Театр начинается с детства
Как научить детей понимать театральное искусство
Споры о том, выживет ли театр в новое время, идут с переменным успехом. Как ни странно, оптимизма не теряют именно театралы, порой готовые что-то делать, лишь бы театр жил. На прошлой неделе бестужевцы в очередной раз озадачились тем, как сделать театральное искусство интересным для подростков. Не загнать школьников на спектакли, воспринимаемые как иллюстрации к уроку литературы, а поставить перед подростками актуальные для них проблемы, говоря на понятном им языке.
Новый формат для разговора с подростками – творческая лаборатория «Территория РОСТа». Прошла в театре уже в четвертый раз. В этом году в Улан-Удэ приезжали театральные педагоги Александра Никитина и Юлия Рыбакова, которые провели семинар, посвященный техникам обсуждения спектаклей.
- Театр сегодня разный. Это уже не привычный Чехов с белой шторкой и широкополыми шляпами на героинях. Современные спектакли подчас трудны для понимания взрослому зрителю, не говоря о подростках. Здесь они зачастую движутся практически на ощупь или вовсе не задумываются о смысле увиденного. А учителя, сами не понимая, не могут дать ответ. И максимум, что может случиться после просмотра, – обычное сочинение, - объясняет задумку худрука театра Сергея Левицкого пиар-менеджер Юлия Федосова.
Научить учителей растить зрителей
Потому на прошедшей «Территории РОСТа» собрались учителя городских школ, драмкружков, чтобы научиться обсуждать спектакли с детьми. Не просто сесть и поговорить, а с помощью самых разных методик театральной педагогики вовлечь детей в беседу и попытаться анализировать постановки. Ведь обсуждения в формате игр, тренингов, даже творческого выплеска в виде зарисовки спектакля на бумаге куда интереснее школьникам.
Любопытно, что давать оценку спектаклю на тренингах было строго запрещено. Ведь вопрос: «Понравился ли вам спектакль?» предполагает только два ответа: «да» и «нет». И главное, под запретом - оценка ученика: правильно ли он рассуждает. Ведь нет единственно верного понимания спектакля, которое обычно диктует учитель. Каждое мнение важно. Именно такой подход, по мнению профессионалов, воспитывает в детях тягу к творчеству, раскрывает им культуру и искусство. Просмотр спектакля становится не скучным и обязательным, а интересным и занимательным.
- Педагогика искусства – это не обучение изобразительному искусству, музыке, актерской игре, хореографии, а обучение ребенка воспринимать мир, проживать этот мир целостно и образно, - объясняла на занятиях с педагогами Александра Никитина.
Обсуждение спектаклей, таким образом, становится едва ли не арттерапией, когда через анализ героев, понимание мотивации их поступков зрители находят общие с ними болевые точки.
- Для подростков это особенно важно, потому что их эмоции на пике, их болевые точки не болят, а «кровоточат», так как в этом возрасте все воспринимается особенно остро. После лаборатории в нашем городе, возможно, появилось 20 педагогов, которые подвигнут ребят размышлять о спектаклях, поборют в них страх перед публичными выступлениями, не будут диктовать свое восприятие и подарят театру свободных, умных и думающих зрителей, - надеются в театре.
Подросткам – правду или сказку?
Но «Территория РОСТа» – это не только семинары и тренинги. Важная часть лаборатории – создание буквально за неделю спектаклей для подростков. Так, в театре Бестужева появились «Макаки, пицца и деструкция», «Вдох-выдох», «Наташина мечта». И на этот раз в Бурятию прилетели четыре режиссера, Елена Ненашева, Иван Комаров, Никита Бетехтин, Павел Данилов, которые работали над эскизами «Фото топлес» Натальи Блок, «Мама, мне оторвало руку» Маши Конторович, «Дар моей невинности» Ирины Васьковской и Дарьи Уткиной, «Воин» Марии Огневой.
