Репетиция жизни

В Бурятии детей-сирот начнут готовить к самостоятельности
A- A+
- Хочется, чтобы у каждого выпускника по выходе из детдома был человек, к которому можно обратиться за советом, - говорит Константин Пустырев, координатор социального проекта «Наставник», призванного помочь сиротам адаптироваться к взрослой жизни. - Не каждый может принять подростка в семью, но стать значимым взрослым вполне реально.

Первый в республике

Министерство соцзащиты республики совместно с организацией «Линия социального доверия» запускает проект «Наставник». Основной задачей которого станет подготовка воспитанников детских домов к самостоятельной жизни.

В нашей стране проекты, подобные «Наставнику», работают и помогают детям освоить премудрости взрослой жизни уже давно. Например, в Самаре общественная организация «Домик детства» успешно реализует проект «Центр взросления «Теремок». Самарский «Теремок» — это небольшой деревянный дом, куда приходят выпускники детских домов и учатся там жить взрослой жизнью. Учатся простым вещам: как обращаться с деньгами, как покупать продукты и одежду, куда идти и что делать, если в доме протекает кран или засорилась канализация, как готовить еду себе и близким, как ухаживать за ребенком, если он у тебя появился, что нужно делать, чтобы оформить документы или подготовиться к поступлению в колледж или вуз, как искать работу.

В Красноярске фонд «Счастливые дети» открыл тренировочную квартиру для выпускников детских домов в 2017 году. Программа включает два направления: наставничество, которым занимаются волонтеры, и проект «Квартира», который обеспечивает временное проживание выпускников. Квартира появилась благодаря полученному гранту, в ней проживают четверо ребят под присмотром социальных работников. После проживания в квартире молодые люди начинают жить самостоятельно: находят жилье или переезжают в квартиру, полученную от государства.

В Санкт-Петербурге тренировочная квартира появилась четыре года назад в обычной многоэтажке. Схема та же. Ребята получают необходимые навыки: как самые простые, вроде пришивания пуговицы, так и более сложные - ремонт или решение правовых проблем. При этом атмосфера совсем не напоминает обычный социальный центр - все максимально приближено к домашней обстановке.

В Улан-Удэ тренировочной квартиры пока нет и не ожидается, но проект «Наставник» - уже большой шаг к социализации детей-сирот.

- Проект призван помочь показать ребенку жизнь за пределами детского дома. Наставник - это заботливый взрослый, который становится для подростка значимым человеком и другом, который хочет и может посвящать ему свое время, знания и силы. В первую очередь наставники необходимы детям, которым в ближайшее время придется покинуть стены социального учреждения. Это связано с тем, что самое сложное в жизни детей-сирот начинается именно после выпуска. Наставники помогают детям в выборе профессии. Вместе с ребенком изучают учебные заведения, участвуют в мастер-классах, связанных с будущей профессией, и выездах на предприятия, - рассказывается на сайте проекта.

Константин Пустырев говорит, что подобных программ в Бурятии ранее не было. Точнее сказать так: были, но волонтеры работали разрозненно, не было системы. На вопрос, почему Константин занялся таким необычным для мужчины делом, отвечает просто – с детьми он связан с самого детства. В 12 лет ездил в детдом «Малышок», там его впервые назвали папой. Уже во взрослой жизни мужчина стал заниматься поиском пропавших детей. Чаще всего сбегали воспитанники детдомов. Так Константин втянулся в помощь детям-сиротам: помогал детдому в меру возможностей, знакомился с персоналом, был другом и наставником для детей. Константин всегда очерчивал границы, не давал детям ложных надежд. Но однажды его сердце не выдержало – так в его жизни появился Дмитрий, который стал приемным сыном.

Однако Константина не отпускали и другие воспитанники детских домов – ребята звонили и писали мужчине регулярно, советуясь с ним по самым разным вопросам - что делать с засорившейся канализацией до внезапной беременности.

Чтобы помочь как можно большему количеству детей, Константин и решил создать такой проект. 

- Сейчас мы набираем волонтеров, пока есть 20 кандидатов. Этим проектом хотим охватить всю республику. Начнем с Кабанского центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Для всех кандидатов в волонтеры проведем семинары, возможно, кто-то отсеется. Наставник должен быть уравновешенным человеком, без революционных взглядов, суметь поладить и с персоналом, и с подростком. В проект мы берем ребят старше 12 лет и проводим с ними дополнительную работу, чтобы не произошла подмена понятий «семья» и «друг». В проекте могут участвовать как подростки в детских социальных учреждениях, так и выпускники до 18 лет. Сформировавшиеся пары могут продолжать общение после совершеннолетия ребенка при условии добровольного согласия обеих сторон на добровольной основе. В наставники отбираются взрослые лица старше 24 лет с разницей в возрасте с подростком не менее 10 лет. Всего мы планируем сформировать около 300 пар, - говорит координатор проекта.

До 40 лет доживают единицы

Предполагается, что встречаться наставник и воспитанник будут минимум раз в неделю. Также один-два раза в неделю обязательно удаленное общение – в соцсетях или по телефону, посещение вместе с ребенком командообразующих групповых занятий, организуемых координаторами проекта не менее двух раз в год.

