Невнятные протесты

Таксисты Улан-Удэ проиграли в битве против федеральных агрегаторов
A- A+
Полным фиаско завершились несколько разрозненных акций протестов, инициированных таксистами Улан-Удэ, последняя из которых состоялась на прошлой неделе на площади Советов. Попытки организовать общегородскую забастовку таксомоторов и повлиять на ценовую политику агрегаторов (сборщиков и распределителей заявок от клиентов) не вызвали никакого интереса у властей, горожан, да и у большинства самих таксистов.

Два десятка желтых такси с лейблами агрегатора «Такси-Maхim» в прошлый вторник приехали на площадь Советов. Водители выразили свой протест против тарифной политики «Максим» - двукратного снижения цены на такси за последние несколько лет в связи с приходом в республику агрегаторов «Максим», «Везет», «Яндекс-такси».

Хорошее дело

Напомним, что в Улан-Удэ, как и во многих городах, из-за роста конкуренции на рынке была уничтожена сложившаяся монопольная система с высокими ценами на такси. По которым, как говорила героиня кинофильма «Бриллиантовая рука», «наши люди в булочную на такси не ездят».

Несколько лет назад цены на поездки в результате прихода федеральных служб заказа такси стали весьма демократичными. Так, например, если такси вызывается с помощью агрегаторов, то поездка из аэропорта «Байкал» до площади Советов обходится в среднем в 250 рублей, а с железнодорожного вокзала до центра можно вообще добраться за 100 рублей. Эти цены в 2-3 раза дешевле, чем брать машину у «бомбил», что не может не радовать горожан и гостей столицы. Причем приход агрегаторов ознаменовался не только прекрасным подарком для клиентов, но и принес хорошую загрузку самим таксистам.  

В «булочную» на такси

Таким образом, если бы не серьезное удешевление поездок, то сегодня такси использовались бы значительно реже. Теперь же такси в Улан-Удэ используют в том числе и для поездок в «булочную» (супермаркет) и множество других мест. Причем снижение цен позитивно повлияло на карманы не только клиентов, но и на доходы торговых, вечерних и ночных заведений: люди стали дольше находиться в общественных местах, не подстраиваясь под график маршруток.

И, несмотря на тяжелый экономический кризис, все оценили доступность, сокращение времени вызова такси (до нескольких минут) и удобные мобильные приложения агрегаторов. 

«Рулят» подработчики

Если «Яндекс-такси» и «Везет» ориентируются в основном на сотрудничество с действующими таксомоторными компаниями, то «Максим» сделал ставку на обычных водителей, часто работающих без лицензий.

- Я загрузил приложение и утром, когда надо ехать на работу, если вижу, что по пути, то беру пассажира, - рассказывает Андрей, улан-удэнский бюджетник. - В обед раньше домой не ездил, а теперь чаще всего «ловлю» заявку и везу пассажира тоже по пути.  Вечером после работы так же обслуживаю одну-две заявки.

По словам Андрея, не особо напрягаясь в месяц, после отчислений посреднику у него выходит 20-25 тыс. рублей плюсом к его зарплате.

Таким образом нелегально подрабатывают тысячи обычных водителей Улан-Удэ. Однако, как и в любом перспективном деле, появились и пострадавшие.  Фактически «Максим» стал не просто вытеснять профессиональных таксистов и теснить таксомоторые парки. Он сосредоточился на развитии рынка подработчиков, которые, судя по всему, приносят ему основной доход.

Ранее службы такси столицы Бурятии, имея свою клиентскую базу, тратили приличные деньги на содержание собственных диспетчерских, закуп и обслуживание автомобилей и продвижение своих услуг. Долгие годы таксомоторные компании работали с прибылью, а местные бизнесмены инвестировали в отрасль серьезные суммы.

Так, совладельцы сети «Николаевский» братья-депутаты Бадановы закупили в 2011 году большую партию новых автомобилей с целью развития собственной службы такси «Спутник». Однако с появлением «Максим» компанию пришлось закрыть как убыточную. Дело в том, что издержки федерального оператора на функционирование диспетчерских служб были минимальными. Также компания не несет бремя обслуживания автомобилей (на топливо, ремонт, страховки, налоги), предоставляя лишь информационные услуги.

