Кадровый парадокс
Почему у нас в республике вакансий в два раза больше, чем безработных, и зачем Бурятии менеджеры по продажам?
Очередное осеннее обострение на рынке труда Бурятии протекает как обычно. Работодатели отчаянно ищут дефицитных специалистов, недефицитные специалисты отчаянно рассылают резюме и подключают связи. При этом безработицу в Бурятии высокой не назовешь. Более того, количество вакансий, заявленных в службу занятости, в два раза превышает количество безработных. Причины этого трудового парадокса – несоответствие спроса и предложения на рынке труда Бурятии. В ком же так сильно нуждаются работодатели и каких профессий в Бурятии на сегодня переизбыток?
Трудовая альтернатива
Начнем с того, что общая безработица в Бурятии составляет 6,8 %. Это более 5 тысяч потенциальных работников, которые не могут утроиться по специальности. Вакансий же в республиканской службе занятости населения более 11 тысяч. То есть теоретически эти пять тысяч вполне могли бы устроиться на работу, если бы их образование, опыт и предыдущее место работы подходило хотя бы под половину заявленных вакансий. Но так уж получилось, что среди тех, кто в активном поиске, все больше представителей бывших недавно модными специальностей вроде юрист и экономист. Тогда как работодатели алчут специалистов рабочих профессий: токарь, механик, сборщик мебели и так далее. Конечно, можно долго обвинять государство в неэффективной кадровой политике, что будет, конечно, справедливо. Но стоит подумать и о том, как эту ситуацию изменить.
Агентство занятости предлагает на выбор несколько вариантов. Один из них – профессиональная переподготовка. То есть, проще говоря, нужно плюнуть на диплом экономиста и отправиться на курсы, скажем, штукатура-маляра. Идут на это немногие. Конечно, в кризис были случаи, когда уволенные топ-менеджеры устраивались на заводы, но это скорее исключения. В большинстве случаев соискатели хотят получить место не ниже статуса полученного образования или того, что был на предыдущем месте работы.
Тем не менее желающие переучиться все же находятся. Но больше все-таки тех, кто, не имея за плечами образования, обучается с нуля. Правда, и этого далеко недостаточно, чтобы закрыть потребность в рабочих специальностях.
Другой вариант – открыть свое дело. Для этого создаются различные целевые программы, направленные на поддержку малого бизнеса. Но и тут все не так просто. Если, например, обратиться все в то же агентство занятости, то все, чем смогут там помочь, – это единовременная финансовая помощь.
- Тем, кто решился создать собственное дело, выдается единовременная финансовая помощь в размере 58 тысяч 800 рублей, которая равна годовому размеру максимального пособия по безработице и дает импульс к старту. Эти средства должны быть направлены строго на организацию предпринимательской деятельности в соответствии с технико-экономическим обоснованием предпринимательской деятельности, - сообщили «Номер один» в агентстве занятости населения Бурятии.
Стоит ли говорить, что этих денег недостаточно даже для открытия точки по продаже пирожков, не говоря уже о чем-то более крупном. Остальные программы, как правило, работают на уже зарегистрированных предпринимателей, которые уже имеют что-то за душой либо ограничены – по средствам и по количеству участников. То есть без первоначального капитала перейти из статуса безработного в статус предпринимателя, мягко говоря, сложно.
То есть, чтобы изменить ситуацию, усилий центра занятости и самих безработных далеко не достаточно. Необходимы радикальные меры по изменению всей кадровой политики республики, а, возможно, и всей страны. Конечно, возвращения к плановой экономике никто не хочет, но повышать уровень регулируемости рынка труда в современных реалиях просто необходимо.
Везде нужны «продажники»?
Между тем, по данным службы исследований агентства HeadHunter, наибольшая потребность на рынке труда Бурятии вовсе не в токарях или механиках. Рыночная экономика диктует свои правила, и самыми востребованными специалистами (причем, не только у нас в республике, но и по всей России) стали менеджеры по продажам.
- Почти половина запросов, которые фиксируются на нашем сайте, это поиск именно этих специалистов. Если посмотреть на рейтинг самых популярных запросов работодателей, то сегодня компании ищут продажников самых разных уровней: от руководителей отделов до рядовых сотрудников. Только программист и бухгалтер смогли войти в пятерку самых востребованных специалистов в Улан-Удэ, - сообщила Елана Таращук, руководитель пресс-службы HeadHunter по Сибири.
При этом особой нехватки в таких специалистах Бурятия не испытывает. Но их количество растет с каждым годом. Конечно, при поиске работы соискатели исходят в первую очередь из принципа «где больше платят», и это понятно. А в сфере продаж действительно можно зарабатывать неплохие деньги. Но долго оставаться на таком месте сможет не каждый, ведь далеко не все смогут выдержать ритм работы в этой сфере: это и постоянное улаживание конфликтов с клиентами, и «холодные» звонки. В общем, работа достаточно нервная, и рано или поздно менеджер по продажам начинает подыскивать более спокойное место работы. Отсюда и постоянное обновление специалистов.
Кроме этого, в последние годы достаточно много компаний открывают филиалы в Бурятии, и первые, кого начинают искать новоиспеченные работодатели, – снова менеджеры по продажам.
- В этом году чаще всего искали продажников следующих специализаций: для оптовой торговли, прямых продаж, розничной торговли, товарами народного потребления, управление продажами, - рассказывает Елана Таращук.
Между тем, если говорить о специалистах, которых в Бурятии переизбыток, то здесь все по-прежнему: самый большой конкурс среди желающих работать на госслужбе (более 10 человек на место), юристов (9 человек на место) и бухгалтеров. Такая ситуация, по мнению экспертов, сохранится еще долгое время: слишком уж много таких специалистов за последние годы выпустили учебные заведения.
Кадровые контрасты
Как и следовало ожидать, из всех 11 тысяч вакансий в Бурятии более 70 % приходится на Улан-Удэ. Именно в столице Бурятии в последнее время быстрыми темпами развивается инфраструктура. Здесь открываются магазины, торговые центры, гостиницы и прочие блага постиндустриального общества (хотя, по большому счету, до этого статуса мы еще и не добрались).
Служба исследований HeadHunter выявила индексы востребованности специалистов на рынке труда в Улан-Удэ. Высчитывается он достаточно просто: это соотношение специалистов к количеству вакансий. Если число получается больше четырех, то это означает, что конкуренция среди соискателей достаточно жесткая, и у работодатели есть хорошая возможность выбирать и проводить конкурсы.
Среди госслужащих этот индекс составил 11,8 – максимальное значение для города. Далее – юристы, бухгалтеры, разного рода консультанты и специалисты сферы закупок. Единица и меньше – у рабочего персонала, специалистов сервиса, продаж, работников сферы добычи сырья, домашнего персонала, и самый маленький индекс – 0,5 – у специалистов страхования. За них придется сражаться уже самим работодателям.
Серьезные перекосы на рынке труда Бурятии весьма наглядно показывают, насколько он нуждается в регулировании. Со всех сторон раздаются призывы к созданию более или менее эффективной профориентации, к координации политики учебных заведений и потребностей рынка. Но пока радикальных мер ни со стороны власти, ни со стороны сферы образования в этом плане не последовало. Рынок труда продолжает плыть по течению, направляемый «невидимой рукой», которая здесь, как, впрочем, и во всей рыночной экономике, уже заметно потеряла свою хватку.
Владимир Пашинюк, «Номер один».