- Хочется, чтобы у каждого выпускника по выходе из детдома был человек, к которому можно обратиться за советом. Ребенку важно, чтобы им занимался один конкретный человек, а не толпа. Обычно приезжает группа волонтеров, проводит мероприятие и уезжает. Ребенок остается наедине со своими проблемами. Не каждый может принять подростка в семью, но стать значимым взрослым вполне реально, - отмечает Константин.

Мужчина говорит, что в центрах помощи детям должны быть организованы семейные группы, чтобы жизнь была максимально приближена к естественной. Однако работают такие группы далеко не везде. Требовать личного участия к каждому ребенку от воспитателей, по мнению Константина, также невозможно.

- Немногие выпускники детских домов доживают до 30-40 лет, а социализируются только 10%. Статистика не меняется годами. В госучреждения за помощью дети ходить не хотят, к чиновникам у них недоверие, как и в целом к взрослым. В сиротском учреждении уровень гормона стресса такой же, как при бомбежке, у человека включен режим выживания. Сложно чему-то научиться в таких условиях. А появление взрослого, который навещает и проводит время с воспитанником, поднимает статус ребенка в глазах его сверстников, - подчеркивает общественник.

При создании проекта Константин ориентировался на другие, уже работающие проекты: «Солнечный город» из Новосибирска и «Арифметику добра» из Москвы. «Арифметика добра» - негосударственный благотворительный фонд, занимающийся системным решением проблемы сиротства в России. «Солнечный город» описывает себя так: «Меняем саму систему детских интернатных учреждений, чтобы помочь тысячам детей. 
Не занимаемся «мандариновой» благотворительностью, праздниками ради праздников и подарками ради подарков. Главное для нас – это интересы ребенка». Для Константина интересы ребенка также на первом месте.

- Без личного участия взрослого ничего хорошего не получится. Выпускники детских домов не умеют планировать бюджет, не умеют решать простые бытовые проблемы. Доходит до смешного: засорится раковина – перестают ею пользоваться, ходят в кафе в соседний дом через дорогу. Некоторые дети не знают, например, что чай надо заваривать -  не нужно рвать пакетик чайный и высыпать его содержимое… Ребята тонут, нет рядом взрослого, чтобы он сходил с ним в центр занятости, помог встать на очередь на получение жилья, научил, как распоряжаться деньгами, чтобы на все хватало… Когда есть кому позвонить - это здорово, - рассказывает наш собеседник.

«Не с кем посоветоваться» 

О своем детстве, проведенном в детских домах, а также о необходимости «Наставника» рассказали выпускники детских домов и волонтеры из других регионов.

- Готовить к взрослой жизни нужно. Например, нужно учить готовить, убирать, стирать.

Это раньше в 90-е и 2000-е годы ребятишек приучали к физическому труду. А сейчас что?

Везде есть нянечки, посудомойки, уборщицы. Дети, видя это, начинают наглеть, не уважают чужой труд, думают, что им все везде обязаны. Не раз было такое, что даже в учебном заведении, в общежитии дети не могут элементарно приготовить себе и убрать свои комнаты. В моем детском доме, где я выросла, сделали специальную программу для самостоятельной жизни выпускников детского дома, они там учатся элементарным вещам: готовить еду, стирать и прочее. Ведь с таких элементарных вещей начинаются трудности выпускников детских домов, - уверена Рина.

Оксана считает, что необходимо повышать юридическую грамотность среди сирот. По ее мнению, консультации государственных служб бывают недостаточно полные либо даже недостоверные.

- Больной вопрос стоит с жильем, выдаваемым по закону сиротам. Обычно оно некачественное, часто даже непригодное. И я считаю, что идея селить сирот вместе не продиктована заботой о сиротах. Поэтому о каком доверии к государственным службам со стороны сирот можно говорить? Хотелось бы, чтобы менялась система управления в детских домах. Чтобы акцент был на образовании сирот, кружках для развития и быт приближен к домашнему: огород, уборка, приготовление еды.  Отлично было бы, на мой взгляд, выявление талантливых детей. Лично я после школы столкнулась с тем, что мне элементарно не с кем было  посоветоваться, - рассказывает девушка.

Екатерина также полагает, что выпускникам детских домов остро не хватает правовых знаний. 

- Хотелось бы, чтобы сирот готовили с юридической стороны. Чтобы дети знали, какие выплаты, льготы им полагаются. Наболевший для всех вопрос — это предоставление жилья. Подобный проект существует, только не везде. Я - выпускница Джидинского детского дома, в селе Оер. Там есть программа семейного воспитательного комплекса - дети учатся самостоятельности: готовить, убираться, вести хозяйство и т.д. Хотелось бы, чтобы эта программа была во всех детских домах Бурятии, - говорит Екатерина.

Олеся Баурова, волонтер из Архангельской области, говорит, что такой проект работает в регионе уже два года. Ребята, которые в нем участвуют, быстрее социализируются. 

- Сама я в этом проекте год. Ежемесячно с группой других наставников ездим в детский дом, проводим там различные тренинги, общаемся с ребятами. Были небольшие сложности с документами. Потому что от нас их требуют как и от приемных родителей. Сегодня тоже ездила туда, мы занимались арт-терапией - рисовали шаржи. День прошел весело и с пользой. Проект называется «Два капитана»,  - сообщила Олеся.

Реализация проекта «Наставник» начнется в ближайшее время. 

 - Ребят из детских домов всячески отдаляют, задабривая льготами, пособиями и прочим. А необходимо быть рядом с ними, - заключил Константин Пустырев.

Лариса Ситник, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.