот арсенал сказок используется в сказкотерапии – лечении сказкой. 

В зависимости от той проблемы, которая имеется у ребенка, подбирается, придумывается или специально разрабатывается соответствующая сказка. Кроме того, через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают или стесняются рассказать взрослым - страх, одиночество, неуверенность в себе, грубое отношение со стороны воспитателей или близкого человека.

- Можете привести пример лечения сказкой?

- В интернете можно найти множество различных сказок для тех или иных случаев жизни. Но сказкотерапия предполагает первоначальную диагностику той ситуации, которая требует психотерапевтического вмешательства, после чего под нее подбирается соответствующая сказка по возрасту, уровню развития ребенка и характера проблемы. 

Воображает, значит, познает мир

Необходимо отметить и еще один важный момент. Сказка развивает у детей фантазию и воображение. В дошкольном возрасте активно развивается воображение, поэтому сказка и работает. Ребенок придумывает различные миры, себя в различных ситуациях, моделирует их. Все это необходимо для того, чтобы развился такой познавательный процесс, как воображение. 

- Напомните читателям, для чего человеку воображение? 

- Это такой познавательный процесс, который позволяет человеку ориентироваться и познавать мир при недостатке информации о нем. По сути, все, что мы придумываем, все человеческие изобретения и открытия – это результат работы не столько мышления, сколько воображения. Естественно, сказка для ребенка – это неотъемлемая часть развития этого процесса.

Кроме того, через сказку происходит усвоение ребенком культурного опыта, в том числе и различных моделей поведения. Как-то раз мы с вами разговаривали о матерях-одиночках, которые беспокоятся о том, что их сын не усвоит мужскую модель поведения. На самом деле он легко ее усваивает, потому что слушает, читает, слышит их в сказках, где представлена данная модель мужского поведения. 

Помимо определенных социальных ролей, необходимо сказать, что с помощью сказки ребенок усваивает не очень конструктивные роли и модели поведения.

- Что это значит?

- Мы говорили о том, что сказка прогрессирует, изменяется, в некоторых случаях она может демонстрировать те модели поведения, которые на сегодняшний день не очень приемлемы. Например, многие сказки сейчас критикуются за подчиненную роль женщины в них. Предполагается, что они формируют у девочки модель подчиненного поведения женщины мужчине.

Или сказки, где победа одерживается с помощью физического насилия. То есть через те способы поведения, которые раньше были достаточно приемлемы, а сейчас ставятся под сомнение, как и сами эти сказки. Сейчас можно наблюдать активный процесс переработки культурного багажа сказок. Часто можно слышать дискуссии о приемлемости тех или иных сказок, можно или нельзя рассказывать и читать их ребенку. 

Чтение сближает

- Все-таки психологи рекомендуют детям читать сказки?

- Конечно, сказки – это обязательный атрибут детства, с помощью которого ребенок усваивает и культурный опыт, и модели поведения, и, что само важное, сказка – это совместная деятельность, которая сближает родителей и ребенка. Несмотря на теоретические разночтения о роли и содержании сказок, я бы на первый план вынес именно эту роль сказки. Само содержание сказки, наверное, отходит на второй план. Это мое личное мнение.

Лучше почитать с ребенком сказку, чем дать ему планшет с мультиками. Совместное прочтение устанавливает между родителем и ребенком доверительные отношения, невидимые связующие нити. Во время чтения ребенок чувствует себя в безопасности, он находится в комфортных для него условиях. Сказка является самой короткой дорожкой, по которой взрослый может подойти к внутреннему миру ребенка.

- Почему дети просят почитать одну и ту же сказку несколько раз?

- В этом может отражаться потребность ребенка убедиться в том, что жизнь стабильна и предсказуема. Любая сказка заканчивается победой добра над злом, ее финал всегда позитивен. Ребенок знает, чем сказка закончится, и ему хочется еще раз подтвердить, что все в жизни идет своим чередом и концовка та же, какая была вчера и позавчера.

Читая на ночь сказку, родители уделяют столь необходимое ему внимание. Детям важно общаться с родителями, проводить с ними вместе время, чтобы усваивать необходимые модели поведения, чтобы получать тепло, заботу и позитивные эмоции.

Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один». 
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.