Янки в Улан-Удэ

Именно в этот день 90 лет назад два батальона солдат армии США получили формальное разрешение от администрации и населения Верхнеудинска на присутствие здесь американских войск. В общей сложности на территории от нынешнего Улан-Удэ до ст. Мысовой железную дорогу охраняли (это было главной задачей американцев) 2 тысячи американских солдат.
A- A+
В советское время локальные подробности гражданской войны в школах не изучали, да и редкий ученый-историк углублялся в эту тему. Поэтому факт того, что солдаты армии США когда-либо были на территории Бурятии, сегодня вызовет у обывателя удивление. Однако сведения о тех событиях сохранились в Америке и в наших исторических архивах. Восстановить некоторые из них нам помог историк из Канады Бенджамин Иситт и Павел Новиков, доцент ИрГТУ.

Когда в России разразилась гражданская война, страны, победившие в первой мировой войне, ввели свои войска на территорию России в целях "недопущения беспорядков и помощи населению". В Сибирь и на Дальний Восток вводились японские и американские войска. Бурятия была "осчастливлена" и американским, и японским воинскими контингентами. Американские войска были представлены двумя батальонами 27-го пехотного полка под руководством генерала Чарльза Морроу. Вели себя интервенты по-разному.

Японцы проводили жестокие карательные операции против мирного населения и большевиков, они сотрудничали с войсками атамана Семенова, который наводил ужас на местное население. Тактика американцев во взаимоотношениях с местным населением была иной. Среди американских солдат был большой процент эмигрантов из России, а среди таковых преобладали евреи, сочувственно настроенные к революционерам. В главной своей задаче — охране железной дороги — они видели помощь населению. Были случаи, когда американцы воевали против семеновцев вместе с большевиками. Однако американцев все равно недолюбливали.

"Люди здесь несчастны, сознание их раздвоено противоборствующими сторонами, — писал в своих воспоминаниях офицер экспедиционного корпуса США Гарри Хофман. — Даже видя, что мы ведем себя как союзники, охраняем поставки по железной дороге, люди часто недружелюбны к нам. Несколько раз по патрулю стреляли из-за угла. Каждый местный маленький военачальник рассматривает железную дорогу как свою собственность. От границы Маньчжурии до озера Байкал хозяйничал непредсказуемый и сомнительный атаман Семенов".

Далее Гарри Хофман пишет, что Семенов выдвинул обвинение, мол, американские войска ведут себя "непристойно" по отношению к мирному населению Верхнеудинска, и обвинил в пособничестве большевикам. Двухтысячная армия Семенова встала близ нынешнего Улан-Удэ. В ультимативной форме атаман потребовал, чтобы американцы покинули Верхнеудинск, и дал им на это сутки. Семенов завершил свой ультиматум двусмысленно: либо американцы меняют свое поведение, либо он их уничтожит. Морроу парировал, что население и чиновники Верхнеудинска утвердили американское присутствие, и они против входа Семенова в город. В ответ на ультиматум Семенова Морроу выдвинул свой — пообещал, что разнесет бандитов вдребезги в течение 12 часов, если те не уберутся восвояси.

"С обеих сторон было около 2000 штыков, — пишет Гарри Хофман. — Две наших, никогда прежде не стрелявших пушки были установлены на высоте у железной дороги (можно предположить, что это район, который сейчас называют Элеватором. — Прим. ред.).

Недалеко от Верхнеудинска стоял лагерь японцев в три с половиной тысячи штыков. Опасаясь международного скандала, командир японцев убедил Семенова уйти под японским эскортом за час до истечения срока, данного американцами Семенову.

Можно представить, что за эти часы пережили верхнеудинцы. Если бы конфликт разгорелся, от города не осталось бы камня на камне. Не было бы, например, Гостиных рядов, поскольку они использовались в качестве фортификационных сооружений.

То, что верхнеудинцы не предпочитали американские войска присутствию семеновцев, объясняется очень просто. Американцы, в отличие от атамана, не являлись бандитским формированием.

Полковник Морроу в донесениях писал следующее: "Солдаты Семенова, пользуясь покровительством японских войск, рыскали по местности, как дикие звери, грабя и убивая мирных жителей. На вопросы об этом отвечали, что убитые были большевики, и, по-видимому, такое объяснение всех удовлетворяло".

Генерал Морроу не скрывал отвращения, которое вызывали у него злодеяния антисоветских войск в Сибири, чем заслужил враждебное отношение со стороны белогвардейского, английского, французского и японского командования. Агенты Колчака начали против американца травлю, обвиняя в большевизме, чтобы подорвать его престиж и добиться его отзыва из Сибири. В немногих сохранившихся документах описывались стычки с семеновцами на территории Бурятии и Прибайкалья, в которых погибали американские солдаты и станционные служащие:

"10 января 1920 года мародеры в бронеавтомобиле напали и затем убили начальника станции в Верхнеудинске и ушли на станцию Посольскую. Там броневик обстрелял американский патруль, убив двух и ранив несколько солдат. Американцы разоружили и взяли под арест семеновцев. Позже пришлось освободить преступников, поскольку пришел приказ отправляться во Владивосток, чтобы отбыть домой".

В общей сложности, в Сибири погибло 353 американских солдата. На родине ветераны воевавшего в Сибири 27-го полка регулярно проводили встречи. Последняя такая встреча состоялась в 1985 году.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.