18.02.2019
Режиссер из Улан-Удэ учит «трудных» детей быть счастливыми

Эта история про девочку из рабочего поселка Мясокомбинат, которая уехала в город мечты и создала крутой проект - единственный в мире цирк для хулиганов. Лариса Афанасьева, режиссер и художественный руководитель «Упсала-цирка» в Санкт-Петербурге, вот уже 19 лет открывает детям со сложной судьбой портал в другое измерение – фантазийное, уютное и красочное, в котором их уважают и принимают такими, какие они есть.

Полет «Упсалы»

«Упсала» - странное название для цирка, если не знать, что это современный цирк, артистами которого становятся подростки из так называемых групп риска и дети с особыми потребностями. Здесь вы не найдете цирк в его привычном понимании - с клоунами и дрессированными пуделями, это не «развлекаловка» в чистом виде. «Упсала-цирк» – это драйвовое пространство, в котором слились в одно целое самые разные виды современного искусства - от жонглирования до паркура, от акробатики до брейк-данса. 

Это сейчас «Упсала-цирк» известен на весь мир, активно гастролирует, ставит спектакли, устраивает фестивали и представления в Петербурге. А несколько лет назад о группе энтузиастов, горящих идеей помочь детям с улицы, никто не знал. Именно тогда, в 2000 году студентка Берлинского университета Астрид Шорн, которая проходила практику в центре дневного пребывания уличных детей «Лазарет» в Санкт-Петербурге, решила – надо придумать для безнадзорных ребят что-то веселое и интересное. 

Но что? Единственное, она умела  ездить на одноколесном велосипеде и жонглировать тремя мячиками. Этим нехитрым цирковым номером, появляясь то на одной, но на другой станции метро, странная циркачка завораживала уличную детвору. Разовые акции казались ерундой по сравнению с глобальной целью – создать для детей свой цирк. И Астрид повезло, она нашла единомышленницу - студентку театральной академии Ларису Афанасьеву, которая с энтузиазмом приняла идею и сразу же включилась в работу. 

- В первую нашу встречу на ней были брюки с лямками, огромная улыбка и желание без разговоров сразу начать действовать. В одной из социальных столовых прямо за углом она «околдовала» наших первых детей, и полет «Упсалы» начался», - вспоминает Астрид Шорн. 

Театральный режиссер Лариса Афанасьева приехала в Питер из Улан-Удэ после окончания ВСГИК. На тот момент она пребывала в творческом кризисе – в театре разочаровалась, считая, что это полная чушь, которая по большому счету не нужна миру. Хотелось делать что-нибудь интересное, реально помогать искусством.   

- Я тогда подумала: «Цирк — вот это прикольная идея!» - восклицает Лариса. – Первые годы работы цирка были самыми сложными, но в то же время самыми счастливыми и любимыми. Мы занимались в совершенно разных местах, иногда прямо на улице, в парках и подворотнях. Нам было важно, чтобы цирк заменил ребятам улицу, а это было совсем не просто.

«Однажды меня выгнали с урока»

В подростковом возрасте Ларису тоже чуть не затянула улица. Этакая сорвиголова, поток кипучей энергии, которая своим неугомонным характером сводила с ума школьных учителей. Но ей повезло - одна судьбоносная встреча навсегда перевернула ее жизнь.

- Однажды меня выгнали с урока, - вспоминает художественный руководитель «Упсала-цирка». – Вдруг я вижу – по коридору идет человек, совершенно не похожий на типичных жителей моего поселка. В каком-то необычном пальто, оранжевом берете. Я подумала: «Какая интересная дама». Проходя мимо меня, она спросила: «Ты не знаешь, где найти Ларису Афанасьеву?». Я ответила: «Нет». Она прошла еще несколько шагов, вернулась и сказала мне: «Лариса, я открываю в Доме культуры театральный кружок, жду тебя сегодня в два часа на занятиях». Она сказала это с таким уважением и теплотой, что я подумала: «Ничего себе! Здорово! Со мной еще никто и никогда так не разговаривал!». 

