Штрафы мороза боятся

В Бурятии замерзшие дорожные видеокамеры завалили план по сборам денег с нарушителей
A- A+
Российское правительство намерено «системно» в течение пяти лет передать коммерческие дорожные видеокамеры в руки государства. Об этом, в частности, заявил на прошлой неделе вице-премьер Максим Акимов. Для Бурятии это весьма актуально, поскольку многие видеокамеры, установленные на дорогах, сегодня принадлежат коммерческим структурам, ими обслуживаются и приносят доход всем участникам подобных «соглашений». Правда, холодная зима 2018-2019 года внесла свои коррективы и в эти схемы.

С новой скоростью

По данным УГИБДД МВД по РБ, в 2018 году с помощью автоматических средств видеофиксации было выписано штрафов на 215 млн рублей. Правда, это на 12% меньше, чем годом ранее, - 244,4 млн рублей. 

Добавим, что по соглашению с республиканскими властями ПАО «Ростелеком» в 2018 году установило на автомагистралях 18 комплексов «Скат-Риф» (фиксирующих превышение скорости). Установка прошла во второй половине года, когда стало понятно, число собираемых с автомобилистов штрафов в Бурятии резко упало, что вызвало неудовольствие властей. Именно поэтому организаторы схемы сделали упор на закупку именно высокорезультативных комплексов «Автозебра» (17 штук), которые предназначены для сбора штрафов на пешеходных переходах. В чем правительству РБ подсобил «Ростелеком» со своей инициативой частно-государственного партнерства.

Напомним, многие автомобилисты Бурятии в целом приспособились к «скоростным» видеокамерам и после регулярных получений «писем счастья» стали делать выводы и ездить по городу потише - в диапазоне 60-70 километров в час. И регулярные заторы на дорогах приводят к тому, что некоторые камеры в сутки показывают ноль нарушений. Поскольку сборы упали, на помощь пришли «Автозебры», которые зимой в условиях темноты, тумана от выхлопных газов автотранспорта «наколачивают» гораздо больше, чем скоростные камеры слежения. Ведь известно, что, двигаясь в плотном потоке, очень сложно зимой уследить за выскакивающими на проезжую часть жителями. При этом доходность одного штрафа за непредоставление преимущества пешеходу заметно выше, чем за нарушение скоростного режима, и составляет 1500-2500 рублей. 

Его величество мороз

Но проблема заключается в том, что некоторые системы видеонаблюдения весьма чувствительны к низким температурам и не «видят» нарушений в наши суровые холода. Известно много случаев, когда автомобилисты Бурятии явно нарушали на «зебрах», но постановлений по ним не выносилось.  Видеокамеры в зимние месяцы просто замерзали, а искусственный подогрев не помогал. Неудивительно, что выполнить планы по штрафам так и не удалось. Собственно говоря, вице-премьер Максим Акимов отметил, что «камера — это средство коммерциализации» и «они не должны зарабатывать, иначе не там стоят». По словам Акимова, подменяется главный мотив - чтобы на участке дороги, где установлена камера, никто не нарушал правила, а не «добиваться, чтобы нарушали как можно чаще, потому что денежный поток становится главным мерилом».

Не взыщите

Однако это лишь слова, адресованные непонятно в чей адрес, поскольку реальность такова, что региональные чиновники будут не уменьшать «главное мерило» - денежный поток, а наоборот, форсировать изъятие денег от штрафов в пользу бюджета. Ведь моду на облегчение карманов людей задали в прошлом году правительство РФ и «Единая Россия», подняв НДС до 20%. Почему и региону бы не последовать общему тренду и не закрывать налоговые бреши за счет роста штрафов и других поборов, которые называются нейтральным словом «неналоговые доходы»?

Ведь в 2019 году чиновники уже запланировали поступление 627,7 млн рублей неналоговых доходов, где основная часть приходится на штрафы за нарушение законодательства о безопасности дорожного движения. Для этого предполагается закупить в 2019 году в дополнительных объемах более изощренные средства видеофиксации, прежде всего, на пешеходных переходах и перекрестках, которые заменят устаревшие и плохо работающие комплексы «Арена». Речь идет о штрафах за соприкосновение со стоп-линией на регулируемых перекрестках (800 рублей) и проезд на красный свет (5000 рублей).

Куда еще больше?

Другой вопрос, что штрафы становятся все более обременительными для домохозяйств. Ведь, казалось бы, довольно выгодно заплатить штраф в течение первых трех недель после нарушения с 50%-ной скидкой. Однако в 2018-м в Бурятии воспользовались этой возможностью лишь 60% автомобилистов. Часть узнала о штрафе слишком поздно, но у большинства просто не было денег заплатить вовремя. И эти штрафы стали взыскивать уже по линии судебных приставов.

Иначе говоря, увеличение числа средств видеофиксации прибавит работы судебным приставам и вызовет рост недовольства у людей. Добавим, что если раньше доходы с камер шли в бюджет на самые разные цели, в том числе на выплату VIP-пенсий, то с 2019 года средства пойдут все же более целевым образом - на формирование регионального дорожного фонда. И есть некоторая надежда, что хотя бы дороги в республике станут немного лучше.

Дмитрий Родионов, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.