Культурный национализм
Интерактивное занятие "Традиции русского чаепития" в Национальном музее Бурятии неожиданно спровоцировало межнациональный конфликт.
Вчера на официальной странице музея в Фейсбуке появилось странное объявление.
"Уважаемые посетители и подписчики страницы Национального музея РБ! В свете последних обсуждений некоторых новостей в нашей ленте, убедительно просим воздержаться от националистических высказываний и, сопутствующих им, споров. Считаем необходимым напомнить, что название «Национальный музей Республики Бурятия» подразумевает проведение выставок, мастер-классов и других мероприятий, посвященных традициям и культуре всех народов, проживающих на территории Республики. Сообщения, подстрекающие к межнациональным конфликтам, будут удалены, а их авторы - исключены из подписчиков.", - предупреждает Национальный музей.
Как стало известно, националистические высказывания имели место во вполне невинной теме про традиции русского чаепития, о котором рассказывают на интерактивных занятиях в музее. Судя по тем комментариям, которые всё - таки остались на странице, речь шла о споре некоторых участников группы, в котором они выясняли какое явление является первичным: русское или монгольское чаепитие, и почему подобные занятия не происходят на последнюю тему.
"Надеюсь Национальный музей Бурятии расскажет детям и о бурятских, и шире, монгольских традициях употребления и приготовления чая, намного более укорененных в истории, чем чаепитие русское, в культурном и историческом смысле явление вторичное", - написала пользователь Марина Сайдукова, с чего в общем - то и начался спор.
"Меня удивляют комменты, подобные предыдущему... Всегда найдется человек, который думает,что знает КАК и ЧТО надо показывать и рассказывать... К вопросу о НАМНОГО БОЛЕЕ УКОРЕНЕННЫХ традициях не соглашусь, по отношению к Китаю - все мы младенцы)). Монголы, буряты, калмыки употребляли напиток из кирпичного чая с XV в., сибирские землепроходцы, побывавшие у китайских границ, оценили силу напитка в XVI в. Первые достоверно документированные контакты России с Китаем относится к началу XVII века. Слово «чай» на русском языке впервые встречается в медицинских текстах середины XVII века. В это время в Москве уже можно было купить до десяти сортов чая, а в 1679 году был заключён договор с Китаем о его регулярных поставках. Практически весь ввозимый из Китая чай поступал в Москву, где продавался наряду с прочими товарами и был, несмотря на дороговизну, достаточно широко доступен. Чаевничать на Руси начали лет 350 назад, когда чай появился в московских лавках наравне с другими товарами. Мне кажется, цифра вполне достойная, для музейного интерактива. А о бурятских традициях и обычаях в наших музеях говорят очень много и подробно - ПРОСТО БЫВАЙТЕ ТАМ ПОЧАЩЕ)))" - парировала Светлана Бураева.
"Считаю, что в первом комментарии Марины читается неприкрытое неуважение и презрение к дружеской культуре. Уже придумал с десяток саркастичных высказываний по этому поводу, но что-то не хочется распаляться. В общем стыдно. Просто стыдно.", - обиделся Александр Бузин и добавил после шутливого ответа Марины Сайдуковой, - "Марина, думаю Вы меня прекрасно поняли. И не смотря на то, что отшутились , Ваш пренебрежительный комментарий никуда не делся. Отстаивая свои традиции не стоит принижать другие. Вот это я считаю стыдным (раз уж потребовалось уточнение)."
Сотрудники музея, ответственные за администрирование страницы в фейсбуке затруднились рассказать о том, какие именно комментарии они посчитали националистическими, и к чему в конце - концов привела эта необычная дискуссия, конец которой был столь печален. Сейчас те комментарии стёрты, однако, зная традиции обсуждения подобных тем в бурятском интернете, участники скорее всего быстрыми темпами добрались до Ермака, казаков - первопроходцев и сожжённые юрты, а может быть и до татаро - монгольского Ига.
UPD: Сотрудница музея, ответственная за страницу в Фейсбуке пояснила какие комментарии и почему были признаны националистическими.
- Некая Туяна, узнав о том, что в Музее истории Бурятии им. Хангалова проводится интерактивное занятие «Традиции русского чаепития» писала следующее: «А что бывает только русское? Примериваться под них, они НЕ являются эталоном, есть масса достойных примеров, а эти что?». Далее она опубликовала портрет Михаила Салтыкова-Щедрина с его высказыванием: "Если я усну и проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу,- ПЬЮТ И ВОРУЮТ" и добавила к нему свой комментарий: «Всем давно известно». На это пошел ответный комментарий со стороны русского, некого Александра, который явно не согласился с мнением Туяны. Началась перепалка, которую мы решили удалить. Матов не было. Я не заучивала диалоги, которые спровоцировал первый комментарий. Но по нашему мнению, они носили националистический характер.