Это была Марина Васильевна Кокорина. Оказывается, в поисках «обезбашенных» детей она зашла к директору школы, и та посоветовала ей Ларису: «Вы найдете ее в коридоре, скорее всего, девчонку опять выгнали с урока».

- Конечно же, я пришла к Марине Васильевне на занятия и познакомилась со всей этой чудесной тусовкой творческих, неспокойных людей, - продолжает Лариса. – Для девочки из поселка Мясокомбинат это был отрыв башки, портал в другую реальность. Мне повезло, ведь можно было зайти в эту дверь, а можно было остаться в поселке и, например, работать сейчас в продуктовом магазине. Я с благодарностью вспоминаю Марину Васильевну, Надежду Ульянову, которые справлялись с моей буйной головой.  

Теперь спустя годы Лариса, как когда-то руководитель театрального кружка, ищет неугомонных детей в кризисных центрах, коррекционных школах и партнерских организациях. Сейчас в «Упсала-цирке» занимаются 80 детей, основная их часть — это ребята из группы социального риска: из многодетных, кризисных семей, дети, находящиеся под опекой. Большинство детей живут в своих семьях, некоторые находятся в детских домах. Отдельная группа – это подростки, которые нарушили закон и находятся в школе-интернате закрытого типа.

«Я Басе»

- Мы создали не просто социальную организацию, где «кто-то кого-то спасает», - делится Лариса Афанасьева. – Мы создали некое фантазийное пространство и дали детям яркий живой инструмент для развития творческого потенциала. Мы понимаем: каждый человек – это созидатель, а не «патриотик» в камуфляже с флагом «Единой России». Это нечто более глубокое и красивое. Мир такой многогранный, в нем столько всего классного и интересного, что мы не хотим пользоваться цирковыми штампами. Мы легко можем взять картины грузинского художника Нико Пиросмани и сделать цирковой спектакль. Взять документальный театр и соединить в нем электронную музыку с паркуром.  

Один из действующих проектов цирка – творческий центр «Покитан», в нем занимаются дети с синдромом Дауна. «Я Басе» - так называется спектакль по мотивам японских трехстиший, в котором играют уникальные ребята. Этот спектакль, поставленный режиссером Яной Томиной и ее мужем, нашим земляком Александром Балсановым, получил в прошлом году театральную премию «Золотая маска».  

- В нашей стране нет опыта общения с такими детьми. Приходит мать с ребенком-дауном на детскую площадку, а другие родители быстренько уводят своих детей подальше, потому что боятся, и этот страх навязывают своим детям. Наша задача – вывести ребят с синдромом Дауна из своих квартир, встретить их с миром, показать обществу, объяснить, что они уникальны и горят желанием жить, - объясняет Лариса.  

Своим уникальным методом работы с детьми из групп риска «Упсала-цирк» готов поделиться в Школе цирковой педагогики. На обучающие курсы приходят те, кому интересно узнать про альтернативное образование. Желающих познакомиться с опытом работы уникального социального проекта много – на 20 мест приходит до 120 заявок. 

- Современная образовательная система не предполагает диалога с детьми: «мы вам сказали, а вы делайте». Мне кажется, это путь в никуда, - говорит режиссер «Упсала-цирк». - Конечно, можно заставить человека бояться, заставить его быть послушным, ходить строем и радостно петь песни - мы знаем на примере нашей истории, какие опасные инструменты для этого использовались. Наша история – про творческий диалог, про доверие и уважение друг к другу. Методом цирковой педагогики мы стараемся поменять жизненные сценарии детей. Цирк – это игра, это команда, это творчество и успех. Мы не ставим своей целью вырастить цирковых артистов, мы хотим научить детей быть счастливыми. 

Любовь Ульянова, «Номер один».
^