13.06.2018 в 06:00

В Бурятии рядовой гаишник попал под жернова противостояния силовых ведомств

Выполняя приказ начальника, сотрудник ДПС стал фигурантом уголовного дела
A- A+
Текст: Газета
В Бурятии рядовой гаишник попал под жернова противостояния силовых ведомств

Все началось с того, что в Гусиноозерске следователи СКР завели уголовное дело против нескольких полицейских, которых обвиняли в превышении должностных полномочий. Именно тогда обиженный на следователей экс-начальник отдела полиции Селенгинского района придумал хитроумный, по его мнению, план мести.

Для внедрения его в жизнь понадобилось немного: всего лишь приказать подчиненным действовать по его указке. Впоследствии эти люди и оказались под ударом. В результате этой горе-«спецоперации» они были осуждены по уголовной статье.

Операция «поставить на место»

В 2015 году в Селенгинском районе трое «оперов» попали под следствие по подозрению в превышении должностных полномочий. Проще говоря, им вменяли то, что они «выбивали» показания из подозреваемых незаконными методами. Начальник районного отдела полиции Дмитрий Ланцов следователями СКР был явно недоволен: еще бы, его репутация страдала вместе с репутацией его подчиненных. Шанс отомстить или поставить «соперников» (то есть следователей СКР) на место, а то и заставить прекратить следствие появился, словно по заказу.

В один из февральских вечеров 2015 года начальнику полиции сообщили: в одном из кафе города Гусиноозерска следователи СКР празднуют какое-то событие. На парковке стоят их личные автомобили. Дмитрий Ланцов  тут же сообразил: значит, скоро подвыпившие сотрудники сядут за руль, и вот тогда для них и наступит «час икс».

Он срочно вызвал старшего инспектора по охране общественного порядка Евгения Пенских и двух инспекторов ДПС, в том числе совсем недавно принятого на работу инспектора ДПС Булата Буданимаева. Подчиненные приехали к дому шефа, где и началось обсуждение деталей плана.

– Нам рассказали, что в кафе «Встреча» гуляют следователи. Все на машинах. Всего было четыре машины: одна служебная и три личных. Нужно было  оформить следователя СУ СК как водителя, который управляет авто в состоянии опьянения. Причем сделать все  быстро и по всем правилам. Ведь было понятно: если будут помарки, следователи потом опротестуют протокол в суде, – рассказывает Булат Буданимаев, инспектор ГИБДД.

Начальник отдела полиции по Селенгинскому району Бурятии Дмитрий Ланцов раскрыл свой план в деталях и свой наказ подкрепил намеком, что, в случае если сотрудники не выполнят все его указания, им на работе придется ох как не сладко.

– Нам сказали встать в каком-нибудь темном месте, чтобы следователи, когда выйдут из кафе, не сразу заметили нас. Начальник отдела нам так и сказал: «Не дай бог вы никого не оформите, потому что я знаю, что все они пьют. Если не оформите, то  завтра будем с вами по-другому работать и разговаривать», – вспоминает тот разговор Булат.

Засада в кустах

Сразу после разговора один полицейский приехал на парковку кафе, чтобы, как только следователи сядут по машинам, позвонить и предупредить гаишников. Булат вместе с другим инспектором ДПС уже ожидали за ближайшим поворотом, примерно в 150 метрах от кафе. Когда один из автомобилей выехал, инспекторы остановили машину. Благо и повод тоже нашелся: водитель забыл включить поворотник.

Следователь, сидевший за рулем, сразу признался, что алкоголь он «чуть-чуть употреблял».

– Вообще есть пять признаков алкогольного опьянения. У него было два: покраснение кожи и запах изо рта. А наличие даже одного признака дает нам право отстранить водителя и проверить его на состояние опьянения. Это процедура занимает от силы семь минут. Но в этом случае водитель дунул в алкотестер только спустя час, – вспоминает Булат.

Как уверяет Булат, все это время коллеги, друзья водителя всеми силами пытались помешать процедуре оформления. Все происходящее напоминало цирк.

