25.03.2019
Мы привыкли все личностные характеристики человека объяснять генами

Ребенок не любит мыться – «в папу», любит учиться – «в бабушку», у него двойка по поведению – «так он у нас в дядю по маминой линии». В чем только не обвиняют гены, перекладывая на них ответственность за все, что происходит с человеком. Так ли все однозначно и насколько сильно они влияют на нашу индивидуальность, расскажет кандидат психологических наук Игорь Бадиев.

Истина посередине

- Игорь Валерьевич, расскажите, почему мы разные? Гены или среда и жизненный опыт делают нас такими? 

- Это один из центральных вопросов в психологии, который определяется как генетическая или средовая обусловленность психического развития. Нужно сказать, что на этот вопрос нет однозначного ответа.

Можно выделить две группы полярных теорий. Первая считает, что человеческая индивидуальность – это продукт врожденный, т.е. она генетически обусловлена. Один из наиболее ярких представителей этого подхода Ганс Айзенк, основатель теории индивидуальности. 

Противоположная точка зрения заключается в представлении о том, что человек - это Tabula rasa (с латинского – «чистая доска»). Его индивидуальность – это результат жизненного опыта: все зависит от тех условий, в которых находится человек. Наиболее яркими представителями этого направления, наверное, можно назвать американских исследователей-бихевиористов. Представители этого подхода объясняли, каким образом происходит научение, как оно закрепляется и как в результате формируется то или иное поведение, которое генерализуется и накладывается на все поведение личности, что и является ее индивидуальностью.

Безусловно, такое понимание имеет достаточно хорошую эмпирическую базу, которую очень трудно опровергнуть. Многочисленные эксперименты по научению, исследованию близнецов убедительно показывают, что среда влияет на формирование индивидуальности человека. Но и откидывать в сторону генетическую обусловленность мы тоже не можем. Те же самые генетические близнецовые исследования показывают, что как бы различны ни были близнецы, у них есть некие общие характеристики. Какие-то черты наследуемы, а какие-то, получается, ими приобретены. 

Можно сказать, что истина находится где-то посередине. Поэтому на сегодня центральным вопросом не только психологии, но и всех наук о человеке является вопрос о том, в какой степени на личность, индивидуальность и поведение человека влияют средовые и генетические факторы. 

Гена алкоголизма нет

В одной из бесед я уже говорил, что среда имеет преимущественное влияние на человека, поскольку те навыки, умения и способности, которые есть у человека, это результат его научения и взаимоотношения со средой. Фактически мы не можем говорить, что те или иные формы поведения перенимаются посредством генетического способа передачи информации. 

Возникает вопрос – на что же тогда влияет генетическая информация? Почему мы видим явно одинаковые черты или судьбы у родителей, их детей и прародителей? Почему сохраняется эта преемственность даже в тех условиях, когда члены семьи были разлучены? Отвечая на этот вопрос, многие встают на сторону генетической предрасположенности. 

- Это не так? Почему дети повторяют своих родителей?  

- О том, какой вклад вносят гены в индивидуальное поведение и формирование личности, можно рассмотреть на примере алкоголизма. Это явление хорошо изучено в плане биологических факторов его формирования. В житейском же мы наблюдаем регулярно, что «яблоко от яблони недалеко падает». Считается, что если родители злоупотребляют алкоголем, то велика вероятность того, что и дети пойдут по этой кривой дорожке. Возникает ощущение, что асоциальный образ жизни, к которому приводит алкоголизм, передается на генетическом уровне. 

Нужно сказать, что гена асоциального образа жизни или гена алкоголизма нет. Но, тем не менее, генетические факторы вносят значимый вклад в формирование алкоголизма. Существует ген, который отвечает за скорость распада этанола в крови. Он отвечает за то, насколько быстро он будет распадаться и как скоро будут выводиться из нашего организма продукты его распада. 

У одних людей на генетическом уровне заложено то, что этанол в их крови долго сохраняется, а продукты его распада быстро выводятся. В результате этанол длительное время сохраняет свое действие, а продукты распада, который приводит к похмелью и плохому самочувствию, выводятся очень быстро. Поэтому этот человек получает больше удовольствия от алкоголя и меньше от него страдает. 

То, от чего мы получаем удовольствие, является так называемым внутренним фактором подкрепления. Начинает работать закон научения, мы научаемся использовать то, что приносит нам удовольствие. В результате алкоголь начинает приниматься чаще, что создает предрасположенность к формированию алкоголизма. 

- Но лишь предрасположенность? 

