Улан-удэнские риски
По итогам первой сессии Горсовета, кроме мэра, город получил еще пару новых политиков и нестабильность
В понедельник горсовет Улан-Удэ выбрал своего председателя, а по совместительству главу всех остальных четырехсот тысяч горожан. Им снова стал Александр Голков. Таким образом, город собрал на себя все риски прошлых месяцев и добавил наделанных во время предвыборной кампании мэра.
Дорога с красным оттенком
Выборная кампания, как на округе, так и в самом горсовете, Александра Голкова заметно отличалась от его коллег из других городов. Спокойной, уверенной победы не получилось. Результаты в обоих местах ставятся под сомнение. Как ни крути, обещанная стабильность в городе не ощущается.
В последние годы Улан-Удэ и так не может выбраться из скандалов, а результаты голосования говорят о том, что в скором времени ситуация не изменится. Ведь, кроме всего прочего, путь Александра Голкова к новому мэрскому сроку оказался окрашен в алые тона. И речь идет совсем не о красной ковровой дорожке и не о тротуаре перед зданием администрации, залитом почему-то красной эмалью.
Несмотря на все ожесточение политической борьбы и скандальность, все затмевает по своей важности смерть кандидата Александра Толстоухова. И не просто кандидата, а человека, способного преградить путь в горсовет действующему мэру. Но накануне дня голосования он был найден мертвым в своей квартире с перерезанными венами. Впоследствии СКР возбудит уголовное дело по статье «доведение до самоубийства».
Репутационные потери, которые понес мэр, - его личное дело, но юридическая коллизия выглядит своеобразной.
Торопливые выборы мэра
Добрую половину следующего дня ничего не подозревающие избиратели продолжали голосовать по бюллетеням с фамилией покойного кандидата. Хотя впоследствии избирком так и не назовет число голосов, отданных Александру Толстоухову, по косвенным данным можно понять, что до момента аннулирования его регистрации за него проголосовала почти половина избирателей. Это означает, что результаты выборов, как минимум, были сомнительны.
Избиратели пошли в суд, протестуя против того, что их голоса признали недействительными. Бюллетени не портили и не совершали ничего противозаконного. За прошедшую неделю число исков в суд с требованием отменить результаты выборов на мэрском округе только возросло до одиннадцати.
В связи с этим от некоторых депутатов прозвучали вполне здравые предложения повременить с выборами мэра - пока идет суд или хотя бы пока не станут ясны перспективы юридические. По закону новый состав горсовета должен избрать мэра в течение месяца.
Действительно, если суд признает правоту истцов, то победа Александра Голкова на округе будет аннулирована, как и сегодняшняя должность. Но большинство депутатов предпочли не прислушиваться к меньшинству.
Между тем, делая ставку на Александра Голкова, да еще в условиях исков на него, республиканская власть сильно рискует. Если у нас через пару месяцев по решению суда снимут мэра города, то это будет выглядеть весьма экзотично. Кроме того, зима, как известно, близко, и мы в преддверии отопительного сезона можем остаться без главного городского начальника.
Новые имена
Зато взамен рисков республика и город получили на этих выборах пару фигур - потенциально сильных политиков. Первого вытащил сам Александр Голков.
Александр Иринчеев – профессиональный медицинский работник, но уже давно занимающийся активно политической деятельностью. Достаточно сказать, что он в свои нынешние 58 лет был депутатом этого же горсовета еще в 1990-93 годах. Наблюдатели отмечают в нем способности прирожденного политика и умение вести диалоги в самых сложных ситуациях. Но пока он скрыт на уровне заместителя, и его будущее во многом будет зависеть от судебных перспектив самого Александра Голкова.
Но, пожалуй, главным событием первой сессии горсовета стало появление действительно новой политической фигуры в городской политике. Речь идет об Алексее Хандархаеве. Ранее возглавлявший комитет городского хозяйства администрации Улан-Удэ, он не был известен как публичный политик.
Уроженец Ольхонского района Иркутской области, бывший комсомольский активист успел поработать, кроме всего прочего, в правительствах как Москвы, так Московской области. Приехал в Бурятию по приглашению властей в 2011 году и занял должность заместителя мэра Улан-Удэ по строительству, затем возглавил Комитет городского хозяйства. Не сработавшись с новым мэром города, он пошел на открытый конфликт с ним, был избран в горсовет в качестве самовыдвиженца.
Он оказался единственным заместителем мэра из троих, кто смог победить на округе. Причем шел против «единоросса» Викулина, который два срока был депутатом от этой городской территории. Хандархаев прошел через административное давление, снятие и восстановление через суды, в том числе Верховный суд Бурятии. На выборах мэра набрал 11 голосов – больше трети горсовета.
Если судить по итогам голосования, почти все, кто отдал предпочтение на выборах мэра ему, также являются самовыдвиженцами. Одиннадцать оппозиционно настроенных депутатов из тридцати способны сделать жизнь городских властей не слишком комфортной. Учитывая же, на какие ухищрения пришлось пойти команде Голкова для избрания его мэром, лояльность остальных 19 депутатов остается под большим вопросом. Конфликт с таким горсоветом вряд ли входит в планы республиканского руководства.
Таким образом, если активная политическая деятельность Алексея Хандархаева не была мимолетным предвыборным явлением, то реальные расклады в городской политике и горсовете могут быть куда драматичнее, чем это казалось до выборов.
Владимир Бадмаев, «Номер один»