Это современные пьесы, написанные буквально в последние годы российскими драматургами, актуальные, порой жесткие истории о подростках. Три из них посвящены событиям сегодняшнего дня, а «Воин» - о школьниках, живущих в далеком 96-м, когда шла Чеченская война.
«Мама, мне оторвало руку» - рассказ о девочке, решившейся на безумный поступок, чтобы быть кому-то нужной, любимой. «Фото топлес» – о первой любви, глупости, повлекшей за собой серьезные последствия, подростковой травле. «Дар моей невинности» – о проблемах полового созревания. «Воин» – о восприятии темы войны неокрепшим детским умом, о том, как глобальные проблемы давят на самого обычного ребенка, лишая его радости жизни.
– Я помню себя в 16 лет, мне было очень тяжело жить, потому что остро чувствуешь все, что происходит, у тебя внутри огромный мир, но ты пока еще не адаптировался к этой жизни. Но есть хорошая новость: с годами станет легче, – Елена Ненашева, режиссер «Фото топлес», была откровенна со зрителями на обсуждении своего эскиза.
– Подростковые пьесы открываются сегодня только социальным театром. Мы в Красноярском ТЮЗе работаем над целым направлением, чтобы театр для подростков был преимущественно социальным, так как это рефлексия, дискуссия, обсуждение. В то же мы, взрослые артисты, не можем сыграть подростка, мы как бы вспоминаем себя в этом возрасте, это диктует способ существования как отстранение, – отметил Никита Бетехтин, режиссер эскиза «Дар моей невинности». – Как выстроить сегодня диалог с подростками? Театр теряется в догадках. Мы должны дать иллюзию жизни, сказку, или вам нужна правда жизни, видеть самих себя на сцене? Мы не понимаем, но через такие лаборатории пытаемся понять.
Пока неизвестно, какие именно спектакли войдут в репертуар театра и когда будут показаны.
- «Территория РОСТа» – это всегда новая энергия, которую чувствуют зрители. А для актеров это потрясающая возможность пообщаться с подростками, которые ходят в наш театр и которым есть что нам сказать. Не говоря уже о возможности поработать в «тестовом» режиме с молодыми режиссерами и современными пьесами, – поделилась впечатлениями актриса театра Лиана Щетилина.
Диляра Батудаева, «Номер один».
Новый формат для разговора с подростками – творческая лаборатория «Территория РОСТа». Прошла в театре уже в четвертый раз. В этом году в Улан-Удэ приезжали театральные педагоги Александра Никитина и Юлия Рыбакова, которые провели семинар, посвященный техникам обсуждения спектаклей.
- Театр сегодня разный. Это уже не привычный Чехов с белой шторкой и широкополыми шляпами на героинях. Современные спектакли подчас трудны для понимания взрослому зрителю, не говоря о подростках. Здесь они зачастую движутся практически на ощупь или вовсе не задумываются о смысле увиденного. А учителя, сами не понимая, не могут дать ответ. И максимум, что может случиться после просмотра, – обычное сочинение, - объясняет задумку худрука театра Сергея Левицкого пиар-менеджер Юлия Федосова.
Научить учителей растить зрителей
Потому на прошедшей «Территории РОСТа» собрались учителя городских школ, драмкружков, чтобы научиться обсуждать спектакли с детьми. Не просто сесть и поговорить, а с помощью самых разных методик театральной педагогики вовлечь детей в беседу и попытаться анализировать постановки. Ведь обсуждения в формате игр, тренингов, даже творческого выплеска в виде зарисовки спектакля на бумаге куда интереснее школьникам.
Любопытно, что давать оценку спектаклю на тренингах было строго запрещено. Ведь вопрос: «Понравился ли вам спектакль?» предполагает только два ответа: «да» и «нет». И главное, под запретом - оценка ученика: правильно ли он рассуждает. Ведь нет единственно верного понимания спектакля, которое обычно диктует учитель. Каждое мнение важно. Именно такой подход, по мнению профессионалов, воспитывает в детях тягу к творчеству, раскрывает им культуру и искусство. Просмотр спектакля становится не скучным и обязательным, а интересным и занимательным.
