Образование у МРОТ

В Бурятии педагоги зарабатывают как дворники и уборщицы
A- A+
«Вот станешь учителем - будешь копейки получать!» - именно так теперь можно пугать детей. Старая присказка насчет дворников уже явно устарела. Сейчас обслуживающий персонал получает либо наравне, либо намного больше высококвалифицированного учителя. Учительская общественность и директора школ призывают власти республики навести порядок в сфере финансирования.

Хотя бы довести до МРОТ

Чиновники наконец-то отреагировали на многолетние просьбы директоров школ - из штатного расписания школ на местный бюджет полностью вывели весь обслуживающий персонал: уборщиц, сторожей, гардеробщиц, дворников и так далее. Теперь школы освобождены от обязательств по выплатам им заработной платы, а все сэкономленные средства планировалось перенаправить на повышение зарплаты педагогам (в фонд стимулирующей оплаты труда). Но, к сожалению, эти благие меры не решили проблему в корне. 

- К сожалению, увеличение было минимальным. Средств на то, чтобы хотя бы как минимум  доводить до МРОТ зарплату всем учителям, по сей день катастрофически не хватает. А по закону мы обязаны это делать. Тем временем МРОТ постоянно ползет вверх, поэтому для того, чтобы довести зарплату до нужного минимума, приходится брать средства из стимулирующего фонда. По-другому никак, ведь денег катастрофически не хватает, - сообщил нам завуч одной из улан-удэнских школ. – У нас учителя с первой квалификационной категорией сейчас стали получать доплаты до МРОТ, чего раньше не наблюдалось. И только единицы не получают доплату, т.к. у них есть «своя»  - за звания и высшую категорию. 

В наше распоряжение попало обращение директоров школ к главе республики Алексею Цыденову.

- С 1 мая 2018 года   минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) составил 16744 рубля 50 копеек с учетом районного коэффициента и северной надбавки. Дополнительные средства, однако, не выделялись, поэтому фактически доведение заработной платы до МРОТ всех работников общеобразовательных учреждений (педагогических и технических) осуществляется за счет стимулирующей части фонда оплаты труда (далее – ФОТ) учителей, - пишут директора школ города Улан-Удэ.

Такая ситуация приводит к тому, что стоимость стимулирующего балла обесценивается, а уравниловка в оплате приводит к тому, что учителям уже нет смысла показывать сверхрезультаты. 

- При начислении специальной части (применение коэффициентов за сложность и приоритетность предмета, за квалификацию и т. д.), оплаты за неаудиторную занятость и стимулирующих выплат у основной части учителей, имеющих квалификационную категорию и высокие результаты труда, заработная плата сама по себе достигает уровня МРОТ. Учителям, у которых отсутствуют квалификационная категория, звание и стимулирующие выплаты, заработная плата до МРОТ доводится «автоматически». Происходит уравнивание, и у учителей отсутствует мотивация на достижение высоких результатов, - констатируют работники школ.

На сегодняшний день заработная плата высококвалифицированного учителя находится на уровне МРОТ и заработной платы обслуживающего персонала: уборщика служебных помещений, дворника, гардеробщика.

Также в своем обращении руководители школ говорят о максимальной интенсификации труда педагога: в большинстве случаев учителя в Улан-Удэ работают на полторы-две ставки. Заработная плата учителей не достигает уровня средней зарплаты по экономике в регионе. А норматив на одного ученика также совершенно нерентабелен. 

- Убедительно просим вас решить  вопрос о выделении дополнительного финансирования на доведение до МРОТ заработной платы учителей, которое не было своевременно осуществлено с 1 мая 2018 года, а также  рассмотреть вопросы о  повышении норматива на одного ученика с учетом выплаты средней заработной платы по экономике в регионе и с учетом повышения МРОТ, - просят главу региона руководители школ.

Учителя из районов Бурятии с такими же вопросами обращались во все инстанции, включая прямую линию с президентом Владимиром Путиным. Так, преподаватель из Северобайкальска Цыремпил Доржиев поинтересовался у президента страны, почему зарплата учителя не отражает количество и качество затраченного труда. Депутат Хурала, учитель и директор школы в одном лице  Оксана Бухольцева также знает о проблеме не понаслышке. 

- В школах даже начались конфликты из-за этого. Самые маститые учителя с высшей категорией, методисты со времен БАМа, которые готовят немало призеров-олимпиадников, показывают отличные результаты по ЕГЭ, в декабре, когда делали перерасчет, не получили ни рубля доплаты из стимулирующей части. Потому что молодежи оплату довели до МРОТ. Конечно, молодежь тоже нужно поддерживать. Но почему это делается за счет других учителей? – недоумевает Оксана Бухольцева. 

Похожие обращения директора и педагоги города Улан-Удэ и республики направляли также и в Минобраз, комитет по образованию, депутатам Хурала. Со всех сторон учителя получили моральную поддержку. Пока это все, чего они добились.

В Министерстве образования  в ответ на наши вопросы от лица директоров  мы также получили лишь обещания.

 - В течение первого полугодия 2019 года правительством РБ планируется внести предложения по изменению концепции расчета нормативов финансового обеспечения общеобразовательных организаций. Предварительно министерством производилась оценка дополнительной потребности в увеличении заработной платы педагогических работников, все предложенные варианты требуют значительных финансовых средств, - весьма размыто и официозно ответили нам в ведомстве.

Чья «заслуга»?

Меж тем именно наше Министерство образования когда-то вовлекло всех учителей Бурятии в эту сумасшедшую авантюру, а вернее сказать, рискованный эксперимент под названием «подушевое финансирование». Наша газета не одну статью посвятила рассказам о последствиях этой «суперреформы». Но каждый раз в ответ на нашу критику чиновники выдвигали свой якобы весомый контраргумент: зато сколько денег мы получили за модернизацию образования, за участие в этом эксперименте! Сколько, дескать, всего починили, мебели накупили, интернет провели и прочее. Словно добиваться материального обеспечения школ не их прямая обязанность. Но, как нам думается, не обязательно же было делать эту работу ценой убийства образования и потери сотен талантливых учителей, добровольно ушедших из профессии.

По сей день сотрудники ведомства из последних сил делают вид, что и в сфере самого образования, и в учительской жизни также никакого провала нет. А все разговоры о снижении качества обучения в школах и о мизерных зарплатах педагогов - не более чем выдумки. Ведь, согласно статистическим данным, у нас учителя в Бурятии якобы получают в среднем более 35 тыс. рублей. Но все мы знаем, какова ситуация на самом деле.

К слову, кроме Минобраза республики, так любезно выслужившегося в свое время перед центром, у педагогов Бурятии по сей день есть зуб и на главного создателя этой самой идеи. Это ни кто иной как человек, ни одного дня не проработавший в школе, но зато имеющий сотни красивых по звучанию регалий - господин Александр Адамский.  Именно его образовательный институт «Эврика» когда-то был так любим Минобразом республики. А сколько средств и Москва, и Бурятия щедрой рукой в свое время выделяли на деятельность реформатора, трудно даже представить. А пока «большие» люди ловили каждое слово прилизанного мужчины в бабочке, соглашаясь с каждым его звуком, учителя всякий раз поражались: «Как и чем этот господин мог завоевать сердца чиновников?!».  

На днях методист управления образованием города Северобайкальска Цырендулма Ямпиловна Базарова выложила в соцсетях пост, в котором упомянула вышеозвученную персону.

«Базируясь на его постулатах, его последователи практически умертвили систему образования России, выхолостив ее до предела, направив все усилия школы на взращивание потребителя без мозгов, без нравственности, стыда и совести, без элементарных знаний. Знаниевая парадигма им объявлена вне закона. Глубокомысленно морща лоб, он изрекает абсолютно примитивные словеса, которые его «ученики» «расшифровывают», толкуют, наделяют несуществующей «мудростью».  Почему этот разрушитель российского образования, борец против государственного контроля за образованием, человек, благодаря которому учительский труд превратился в услугу, все еще выбирает и расставляет ориентиры для российского образования? Значит, это кому-нибудь нужно?» - вопрошает на своей странице в «Фейсбуке» жительница Бурятии. И тут же получает множество согласных с ней откликов.

Дооптимизировались

Депутат Народного Хурала Оксана Бухольцева также не считает Адамского ориентиром в мире образования. Хотя бы потому, что именно с его подачи в школах страны появился ЕГЭ, введено понятие воспитания «конкурентно-способной личности», а идеология патриотизма и воспитание в детях важных духовно-нравственных ценностей были, наоборот, вычеркнуты. Но вместо эмоций она говорит о другом. Как педагог и директор школы, она все еще ждет, когда в болоте, в котором оказалась вся республика, наведут хоть какой-нибудь порядок.

- У нас нет закона о том, чтобы учителям доплачивали до МРОТ, потому что по сей день не могут понять, что входит в понятие «базовая ставка». Пока Минобраз не определит, что именно должно быть включено туда, проблема так и не сдвинется с мертвой точки. После появления четкости в этом вопросе мы будем понимать, какая зарплата и за какую работу положена учителю. А сейчас пока что все это профанация, - считает депутат. 

Более того, Оксана Бухольцева уверена – переход на новую систему финансирования был большой ошибкой. Ценой чему стало, к примеру, повальное сокращение (читай уничтожение) сельских школ и нищенское существование по сей день как городских, так и в особенности сельских педагогов.

- Наша Бурятия должна быть не на подушевом финансировании, а на на основании класс-комплектов. То есть должно учитываться количество классов, а не количество душ. В этом случае малокомплектные школы в районах выживут. К примеру, сейчас мне выгодно набрать в один класс 36 человек, дать учителю двойную нагрузку, и тогда он будет получать хорошую зарплату. В других регионах опираются именно на количество классов. Поэтому число учеников рассчитывают исходя из норматива, и нет таких перегибов, как у нас, - говорит Оксана Васильевна и заключает: – На мой взгляд, мы выбрали плохую методику.  

Василиса Шишкина, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.