– Они купили в магазине сахар, пытались подсыпать его в бензобак. Я выходил на улицу, бензобак закрывал. Принесли большую бутылку воды и сказали, чтобы водитель пил побольше воды. Постоянно открывали, пинали двери. Пытались забрать видеокамеру из салона. Разговаривали со своим другом, давали ему советы, в общем, делали все, чтобы отсрочить момент, когда придется дуть в алкотестер, – считает Булат.

Действительно ли были такие уловки или это только догадки инспектора, неизвестно. Однако когда водитель наконец-то дунул в алкотестер, результаты были хорошие – прибор показал всего лишь 0,04 промилле. Это допустимая норма для водителя. Но если друзья знали, что бояться им нечего, для чего было нужно тянуть столько времени? Инспекторы ДПС решили отправить водителя на медосвидетельствование. В ответ водитель категорически отказался ехать в районную больницу.

– Он объяснил, что в его производстве было два уголовных дела в отношении врачей-акушеров Гусиноозерской ЦРБ, которые впоследствии были уволены. Мол, теперь из-за этого негатива его анализы могут подменить. Все это он написал под диктовку товарищей. «Отказываюсь от медицинского освидетельствования в Гусиноозерской ЦРБ, но согласен пройти в любом другом медицинском учреждении», – говорит Булат.

Хотя, следователям ли не знать, что по закону гаишники не имеют права ехать в другие больницы, кроме той, что находится в их районе.

– Это было бы нарушение процессуальное. Тогда бы считалось, что мы материал собрали с нарушениями, – поясняет Булат.

Водителя, как положено, оформили и отпустили. В этот же день он прошел медосвидетельствование в Улан-Удэнском РНД, где он получил справку, что был абсолютно трезв.

«Ответка» по всем фронтам

Итак, «операция» Ланцова по большому счету была провалена, следователь, сидевший за рулем, не был пьян в стельку, как предполагалось изначально. Никаких нарушений гаишники не выявили. И, казалось бы, здесь можно поставить точку. Но именно с этого момента каждый из участников этого инцидента, видимо, был поставлен на особый учет.

Первым делом взялись за самого главного инициатора сего мероприятия. Как выяснилось, господин Ланцов уже и так был на карандаше у следователей СКР, все его телефонные разговоры прослушивались. В том числе и те самые беседы по поводу вышеописанного плана. 


 Майор полиции был арестован вечером 14 мая 2015 года. По версии следствия, в феврале 2015 года Ланцов различными методами, в том числе под угрозой увольнения, заставлял подчиненных сотрудников полиции выполнять его незаконные приказы. Приказы должны были препятствовать проводимому расследованию двух уголовных дел, в исходе которых он был заинтересован лично. 

– Действия, совершенные Ланцовым, прямо противоречили принципам, целям, обязанностям и задачам органов полиции, установленным ст. 1, 2, 3, 6, 12, 13 ФЗ «О полиции», ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и ведомственным нормативным актам, – отметили тогда в пресс-службе СКР по Бурятии.

Маховик правосудия поехал катком и дальше. Булат и Евгений – те самые полицейские,  которые еще недавно выступали в роли свидетелей по делу Ланцова, вдруг тоже превратились в обвиняемых.

Тот самый водитель (сотрудник СКР), которого задержали гаишники в злополучный день, вдруг вспомнил, что Булат хватал, дергал его за куртку и даже порвал ее. Все это произошло якобы в тот момент, когда водитель шел к автомобилю ДПС.

– Я его не дергал и не хватал. Да и зачем мне это нужно, если, во-первых, человек никак не сопротивлялся, а во-вторых, я знал, с кем имею дело, – недоумевает Булат.

Уголовка на основании куртки

Однако на стороне водителя-следователя были несколько свидетелей (тех самых подвыпивших коллег), которые подтвердили, что в тот вечер Александр (так зовут водителя) жаловался им на то, что ему порвал куртку гаишник. Правда, показания друзей менялись. Сначала они утверждали, что своими глазами видели порванную куртку, а позже почему-то остановились на той версии, что они только слышали об этом из уст Александра. Было возбуждено уголовное дело. Булату предъявили п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий с  применением насилия»). В качестве вещдоков выступила якобы порванная инспектором зимняя куртка, в качестве свидетелей – друзья-следователи.