- Да, не алкоголизм как таковой. Будет ли человек использовать спиртное для того, чтобы уйти от реальности, или не будет, зависит не от этого гена, который отвечает за распад этанола, а от личности, от коппинг-стратегий, которые зависят от среды обитания и той семьи, которая его в той или иной степени сформировала, от жизненных трудностей. Если у человека есть определенный жизненный опыт, который привел его к состоянию неудовлетворенности своей жизнью, и у него есть соответствующий ген, то алкоголизм у него разовьется достаточно быстро. 

Почему яблоко от яблони недалеко падает?

- У других людей этот процесс происходит по-другому: алкоголь распадается быстро, поэтому эффект опьянения проходит очень скоро, а продукты распада выводятся долго. Поэтому ему не столько хорошо от алкоголя, сколько плохо. Поэтому у него нет желания его употреблять. Однако это не значит, что он не пьет спиртное в тех или иных дозах. Но раз алкоголь не приносит ему удовольствия, то вряд ли он будет его использовать для того, чтобы уйти от реальности тогда, когда плохо. 

Поэтому, вероятней всего, алкоголизм у него не разовьется. Хотя он может себя преодолеть и пить так, чтобы зависимость от алкоголя у него сформировалась. Все зависит от его индивидуального жизненного опыта. Может быть так, что этот опыт привел человека к тому, что он захочет наказать себя, испытывать неудовольствие путем употребления алкоголя, от которого ему плохо. В этом случае у него может появиться алкоголизм, а может, и нет.

Значит ли это, что у человека не сформируется никакая другая зависимость? Конечно, нет. Он может найти наркотик, который будет приносить ему удовольствие и от которого в итоге впадет в зависимость. 

Получается, что определенный генетический фактор вносит достаточно весомый вклад в развитие этой отличительной особенности, но не определяет как таковую. Он определяется по совокупности всех тех факторов, которые влияют на человека, включая генетические, психологические, микросоциальные, макросоциальные, экономические, демографические и прочие факторы. Так и формируется человеческая индивидуальность.    

- Почему же тогда мы видим, что яблоко от яблони падает недалеко? И у детей алкоголиков формируется похожий способ поведения?  

- Дело в том, что, помимо генетической передачи, существует множество других способов передачи форм поведения. Самый элементарный – это подражание. Именно им может быть объяснена эта передача. Но это самый простой способ. Гораздо более сложные механизмы усвоения данных форм поведения – это механизмы моделирования и идентификации. Чем, собственно говоря, объясняется, почему разлученные со своими семьями дети повторяют их судьбы. Это результат идентификации себя с ними, присвоение себе их свойств и способов поведения  исходя из той информации, которой они владеют или предполагают, что это так. 

Например, мальчик вырос с матерью и только слышал об отце. Подрастая, ребенок идентифицирует себя с отцом и начинает вести себя так, как о нем говорит мать. Причем для идентификации себя со своими родителями и предками нет необходимости в достоверной информации о них. Для того, чтобы сформировалась определенная картинка, с которой можно себя идентифицировать, достаточно слухов, намеков и легенд. 

Задатки и возможности

Ярким примером тому может быть ребенок, которого взяли из детского дома или из неблагополучной семьи. Через какое-то время он начинает вести себя так же, как его неблагополучные родители. Приемные мама и папа принимаются во всем обвинять гены. Нет, это результат идентификации себя со своими родителями. Потому что ребенок часто слышит о «плохих» биологических родителях, чувствует отношение приемных родителей к кровным. Естественно, он это считывает и ведет себя, как они. 
Кстати, в этом плане очень интересно, что именно так, на основе слухов и легенд, происходит идентификация человека не только со своими родителями, но и со всеми предками. Через этот механизм происходит присвоение личностных свойств и характеристик, которые не обязательно были в реальности у предков.  

- Часто можно слышать: «математический склад ума достался ему от родителей». Есть ли ген, отвечающий за то, гуманитарий ты или технарь? 

- Процесс передачи, наследования и генетического закрепления той или иной информации очень длительный, который охватывает сотни тысяч лет. Какие-то свойства достаточно новые, и для того, чтобы они закрепились на генетическом уровне, нужно множество поколений. Такая характеристика, как математический склад ума это относительно новое человеческое свойство. Вопрос в том, успело ли оно закрепиться на генетическом уровне, то есть успел ли сформироваться тот участок генов, который отвечает за это?

Скорее всего, это достаточно более сложное свойство, и генетически закреплены оказались лишь какие-то отдельные особенности мозга, которые в итоге предрасполагают или создают хорошие условия для развития именно этой способности. Это как задатки и способности. Например, у меня длинные ноги и крепкие мышцы – то, что мне досталось от родителей посредством ген. Но разовьется ли у меня способность к легкой атлетике, зависит не только от моих задатков, но и от деятельности, которую я буду выполнять. И это касается фактически всех способностей и индивидуальных черт.       

Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один». 
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru 
^