Прокрутить фарш обратно
Ценовой хаос
Напомним, что первого января 2013 года пассажиры пригородных маршруток с удивлением обнаружили, что стоимость проезда до Улан-Удэ существенно повысилась. На каких-то маршрутах повышение составило четыре рубля, а на каких-то целых семь.
Так, например, с 18-ти до 25 рублей повысился проезд на муршруте № 129 Сотниково- Улан-Удэ. Маршрут № 131 Ошурково- Улан-Удэ с 22 до 26 рублей. Маршрут №104 Улан-Удэ - Калёново с 50 до 55. Маршрут № 161 Нижняя- Иволга - Улан-Удэ на 4 рубля с 24 до 28 рублей. Маршрут № 130 Иволгинск- Улан-Удэ с 30 до 35 рублей.
Население о таком резком изменении в ценах никто не уведомил, и поэтому нововведения были приняты крайне болезненно. Дошло даже до драк и порчи имущества. Одному маршрутчику сломали зеркало, другой водитель в ходе ссоры чуть не пришиб пожилую женщину. Но в основном на возмущённые возгласы пассажиров маршрутчики молча указывали на некое решение депутатов Иволгинского района от 5 декабря 2012 года.
Действительно, на последней сессии депутатов райсовета был утверждён единый тариф для пассажирских перевозок на территории Иволгинского района, он составил 1,14 рубля против прежних 99 копеек за пассажиро - километр. Решение депутатов было опубликовано в местной районной газете. Дальше формирование конкретных цен на проезд, исходя из этого тарифа, легло на плечи самих перевозчиков, которые, как мы видим, не преминули использовать появившуюся возможность на полную.
Тут-то и началась неразбериха. Маршрутчики люди простые, кропотливо высчитывать цифры не по их части, и работать они любят с круглыми единицами. Поэтому за основной расчёт был принят максимальный километраж маршрута, умноженный на новый тариф. В принципе это правильно и закону не противоречит. Но, как говорят специалисты администрации Иволгинского района, водители, всё же ошиблись в своих расчётах.
Во- первых потому, что часть многих маршрутов проходит по территории города Улан-Удэ. К примеру, тот же 129-ый идёт до Мелькомбината, а принятый тариф может действовать максимум до автовокзала в центре Улан-Удэ. В силу того, что очень немногим пассажирам из Сотниково нужно в спальные районы города, максимальная цена, установленная на проезд, стала шоком. Более того, многие пассажиры 129-ого даже не заезжают в город, всё, что нужно есть в самом посёлке Сотниково или на Бурводе. Плюс ко всему этот маршрут не охватывает такие важные части города как Элеватор, Октябрь и Саяны, поэтому используется только как часть маршрута. Пассажиры, выезжая из посёлка, пересаживаются на другие маршруты, обычно в районе Бурвода или КПП на Левом берегу.
Давным-давно, ещё в те времена, когда тарифы на пригородные перевозки контролировала республиканская служба по тарифам, для 129- ого маршрута были придуманы так называемые ценовые зоны или минимаршруты : внутри Сотниково, Сотниково- Бурвод, Сотниково- КПП и Сотниково- Улан-Удэ. Ни в каких документах, разумеется, такого разделения нет. В народе эту фишку приняли нормально и спокойно ездили по самопровозглашённым тарифам, пока маршрутчики не повысили цены в каждом из этих зон, причём повсеместно на пять рублей. Логика в действиях водителей проглядывается крайне слабо, ведь если протяжённость каждого участка разная, почему повышение такое одинаковое?
С таким же самоуправством столкнулись и пассажиры других маршрутов. На 104-ом, например, повышение цен не коснулось отдельной категории граждан- учителей, они платят на пять рублей меньше. Дело благородное, но оно раскололо пригородное общество. Внутри самого посёлка Иволгинск водители 130- го маршрута повысили цену на пять рублей, мотивируя тем, что «внутренние пассажиры» едут через всё поселение до конечной остановки, а дальше в город маршрутка идёт пустой. Происходит это потому, что пенсионный фонд и прочие инфраструктурные объекты находятся в самом начале посёлка. А на 128 маршруте Гурульба- Улан-Удэ повышение цен произошло вообще незаконно, принятый тариф этого маршрута не касается вообще.
Вину признаём
После того как стихийное повышение цен на пригородные маршруты получило резонанс, у главы республики Вячеслава Наговицына к руководству Иволгинского района появились вопросы. В районе итак напряжённая обстановка, чтобы так злить народ. В год выборов, например в Сотниково, где в квартирах всего 14 градусов тепла, повышение цен на проезд и злое население никому не нужно. Поэтому глава района Бимба Дамбрылов на сегодняшнем совещании с главами поселений и руководителями маршрутов решил градус гражданского возмущения немного понизить путём снижения цен. При этом сам тариф меняться не будет.
- Этот тариф правильный, экономически обоснованный. Когда мы принимали его, мы не думали, что так "наколбасим", - сказал глава района Бимба Дымбрылов. - Сейчас же мы получаем сотни жалоб и писем от жителей. Обстановка стала очень напряжённый и мы в этом виноваты. Теперь надо что-то решать, иначе будет плохо всем нам, в первую очередь жителям, которые пользуются данными маршрутами.
Нельзя сказать, что водители обрадовались этому решению. В кабинете главы шла бойкая торговля за каждый рубль. Маршрутчики говорили о повышении расходов на топливо, необходимость ставить дорогостоящие приборы Глонасс и тахографы, выплачивать кредиты и страховку, но Бимба Дымбрылов приводил железобетонные аргументы: «не режьте курицу, которая несёт золотые яйца», «примите на себя удар неожиданности» и т.д. Маршрутчики твёрдо стояли на своём, пока власти района не пригрозили объявить новый конкурс и найти других перевозчиков, согласных возить по нужной цене.
Вот так просто, оказывается, можно прокрутить фарш обратно. Стоимость проезда на всех вышеуказанных маршрутах снизится на 3-4 рубля, кроме 130-го. Но со второго квартала повышение, согласно тарифу, всё-таки будет произведено. Хотя никто не даёт гарантии, что в условиях бесконтрольного со стороны властей, Минтранса, республиканской службы по тарифам и т.д. ценообразования, подобная ситуация не повториться.
Евгения Балтатарова, «Номер один»