Второму сотруднику полиции – Евгению Пенских – также инкриминировали превышение должностных полномочий. Причем, если по делу Булата хотя бы есть в качестве зацепки некая куртка, в случае со вторым парнем все еще более загадочно.

– Евгения обвиняют в том, что он якобы мне говорил, чтобы я в случае чего применял физическую силу в отношении водителя. Это неправда. Откуда они это взяли, непонятно. Никаких доказательств, что он действительно такое говорил, так и не было предоставлено суду, – утверждает Булат.

Однако Гусиноозерский районный суд посчитал, что оба полицейских виновны. Это решение суд принял буквально на днях, спустя более трех лет судебных разбирательств. Прокурор просил наказать Булата тремя годами лишения свободы. Суд заменил  наказание на один год условно. Евгению дали полтора года условно. Сейчас оба парня намерены обжаловать это решение. Ведь понятно, что, в случае если оно устоит в Верховном суде, их личное дело будет испорчено навсегда и, конечно, о карьере полицейского можно будет забыть.  

Это дело просто изобилует многочисленными нестыковками. Так, супруга Александра говорила в суде, что она якобы зашивала порванную куртку мужа на швейной машинке, причем прямо насквозь: положив под лапку машинки весь слой куртки вместе с подкладом, утеплителем и прочим. Но и визуальный осмотр, и первые экспертизы сразу показали, что у куртки не тронуты ни подклад, ни заводской шов. Позднее ошибочные  слова женщины приписали к ее волнению и растерянности на судебном заседании. Согласно новым показаниям, супруга следователя зашивала дыру, вывернув куртку.

Мнение экспертов по поводу того, что на куртку оказывалось какое-либо физическое воздействие, также почему-то не сыграло роли.

«При рывках могут образоваться повреждения в виде разрывов нитей швов, вытянутых нитей, разрывов ткани изделия, повреждения ткани в виде разреженности. Указанных выше повреждений не имеется», – гласит экспертное заключение Иркутской лаборатории судебной экспертизы.  

В качестве эксперта дополнительно была приглашена и допрошена швея-технолог, 20 лет проработавшая в своей сфере.

– Мы опросили технолога, которая всю жизнь занималась пошивом верхней одежды. Когда ее допросили, мастер пояснила, что шов, на который указывает потерпевший, –  технический (фабричный) шов. Также на суде она показала, что куртка не выворачивалась и с внутренней стороны не прошивалась, потому как не поврежден специальный шов, соединяющий подклад и верхнюю часть одежды. Прокурор самолично попытался вывернуть куртку, не повредив этот специальный шов, но его попытки не увенчались успехом, – говорит Петр Сахьянов, адвокат Булата.

Но все эти доводы суд, по всей видимости, не посчитал значимыми. По мнению адвоката, в этом деле не обошлось без давления на суд.

– Следствие основано на предположениях и догадках. Объективных доказательств вины сотрудников полиции нет совершенно, – уверен адвокат.

Вероятно, в этом деле присутствует элемент показательности. Мол, чтобы полиция больше никогда «не бодалась» со следователями вот такими «черными» методами, нужна показательная казнь. Вот только при чем тут совсем еще зеленый инспектор ГИБДД, который лишь исполнял приказ зарвавшегося начальника? Кстати, сам Ланцов избежал какого бы то ни было наказания, попав под амнистию.

«Номер один» будет следить за ходом развития событий.

Василиса Шишкина, «Номер один»
Фото: «Номер один»
Теги
Общество

Читайте также

Рецидивиста, обвиненного в убийстве отца двоих детей, отправили в колонию
Тело погибшего нашли только спустя два месяца
19.03.2024 в 14:21
В Улан-Удэ проведут музей-пати
Мероприятие состоится 22 марта в музее истории Бурятии
19.03.2024 в 13:58
Улан-удэнцам рассказали, как правильно подать жалобу
Для этого есть удобный сервис на сайте города Улан-Удэ
19.03.2024 в 13:34
В Бурятии неизвестный отстрелил еще одного кота
На этот раз питомец погиб. Живодеры орудуют в Гусиноозерске
19.03.2024 в 13:30
Следующая новость
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.