- Педагогика искусства – это не обучение изобразительному искусству, музыке, актерской игре, хореографии, а обучение ребенка воспринимать мир, проживать этот мир целостно и образно, - объясняла на занятиях с педагогами Александра Никитина.
Обсуждение спектаклей, таким образом, становится едва ли не арттерапией, когда через анализ героев, понимание мотивации их поступков зрители находят общие с ними болевые точки.
- Для подростков это особенно важно, потому что их эмоции на пике, их болевые точки не болят, а «кровоточат», так как в этом возрасте все воспринимается особенно остро. После лаборатории в нашем городе, возможно, появилось 20 педагогов, которые подвигнут ребят размышлять о спектаклях, поборют в них страх перед публичными выступлениями, не будут диктовать свое восприятие и подарят театру свободных, умных и думающих зрителей, - надеются в театре.
Подросткам – правду или сказку?
Но «Территория РОСТа» – это не только семинары и тренинги. Важная часть лаборатории – создание буквально за неделю спектаклей для подростков. Так, в театре Бестужева появились «Макаки, пицца и деструкция», «Вдох-выдох», «Наташина мечта». И на этот раз в Бурятию прилетели четыре режиссера, Елена Ненашева, Иван Комаров, Никита Бетехтин, Павел Данилов, которые работали над эскизами «Фото топлес» Натальи Блок, «Мама, мне оторвало руку» Маши Конторович, «Дар моей невинности» Ирины Васьковской и Дарьи Уткиной, «Воин» Марии Огневой.
Это современные пьесы, написанные буквально в последние годы российскими драматургами, актуальные, порой жесткие истории о подростках. Три из них посвящены событиям сегодняшнего дня, а «Воин» - о школьниках, живущих в далеком 96-м, когда шла Чеченская война.
«Мама, мне оторвало руку» - рассказ о девочке, решившейся на безумный поступок, чтобы быть кому-то нужной, любимой. «Фото топлес» – о первой любви, глупости, повлекшей за собой серьезные последствия, подростковой травле. «Дар моей невинности» – о проблемах полового созревания. «Воин» – о восприятии темы войны неокрепшим детским умом, о том, как глобальные проблемы давят на самого обычного ребенка, лишая его радости жизни.
– Я помню себя в 16 лет, мне было очень тяжело жить, потому что остро чувствуешь все, что происходит, у тебя внутри огромный мир, но ты пока еще не адаптировался к этой жизни. Но есть хорошая новость: с годами станет легче, – Елена Ненашева, режиссер «Фото топлес», была откровенна со зрителями на обсуждении своего эскиза.
– Подростковые пьесы открываются сегодня только социальным театром. Мы в Красноярском ТЮЗе работаем над целым направлением, чтобы театр для подростков был преимущественно социальным, так как это рефлексия, дискуссия, обсуждение. В то же мы, взрослые артисты, не можем сыграть подростка, мы как бы вспоминаем себя в этом возрасте, это диктует способ существования как отстранение, – отметил Никита Бетехтин, режиссер эскиза «Дар моей невинности». – Как выстроить сегодня диалог с подростками? Театр теряется в догадках. Мы должны дать иллюзию жизни, сказку, или вам нужна правда жизни, видеть самих себя на сцене? Мы не понимаем, но через такие лаборатории пытаемся понять.
Пока неизвестно, какие именно спектакли войдут в репертуар театра и когда будут показаны.
- «Территория РОСТа» – это всегда новая энергия, которую чувствуют зрители. А для актеров это потрясающая возможность пообщаться с подростками, которые ходят в наш театр и которым есть что нам сказать. Не говоря уже о возможности поработать в «тестовом» режиме с молодыми режиссерами и современными пьесами, – поделилась впечатлениями актриса театра Лиана Щетилина.
Диляра Батудаева, «Номер один».