05.02.2019
«Серые схемы» и кумовство опустошают бюджет Бурятии

Недавно антимонопольная служба уличила в проведении нечестных торгов администрацию Северо-Байкальского района. Там родственница районного чиновника выиграла девять аукционов. Во всех закупках она была единственным участником. Из-за таких и других подобных антиконкурентных соглашений и без того нищая республика теряет миллионы рублей. 

Брат и сват

Внимание на странные победы в госзакупках индивидуального предпринимателя в Северо-Байкальском районе обратил Общероссийский народный фронт. Организатором торгов выступал комитет по управлению муниципальным хозяйством администрации района. Подозрения «фронтовиков» подтвердил уполномоченный орган – Управление антимонопольной службы по Бурятии. 

Сотрудники ведомства установили, что победителем девяти аукционов на общую сумму 2,4 млн рублей была предприниматель Екатерина Дмитриева. А заместителем начальника комитета и членом комиссии по осуществлению закупок является ее родной брат Максим Семенов. Во всех процедурах торгов предприниматель являлась единственным участником. 

- При этом, согласно законодательству, участник торгов обязан декларировать отсутствие между ним и заказчиком конфликта интересов, в том числе родственных связей. На этом основании комиссия должна была отклонить ее заявки. Кроме того, коды классификатора продукции по видам экономической деятельности в извещении о проведении закупки не совпадали с видом работ. В этом случае комиссия также должна была отстранить участника, но этого снова не случилось, - отмечают в ОНФ.

Оказалось,  что на момент проверки антимонопольной службой все контракты уже были исполнены, а соответственно, и взятки гладки. Все, что оставалось антимонопольщикам, это признать комитет по управлению муниципальным хозяйством Северо-Байкальского района нарушившим закон о защите конкуренции. Что они и сделали.

- По итогам проверки принято решение передать материалы для возбуждения дела об административном правонарушении. Мы и дальше будем вести мониторинг закупок в регионе на предмет возможных нарушений, – отметил член регионального штаба ОНФ Алексей Бадмаев.
 
Миллионные контракты

Дорожные аукционы, как правило, вызывают большой интерес у различных сомнительных организаций. И немудрено – на ремонт дорог в Бурятии ежегодно выделяются миллионы рублей, иногда суммы контрактов переваливают за миллиард. Мысль о возможном обогащении лишает сна и покоя сотни современных «остапов бендеров». 

Одним из воплощений «серой схемы» является «таран». Суть этой мошеннической операции заключается в следующем. Как правило, в торгах участвуют три компании. Два участника аукциона максимально сбивают цену контракта, часто предлагают выполнить работы ниже себестоимости. Остальные добросовестные фирмы теряют интерес к аукциону, а заявки демпинговавших компаний затем отклоняются по формальным причинам. Контракт, таким образом, выигрывает дружественный подрядчик.

Эту схему недавно использовали при проведении аукциона на ремонт дорог в Тарбагатайском районе. Картельный сговор заподозрили в ОНФ. 

Начальная сумма контракта составила 55,4 млн рублей. ООО «Витим» и индивидуальный предприниматель Казазаев, подавшие заявки, активно снижали начальную цену контракта до экономически необоснованной – ниже 23 млн рублей, это на 40% меньше стартовой стоимости. Конкурсная комиссия, рассмотрев вторую часть заявок, не допустила к участию ООО «Витим», Казазаева и еще шестерых участников. Победителем стало ООО «АртКом», так как «Витим» и ИП Казазаев подали заявки при отсутствии декларации о соответствии участников требованиям аукциона, заведомо зная о невозможности заключения с ними контракта. 

- Эти действия говорят о том, что двое предпринимателей участвовали без намерения заключить контракт. В действиях двух фирм усматриваются нарушения Закона «О защите конкуренции», - подчеркивают в ОНФ Бурятии. 

В результате проверки антимонопольная служба возбудила дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении «Витим», ИП Казазаев и «АртКом». 

Летом 2018 года Бурятское УФАС нашло нарушения и у других компаний, которые проводят аукционы по ремонту и строительству дорог. УФАС пришло к выводу, что заказчик создал неравные условия для разных категорий участников рынка, предъявив завышенные требования к квалификации участников торгов.

Такие скрупулезные требования к исполнителям работ могут быть признаком еще одной «серой схемы» – «ювелир». Принцип здесь такой: заказчик настолько точно прописывает требования к товару, что иногда бывает невозможно все это исполнить.

Чиновники в ответ обычно ссылаются на то, что слишком строгие требования помогают отсеять из торгов дилетантов. Но как тогда объяснить то, что после работы таких «профессионалов» рассыпаются недавно отремонтированные дороги? 

Так, в ноябре ушедшего года жители мкр. Батарейка пожаловались на плохие дороги. После ямочного ремонта на улице Оцимика вновь появились ямы на месте старых, а на перекрестке Оцимика и Серова просел грунт. Глубина провала превышает 5 сантиметров, что является нарушением ГОСТа.

Еще одну яму на месте недавнего ремонта нашли около конечной остановки маршрутного автобуса №3 на улице Туполева. Однако организации, выполнявшие ремонт, никакой ответственности не понесли.

- Недобросовестные подрядчики в сфере дорожного строительства нарушают технологии проведения работ и экономят на материалах, что значительно влияет на качество. Зачастую заказчики не привлекают подрядчиков к ответственности и позволяют им продолжать участвовать в государственных закупках, - говорит координатор проекта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог» в Республике Бурятия Максим Киреенко.

Нарушения в нацпарке и туркластере

Предметом внимания в 2018 году становился и Тункинский нацпарк. Учреждение проводило торги по обустройству и оборудованию экологической тропы. Победителем аукциона стала фирма, учредителем которой был сотрудник нацпарка, курирующий направление, непосредственно связанное с предметом торгов.

Комиссия УФАС, узнав о таком факте, пришла к выводу, что участие должностного лица нацпарка, а по совместительству учредителя компании, в проводимом аукционе компании привело к устранению конкуренции на торгах. 

Полтора года назад активисты Народного фронта проанализировали программу по развитию внутреннего туризма и выяснили, что из 15 туристических кластеров в России работают только семь. Тогда же по результатам работы ОНФ было решено проверить автотуристический кластер «Тункинская долина». В частности, эффективность использования бюджетных средств и средств внебюджетных источников при создании и функционировании кластеров.

В результате проверки Счетная палата России выявила неэффективность использования бюджетных средств. Нашли нарушения и в «Тункинской долине» - водозаборные сооружения, построенные за 172 млн рублей, не эксплуатируются из-за отсутствия разрешительных документов.

Также Счетная палата выявила нарушения сроков создания объектов. Так, автотуристический кластер «Тункинская долина» должен быть завершен еще в 2015 году. 

Подобных примеров можно привести достаточно. Проблемы развития конкуренции в сфере госзакупок признает само антимонопольное ведомство. Заказчики отбирают подрядчиков по субъективным неценовым критериям, а то и вовсе обходят конкурсные процедуры, переводя закупки на ГУПы и МУПы. Уменьшается поддержка малого и среднего бизнеса за счет госзаказа, падает доля средств, сэкономленных на торгах по строительным подрядам, говорилось в одном из докладов ФАС о состоянии конкуренции в стране. И такая ситуация с каждым годом только  усугубляется.

Лариса Ситник, «Номер один»
^