Крик о помощи
Почему люди режут, бьют и жгут сами себя?
Этих людей не понимают. Говоря о тех, кто себя истязает – режет ножом, бьется об стену, рвет на себе волосы, многие крутят у виска. Самоповреждение общество всячески осуждает и совершенно не хочет слышать о его причинах. Окружающим кажется странным и непонятным, как это – причинять самому себе боль? «Самоповреждающее поведение – это очень серьезная проблема, которая может свидетельствовать о глубоких душевных переживаниях личности», констатирует кандидат психологических наук Игорь Бадиев.
Селфхарм
- Игорь Валерьевич, объясните, пожалуйста, суть такого явления, которое сводится к тому, что человек сам себе наносит повреждения. Какова его природа и чем оно обусловлено?
- Самоповреждение, или селфхарм (от self-harm) - это нанесение себе повреждений без суицидальных намерений. Нужно сказать, что это достаточно распространенное явление, которое существует довольно давно. Если рассматривать селфхарм в исторической перспективе, то мы можем найти следы самоповреждений в различных культурологических слоях, в определенных религиозных либо культурных практиках, в обрядах инициации.
Самоповреждения можно разделить по степени тяжести нанесенных увечий на тяжелые, умеренные и легкие. Мы с вами не будем рассматривать тяжелые (отрубание себе конечностей или отрезание ушей), потому что они, как правило, связаны с психопатологией, психотическими расстройствами. Гораздо чаще встречаются самоповреждения умеренной и легкой степеней.
Наиболее часто встречается такое явление, как самопорезы. Их обычно наносят в области предплечья, запястья или плеча. Реже на ногах и других частях тела. Помимо этого, самоповреждения могут быть в виде выдирания у себя волос, самоударов (руками по телу или головой об стену), самоожогов, расцарапывания ран, препятствования заживлению ранений. Также к самоповреждениям относят щипки своего тела.
Пик самоповреждений чаще всего приходится на подростковый возраст, но им не ограничивается. Селфхарм встречается во всех возрастных группах.
Физическая боль затмевает душевную
Если убрать психиатрические детерминанты, то наибольший интерес представляет психологический механизм причинения себе вреда или боли. Можно выделить три группы психологических мотивов нанесения самоповреждений. Первая группа – это повреждения, которые наносятся для того, чтобы преодолеть и избавиться от эмоциональных переживаний. Человек испытывает сильную эмоциональную боль и, не имея возможности выразить ее адекватным образом, прибегает к самоповреждению.
Срабатывает понятный физиологический механизм: организм реагирует на физическую боль выбросом определенных гормонов, в результате чего эмоциональные переживания притупляются и человеку становится лучше.
Этот мотив наиболее часто встречается в подростковом возрасте. Дело в том, что психология подростков такова, что они испытывают огромный диапазон новых эмоций, справляться с которыми еще не научились. Подростку очень трудно выразить свои эмоции, вербальных средств для этого у него еще недостаточно. Самоповреждение может оказаться для подростка тем способом, с помощью которого он может преодолеть захватившие его эмоциональные переживания.
Проблема заключается в том, что такой способ коппинг-поведения (справляющегося поведения) не помогает разрешить внутренней проблемы, а начинает порождать все новые и новые проблемы. Кроме того, такое поведение может закрепиться, в результате чего другие способы, как справляться с переживаниями, не вырабатываются. В итоге подросток не научается выражать свои эмоции, реагировать на них, ведь у него уже есть механизм избавления от них.
Такое поведение начинает напоминать зависимое поведение, похожее на аддиктивное.
Начав повреждать себя, человеку становится очень трудно остановиться. В тяжелых случаях доходит до того, что у кожи теряется регенеративная способность к восстановлению. Раны просто не заживают. Можно встретить и подростков, и уже взрослых людей, у которых шрамы сплошными зарубинами покрывают достаточно большие участки тела, начиная от запястий и заканчивая плечами.
- В этом случае это уже патология?
- Однозначно это нездоровое поведение, но оно больше напоминает зависимое (аддиктивное) поведение в том случае, если начинает прогрессировать. Когда самоповреждения начинают носить систематический характер.
В таких случаях первое, что необходимо сделать, это помочь подростку научить его тем адекватным способам, как справляться со стрессом и эмоциональными переживаниями, которые помогут ему уйти от самоповреждений.
«Я ничего не чувствую»
Вторая группа мотивов - это повреждения, направленные на возврат чувствительности. Что это значит? Когда эмоциональные переживания оказываются очень интенсивными при переживании психотравмирующих ситуаций (потеря близкого человека, сильный стресс, ситуация насилия), человек оказывается в некоем шоковом состоянии. В результате у него как бы отключается чувствительность, возникает «эмоциональное онемение», которое субъективно ощущается человеком как «я ничего не чувствую».
