Шаманы Бурятии проводили год Обезьяны

Проводы года Обезьяны состоялись вчера вечером на территории религиозного объединения «Тэнгэри». Шаманский молебен символически унёс в пламени ритуального костра всё недоброе, что произошло в ушедшем году. Сейчас центр «Тэнгэри» готовится к молебну встречи года Огненной Курицы, который состоится в ночь на 27 февраля.
- Собрались все шаманы, и камлали, прославляя год Обезьяны, вспоминая хорошее, что он принёс нам, благодарили за эти блага. Год Обезьяны ушёл в историю, до следующего прихода, - говорит глава центра «Тэнгэри» Баир Цырендоржиев.
Главный шаман подчеркнул, что приходит год именно курицы, а не петуха, потому что по восточному календарю у годов чередуется мужское и женское начало. Обряд проводился в несколько этапов. Сначала в молитвенном зале центра «Тэнгэри» шаманы камлали, призывая Белого Старца – Бурхан-Саган-Гарбала, божественное белое начало.
Потом призывали главу «тринадцати хатов», небожителя Бухэ-нойона, который вселился в одного из шаманов во время транса, и раздавал благословления прихожанам. Хотя считается, что небожители на зиму «засыпают» до ритуала открытия небесных врат весной, Бухэ-нойон не спит, и шаманы могут к нему обращаться.
- Он сказал, что ушёл очень тяжёлый год, и вся его тяжесть, всё негативное что было, тоже ушло вместе с ним. С началом нового года на рассвете 27 февраля, Бухэ-нойон спустится вновь, и расскажет, каким будет год Огненной Курицы, - рассказывает Баир Цырендоржиев.
Следующим этапом обряда было возжигание малых жертвенных костров, на которых сгорели подношения божествам. Затем шаманы и прихожане прошествовали к двум чанам, где варилось два вида омовения-аршана – «чёрный» и «белый». Считается, что «белый» аршан имеет мужское, отцовское начало, а «чёрный» аршан – небесный, от божества Хаан-Тэнгэри, имеет женское начало. Оба аршана разлили в ёмкости, чтоб раздать присутствующим – прихожане уносили для домашних омовений членов семьи, а шаманы омыли свои ритуальные атрибуты.
Потом участники обряда прошли к «костру уходящего года» - большому кострищу, в который возложили тесто для обтирания. Считается, что если перед Сагаалганом обтереть тело тестом, оно соберёт все его болезни и недуги, которые сгорят на очищающем огне. Затем процессия прошествовала к другому большому костру – в честь грядущего года. Кострище торжественно зажгли, и присутствующие несколько раз обошли вокруг него.
И заключительный этап – молебен шаманов за благополучие прихожан и членов их семей, обряды благословения. Всего в обряде участвовало несколько десятков шаманов центра «Тэнгэри» и ещё больше прихожан.
Баир Цырендоржиев подчеркнул, что изначально буряты встречали новый год осенью, с первым снегом, лишь с приходом буддизма его стали встречать в начале весны. Также он отметил, что у ритуала «плавающая дата», привязанная к лунному календарю.
- Все азиатские страны отметили новый год месяцем раньше. Но по старому тибетскому летоисчислению через каждые четыре года прибавляется один месяц, поэтому в Тибете, Монголии, Калмыкии, Алтае и у нас Сагаалган празднуют сейчас, - объясняет Баир Цырендоржиев.
Он отметил, что с каждым годом шаманские празднества собирают всё больше прихожан, что свидетельствует об интересе людей к духовным истокам, и что в Бурятии сложилась удивительная ситуация, когда рядом сосуществуют люди самого разного вероисповедания, при этом нет никакой религиозной розни, неприятия. По его мнению, если у человека в душе есть Бог, он должен быть добрым и очень веротерпимым. Также Баир Цырендоржиев отметил, что по старинным бурятским приметам грядущий год «молодой» и будет благоволить прежде всего молодёжи.
Фото: Василий Тараруев