Что касается самих таксистов, то агрегаторы фактически низвели ранее влиятельный и уважаемый в определенных кругах класс богатых таксистов с уровня полубогов до мелкого обслуживающего персонала.

«Кто заказывал такси на Дубровку?» 

Ведь еще во времена СССР таксисты имели привилегированный статус. Машин в стране было мало, таксисты, помимо зарплаты в таксопарках, «левачили», приторговывая спиртным и так далее. А «теневые» доходы позволяли им тогда вести шикарный образ жизни, недоступный для рядовых советских граждан.

Высокие доходы у таксистов наблюдались и позже, практически все 90-е годы. Ведь они полностью контролировали доходные места: улан-удэнский железнодорожный вокзал и аэропорт, где устанавливали монопольно высокие цены. Мобильный интернет и появление агрегаторов разрушили эту монополию.

Пришедшее на смену старым таксистам новое поколение водителей с готовностью включилось в работу с агрегаторами, ведь поток клиентов вырос в несколько раз - только успевай обслуживать заявки!

Но недавно, по словам протестующих, «Максим» поднял плату за свои услуги с 10 до 15%, а тарифы остались прежними. И, чтобы сводить концы с концами, таксистам приходится крутить баранку с раннего утра до позднего вечера.

Лидер бастующих таксистов Дмитрий Халбаев, организатор группы ВКонтакте «Такси 03», 29 января вместе с двумя десятками коллег приехал на площадь Советов. Активисты заявили, что хотят встретиться с главой Бурятии, чтобы он их поддержал в борьбе с «Максим».

Однако время было выбрано неудачное: Алексей Цыденов в это время был в Москве, мэр Улан-Удэ Александр Голков - в Китае, а правительственные чиновники из экономического блока - во Владивостоке. Фактически встречаться было некому. Да и не с кем, если говорить прямо. Поболтавшись какое-то время возле крыльца Народного Хурала, таксисты, дав интервью СМИ, разъехались. Единственный, кто из представителей властей встретился с таксистами, был депутат Михаил Гергенов.

- Мы говорили долго, но я так и не понял, что они вообще хотят и что предлагают, - недоумевает депутат. - То есть чего хотят – понятно: убрать «Максим». Но как они это себе представляют? Их предложения были достаточно сумбурны: помогите из бюджета создать региональную диспетчерскую, чтобы вытеснить федеральных агрегаторов.

По словам депутата, это невозможно в принципе. У региона нет полномочий на решение проблем таксистов, да и особого желания: в дела частного бизнеса государство вмешиваться не в праве.

Крепче за баранку держись, нелегал

К тому же само выступление таксистов было немногочисленным и невнятным. Если бы на площадь Советов приехали не два десятка человек, а пять тысяч, тогда бы чиновники нашли и время, чтобы с ними встретиться, и выработали бы предложения. Все в конечном итоге ведь зависит от организованности и масштаба протестующих: когда нет ни того, ни другого, все это напоминает лишь вытирание мелких соплей на морозе. С надеждой, что на это обратят внимание. Не обратят.

Вопрос в другом. В декабре 2018 года в первом чтении приняли закон о госрегулировании такси, в котором агрегаторам запретят передавать заказы таксистам, не имеющим лицензий.  Это может ударить по компании «Максим», у которой есть серьезная поддержка в Курганской области, где она зарегистрирована и платит там налоги.  И региональные власти усиленно выступают за сохранение предприятия и защищают ее от нападок.

Таксисты говорят, что недавнее увеличение по всей стране процента за заявки с 10 до 15 может быть продиктовано сбором необходимой суммы для того, чтобы агрегатор смог пролоббировать послабления для обычных водителей, не имеющих лицензий, но работающих на линиях. А их сотни тысяч по всей стране. Так что пока, судя по всему, общественное мнение в большей мере склоняется к поддержке агрегаторов, а не «бомбил».

Дмитрий Родионов, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.