Это состояние, очень тягостное для человека, и самоповреждения используются для того, чтобы вернуть чувствительность, убедиться, что он еще может хоть что-то чувствовать. Здесь оказывается недостаточным просто научить человека справляться с негативными эмоциональными переживаниями, тут необходимо, в первую очередь, отреагировать травматические события, которые привели к этому состоянию.
Третья группа мотивов – это возврат контроля над собственным телом. Эта группа имеет некоторые схожие черты со второй группой, однако здесь отмечаются несколько иные переживания. Если в случае возврата чувствительности переживания в большей степени имеют эмоциональную составляющую, то здесь включается когнитивный компонент, когда у человека появляется мысль, что его тело ему теперь не принадлежит.
Для того, чтобы вернуть ему свое тело, он может делать с ним все, что захочет - может наносить самоповреждения. В этом плане можно сказать, что состояние потери контроля чем-то напоминает десоматизацию, когда «я» и «тело» представляются человеком как разные вещи. Они расщеплены, человек как бы наблюдает свое тело несколько со стороны. Такое явление очень часто встречается в ситуации физического или сексуального насилия.
Естественно, что здесь просто обучать навыкам справляться со своими эмоциями, как при первой группе мотивов, недостаточно. С человеком необходимо провести достаточно длительную психотерапевтическую работу.
Налицо дезадаптация
Внешне нельзя эти группы отличить друг от друга. Они не имеют внешних различий и различаются исключительно по мотивировке. В этой связи относительно самоповреждений существует ряд заблуждений. Нет понимания, почему это происходит.
Кстати говоря, есть самоповреждения культурно-обусловленные. Например, в определенных субкультурах, в том числе и подростковых, есть определенные элементы самоповреждений, например, при инициации. С этими моментами не следует путать явление селфхарма. Это абсолютно разные вещи, хотя по внешнему виду повреждений никогда нельзя сказать, почему они сделаны. Здесь нужен дифференцированный подход.
Эти три группы селфхарм, по сути, являются свидетельством достаточно сильной дезадаптации личности. Человеку трудно приспособиться к жизни, и ни в коем случае это явление нельзя путать с суицидальным поведением. Хотя, нужно сказать, что когда личность находится в дезадаптации, то она относится к группе риска по суициду. Самоповреждении и суицидальное поведение – это два разных симптома одной проблемы, а не вытекают друг из друга.
Самоповреждение не средство шантажа или манипуляции. Как правило, те люди, которые наносят себе повреждения, прячут их от посторонних глаз. Они их стесняются и негативно относятся к ним. Если вспомнить заключенных, которые демонстративно режут себе вены в знак протеста, это поведение не относится к селфхарму. Это другой тип самоповреждений и не попытка суицида. Здесь совершенно другая структура переживаний и мотивов.
Не ругать, а понять
Еще один момент – степень повреждения, глубина пореза и интенсивность переживаний, которые его вызвали, не связаны друг с другом. Степень повреждения зависит от болевого порога. Целью самоповреждения является причинение себе боли, а не нанесение максимального повреждения. Поэтому для людей с разным болевым порогом степень повреждений будет различной. Естественно, что если ранения наносить себе периодически или систематически, то болевой порог начинает повышаться и порезы усиливаться.
- Когда родители видят на руках у сына-подростка повреждения, они ругают его, не понимая всей глубины проблемы. Что им делать?
- Нужно понимать, что самоповреждающее поведение – это очень серьезная проблема, которая может свидетельствовать о достаточно сильной дезадаптации личности. Естественно, что средства наказания, воспитания и чтение морали не имеют никакого смысла и могут лишь усугубить ситуацию. Поэтому, конечно, нужно обратиться к специалисту. Следует выразить свою обеспокоенность не самими порезами, а душевным состоянием человека.
Сначала нужно выяснить мотив, далее необходимо применять те тактики психологического вмешательства, которые были оговорены по этим трем группам. Порой достаточно научить подростка способам справляться с переживаниями. При переживаниях, связанных с тяжелыми психотравмирующими ситуациями, самопомощь бессильна, и ребенка нужно показать психологу. Чтобы помочь, с ним нужно провести серьезную работу.
- Как быть жителям районов, которые не знают, где искать специалиста?
- Можно обратиться к психологу при школе или при поликлинике. Нужно понимать, что ребенку нужна своевременная психологическая помощь. Самоповреждение - это не болезнь и не психическое отклонение, на учет подростка не поставят. Главное, понять причину этого явления, мотив, который толкает его к селфхарму, чтобы успешно помочь человеку.
Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один».
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru