Таксистов Бурятии ждут реформы

Требования по цвету автомобилей перевозчиков хотят отменить
A- A+
Рынок услуг такси ждет переформатирование. В Государственной Думе рассматривается законопроект, который кардинально меняет «правила игры» в этой сфере. Его уже приняли в первом чтении. Новинка должна помочь «склонить весы» в пользу легальных таксистов. Это и другие аспекты бизнеса легкового такси на территории республики обсудили депутаты бурятского парламента. Дискуссия состоялась на заседании Совета Хурала под председательством спикера Владимира Павлова.

«Черных» таксистов прижмут

На заседании прозвучала интересная цифра. Оборот рынка услуг такси в Бурятии составляет от 1,5 до 4 млрд рублей в год. Это оценочная цифра.

- А по данным налоговой службы, в бюджет от деятельности такси поступает 4,5 млн рублей, - говорит Егор Олзоев, зампред комитета Хурала по экономической политике.

По словам представителей легальных бурятских таксистов, в Улан-Удэ и прилегающих сельских районах «львиная доля» заказов в их отрасли перехвачена федеральными службами заказа такси («Максим», «Яндекс.Такси» и др.). Главное занятие этих служб – прием заказов граждан и передача их водителям, сотрудничающим с ними.

И положение на бурятском рынке такси очень напряженное.

- На сегодняшний день доступ к информации от служб заказа в Улан-Удэ имеет более десяти тысяч водителей. При этом федеральные службы допускают передачу заказов водителям, которые не имеют разрешения на перевозку пассажиров легковым такси. Они не контролируют ни состояние водителя, который берет заказ, ни техническое состояние автомобиля, - говорят они.

Помимо этого, федеральные службы заказа, конкурируя за клиентов, ведут между собой «ценовую войну», постоянно снижая стоимость услуг.

В Улан-Удэ средняя стоимость перевозки по маршруту в пять километров составляет 115 рублей, из которых служба заказа удерживает 12% за предоставляемую информацию и еще пять рублей - за услуги оператора. Заработки водителей, сотрудничающих с российскими агрегаторами, малы, что недавно привело в Улан-Удэ к забастовке.

Нелегальных таксистов у нас много. В зале звучали оценки, что объем «теневого рынка» услуг такси равен или даже превосходит объем легального: на примерно полторы тысячи законопослушных приходится как минимум столько же «черных». 

- Я попросил знакомого зарегистрироваться в одной федеральной службе заказа, и он это сделал. У него не спросили ни разрешения, ни о том, работает ли он где-то, ничего… - рассказал один из депутатов Хурала.

Представитель Минтранспорта республики подтвердил, что желающим не надо даже приходить в офис службы – достаточно просто скачать на смартфон приложение.

В итоге к клиенту может нагрянуть таксист-«нелегал» на грязной машине с разбитым в «паутину» стеклом, как пожаловался участник заседания, да и срок выполнения заявки не всегда ясен.

Один из депутатов вспомнил, как вызывал такси. 
- Мне четыре раза говорили: «Сейчас-сейчас приедем» и приехать не могли, - возмутился народный избранник.

Такси-«нелегалы» внушают опасения

С другой стороны, депутат Михаил Степанов отметил, что борьба за закрытие агрегаторов, увы, не дает нужных результатов.

Таксисты тоже обратили внимание Совета на то, что «нелегалы» без всяких препятствий принимают заказы. Кроме того, они опасны.

Василий Хороших, директор службы заказов такси «Ольга», с трибуны Хурала рассказал, что после недавнего ДТП, в котором погиб таксист-водитель, сотрудничавший с одной крупной службой заказа, он разговаривал с ее представителями.

- Прямо ответили, что они никому ничего не передавали - водитель сам принял заказ. И то, что водитель, который погиб, был лишен водительского удостоверения и осуществлял перевозку пассажиров, их тоже не касается, - описал он реакцию «агрегаторщиков».

Многие легальные таксисты ушли с рынка, так как конкурировать с агрегаторами невозможно.

- Это не только бурятская или российская проблема. Это мировая проблема. Законопроект, который прошел в Госдуме первое чтение, предусматривает, что агрегаторы - службы заказа такси не имеют права работать с теми, у кого нет разрешения на осуществление деятельности в сфере такси. Если это будет принято, то, возможно, свой региональный агрегатор и не нужен, - описал перспективы рынка такси Егор Олзоев.

На заседании Совета Хурала прозвучала надежда, что после принятия федерального закона обстановка нормализуется, экономические интересы легальных таксистов получат защиту, что приведет к росту их количества. Получит пополнение и бюджет. Кстати, федеральный законопроект предполагает установить штраф для агрегаторов-нарушителей в размере 300 тыс. рублей.

Сегодня трудно сказать, насколько обоснованны добрые ожидания. Ведь в сфере таксистского посредничества «крутятся» большие деньги, и те, кто не захочет их потерять, будут искать пути обхода. Какие?

Например, не перепрофилируются ли федеральные службы заказа такси в платные сервисы по поиску попутчиков? Будет такой же посредник... Названия разные, но суть одна – человеку надо попасть из точки А в точку Б, и он ищет, как это сделать. 

В Народном Хурале не исключают такой вариант, но будут рассматривать проблемы такси по мере их появления.

За отмену желтого цвета

Депутаты склоняются к тому, чтобы отменить для бурятских такси обязательный желтый цвет, введенный в Бурятии некоторое время назад.

- Наш анализ показывает, что введение требования желтого цвета не повлияло на количество легальных перевозчиков, - доложил депутатам Алексей Назимов, и.о. министра по развитию транспорта.

Очевидно, в министерстве считают, что на него повлияло что-то другое. 

- Желтый цвет на некоторое время привел такси в соответствие, - отметил Алексей Назимов.

Однако сегодня это не гарантирует качество услуги. Например, у Игоря Марковца, главы социального комитета Хурала, однажды сломалась машина. Вызвал такси.

- В маршрутке приятнее ездить, чем в этом такси. Реально «убитая» машина, грязная, но зато желтая, «шашечки» есть. С этим как будем бороться? В Москве такого близко нет – чисто, аккуратно, красиво, - заострил он еще одну проблему.

С этим согласился и глава комитета Хурала по экономическому развитию Анатолий Кушнарев, который подтвердил, что вначале закон действовал, хотя в сельских районах было трудно. «Но жизнь меняется», - указал депутат. 

Введение требования иметь желтый цвет и экспансия служб заказа такси привели к тому, что за последние годы количество действующих разрешений уменьшилось в два раза. В десять раз упало количество перевозчиков. Сейчас есть 76 перевозчиков, обладающих 1614 разрешениями. Сотни же, у которых истекли сроки разрешений, так и не обратились за новыми.

- Вообще сегодня в 14 субъектах Федерации имеются требования к цвету. И в четырех установлен только желтый цвет. В остальных – разные, - констатировал Егор Олзоев.

Он отметил, что требование по желтому цвету вступило в силу в 2015 году и уже не оказывает нужного эффекта. 

- В том числе из-за него многие предприниматели ушли «в тень», о чем говорят представители служб такси, – констатировал депутат Олзоев.

Сравним. В 2014 году было выдано 2039 разрешений, а в 2015 году - только 415. Затем выдача с каждым годом падала.

Представители ГИБДД в ходе заседания Совета выступили против отмены обязательного желтого цвета.

- В основном автомашины такси ночью передвигаются. Сотрудники ГИБДД в течение ночи пять - шесть раз их проверяют. Без желтой цветовой гаммы нам сложно будет их вычислить в общем потоке и проверить, - аргументировала полиция.

- Как обозначены такси в регионах, где не установлена цветовая гамма? - тут же спросил спикер Владимир Павлов.

Депутат Егор Олзоев пояснил, что федеральное законодательство обязывает такси иметь «шашечки», цветографическую голограмму по боковой поверхности кузова и желтый фонарь на крыше. 
- Я полагаю, товарищи из ГИБДД просто хотят облегчить свою работу, - заявил депутат.

Члены Совета Хурала поддержали отмену желтой окраски. Теперь вопрос планируется вынести на апрельскую сессию Хурала.

Таксисты объединяются

Чтобы голос законопослушных таксистов был лучше слышен, они создали организацию «Гражданская позиция». 

Надо делать следующий шаг, и депутаты призвали Минтранс Бурятии оказать содействие перевозчикам в создании саморегулируемой организации (СРО). По итогам заседания этот пункт внесен в постановление Совета Хурала.

Есть идея создать в рамках будущей СРО республиканскую службу заказа такси, которая бы сотрудничала с легальными таксистами и делала бы это на достойных условиях.

- Например, службу «Максим» создал предприниматель родом из Кургана. Можно создать и собственную, – говорят в среде депутатов.

Задумку надо обсуждать. Будет ли она востребована?

Когда примут федеральные и республиканские изменения, таксистская отрасль Бурятии вступит в новый этап своего развития.

Станислав Сергеев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.