«Водоканал» пытаются обанкротить
На прошлой неделе суд принял заявление о признании «Водоканала» банкротом. По мнению специалистов, если иск будет удовлетворен, это грозит катастрофой для всего коммунального хозяйства города.
Прогнозируемое банкротство
Заявление было подано компанией «Улан-Удэ Энерго» еще в октябре, но заявителю предложили до 5 ноября представить в суд доказательства наличия у должника имущества, за счет которого возможно погашение расходов. В компании нам пояснили, чем было вызвано это заявление.
«Водоканал» задолжал «Улан-Удэ Энерго» 31 миллион рублей. Задолженность образовалась в связи с тем, что «Водоканал» не уплачивал платежи за потребленную электроэнергию. «К нам данная задолженность перешла в связи с переуступкой права требования от «Бурятэнергосбыта», - сказали в пресс-службе компании. Долги начала образовываться, по информации «Улан-Удэ Энерго», с середины прошлого года.
Всего же долгов у компании набралось на 107 миллионов рублей. Ранее СМИ сообщали, что наложен арест на дебиторскую задолженность «Водоканала», которая оценивается в 13 миллионов рублей, на транспорт, бытовую технику, мебель – на общую сумму свыше 15 миллионов. Арестованное имущество было продано, а вырученные деньги перечислены взыскателям.
Между тем, разговоры о возможном банкротстве шли весь последний год. Утверждалось даже, что некие заинтересованные лица целенаправленно ведут бывшее муниципальное предприятие, имущество которого оценивается в полтора миллиарда рублей, к банкротству. Еще с прошлого года «Водоканал» фактически перешел под внешнее управление своего арендатора – компании БКС.
Инвесторы из Москвы
Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» было превращено в акционерное общество три года назад. При принятии закона об акционировании и передаче муниципального имущества депутаты спросили тогдашнего заммэра по развитию инфраструктуры Гемалю Гендунову, дает ли мэрия гарантию того, что с переводом имущества «Водоканала» в частные руки «все будет нормально»?
«Это наша обязанность - соответствовать и давать гарантии. И депутаты нашего горсовета тоже, внеся изменения в прогнозный план по приватизации, взяли на себя ответственность», - отвечала чиновник. Как известно, Гемаля Батоевна, как и бывший мэр, уже покинули свои посты. Но свои кресла до сих пор занимают депутаты горсовета, а том числе новый мэр Улан-Удэ.
В 2011 году в Улан-Удэ зашла компания «Бурятские коммунальные системы», дочка РКС, руководители которой, беря в аренду имущество «Водоканала», обещали если не превратить столицу Бурятии в город-сад, то уже точно модернизировать сети. В числе прочего арендатору перешла функция по сбору денежных средств, лишая муниципальную компанию собственных доходов. При этом четыреста миллионов инвестиций город так и не увидел.
Деятельность БКС в первый год сосредоточилась в основном на попытке слияния двух компаний под руководством директора Юрия Прозовских. В начале 2012 года последний, наконец, становится директором обоих предприятий – муниципального арендодателя и арендатора. Административные подразделения «Водоканала» были упразднены, в компании остался только рабочий коллектив. Примерно с этого времени, по информации «Улан-Удэ Энерго», «Водоканал» перестал платить за потребленную электроэнергию.
Город потонет в нечистотах?
Сегодня большие опасения вызывают не юридические тонкости взаимоотношений двух компаний, а судьба муниципального имущества, переданного «Водоканалу» при акционировании. Имущество было оценено на сумму более чем полтора миллиарда рублей, и в эту сумму входят здания, земельные участки, склады, техника. Если предприятие будет все же доведено до банкротства, город может лишиться всего этого богатства.
Ничего не понятно с инфраструктурными объектами, от которых зависит вся жизнедеятельность города, а это 491 километр водопроводных сетей, 420 километров сетей водоотведения, 34 канализационные насосные станции, 10 водопроводных насосных станций и три водозаборных сооружения. Информация о их принадлежности противоречивая, что, по-видимому, объясняется словами главы республики о том, что «договор аренды, подписанный городом и «БКС», не является прозрачным».
По закону приватизация инфраструктурных объектов запрещена, но тогда каким образом она оказалась в ведении «Водоканала» и он передал ее в аренду БКС? На этот вопрос предстоит еще ответить. Бывший директор «Водоканала» Леонид Ткаченко уверен, что сети не будут приватизированы, потому что делать это закон запрещает.
Тем не менее банкротство предприятия накануне зимнего периода не может не сказаться на его работоспособности.
«Я не знаю, как город дальше будет. Ждет, видимо, какой-то техногенной катастрофы, она приближается. Безответственное отношение всегда приводит к тяжелым последствиям. Это же очистные сооружения, жизнеобеспечение, очистка! Я не могу понять. Это преступление. Мы потонем в нечистотах», - сказал Леонид Ткаченко.
Владимир Бадмаев, «Номер один».