24.11.2018
Проблемы профессионального образования обсудили на Совете Народного Хурала
Чтобы решить кадровый вопрос, чиновники запускают программы переподготовки

Заместитель министра культуры Бурятии Николай Емонаков рассказал на недавнем Совете Хурала о том, как обстоят дела с подготовкой специалистов для республиканских учреждений культуры.

- Специфика заключается в том, что у нас непрерывность: ДШИ – СУЗ – ВУЗ. Невозможно поступить в колледж искусств, не имея базового дополнительного образования. То есть невозможно стать музыкантом, не пойдя с первого класса по седьмой в детскую школу искусств, - говорил он. - В связи с этим, подготовка кадров в сфере культуры одна из самых длительных и самых дорогостоящих. Не только из-за времени, но из-за того, что у нас большая часть занятий – индивидуальные. Невозможно посадить 10 человек музыкантов одновременно и одновременно объяснять им, как играть на том или ином инструменте.

Сейчас в республике действует два учебных заведения среднего профессионального образования в области культуры. Это колледж искусств имени Петра Ильича Чайковского и хореографический колледж имени Ларисы Петровны Сахьяновой и Петра Тимофеевича Абашеева.

Колледж искусств готовит вокалистов, руководителей творческих коллективов, преподавателей детских школ искусств, художников, артистов театра и цирка. Сейчас здесь обучаются 380 студентов.  При колледже есть детская школа искусств, в которой обучается 160 детей.

- В этом году у нас конкурс составил три человека на место в колледже искусств. Совсем недавно, буквально пять лет назад ситуация была обратная – значительно меньше был конкурс. Этот показатель постоянно растет, - отметил Николай Емонаков. - Из 81 выпускника 71 трудоустроился по специальности. Итого у нас показатель трудоустройства – 80 процентов.

Хореографический колледж – единственное учреждение в регионе, которое реализует образовательные программы СПО и общего образования одновременно. 

- То есть ребенок поступает в колледж в 10 лет и получает сразу общее образование и средне-специальное образование, - пояснил Николай Емонаков.

Острая проблема, по его словам, стоит в части обеспечения этих учебных заведений инструментами. Даже несмотря на бюджетное финансирование.

- Нам из резервного фонда президента России дополнительно выделено 10,5 миллионов рублей на приобретение музыкальных инструментов. 7,5 получил колледж искусств и три миллиона получил хореографический колледж, - рассказал он. - У нас основная проблема – это музыкальные инструменты, которые стоят на сегодняшний день, к сожалению, очень и очень дорого. Например, хороший концертный рояль стоит минимум 7,5 миллионов рублей. Баян – порядка 450-700 тысяч рублей. Суммы затрат громадные.

К слову, в национальном проекте «Культура» предусмотрено с 2020 года по 15 миллионов рублей на приобретение музыкальных инструментов как для детских школ искусств, так и для учреждений среднего профессионального образования Бурятии.

Также среди проблем: нехватка денег на питание студентов, старение кадров и износ зданий.

- У нас в настоящее время признано аварийным здание хореографического колледжа. Пошли на временный вариант – разместили в торгово-экономическом колледже. Здание сейчас не эксплуатируется. Проектно-сметная документация сейчас по участку пока определяемся с подходами, - рассказал Николай Емонаков.

Депутаты в свою очередь поинтересовались, как обстоят дела с обеспечением кадрами сельских учреждений культуры.

- Какова степень укомплектованности штатов в учреждениях культуры, особенно на селе? Я знаю, что не всегда там работники обладают профессиональным образованием, - интересовался депутат Галсан Дареев.

- Потребность большая, - пояснил Николай Емонаков. - 48 процентов в библиотеках и 52 процента в культурно-досуговых учреждениях не имеют профильного образования. Сейчас мы работаем с институтом культуры по переподготовке кадров, чтобы по ускоренному процессу запустили, сейчас заключили соглашение. И, конечно, на базе колледжа искусств – это основная кузница кадров для сельских учреждений культуры – мы сейчас запускаем дополнительные программы переподготовки. Нам конечно повезло по сравнению с остальными регионами -  у нас есть институт культуры. Но проблема есть, и проблема острая.

Председатель социального комитета Хурала Игорь Марковец, в свою очередь, отметил, что сегодня развитие среднего профессионального образования в целом – необходимость, продиктованная майским указом президента.

- Среднее профессиональное образование является базисным образованием, цементирующим общество, - отметил он. - Эта задача стоит в условиях реализации указа президента О национальных идеях и стратегических задачах развития РФ до 2024 года». Здесь нужно обратить внимание, что при разработке национальных программ в сфере демографического развития необходимо обеспечить модернизацию профессионального образования, в том числе посредством внедрения новых адаптивных практик, ориентированных и гибких образовательных программ.  Сейчас исторически наступает следующий этап реформирования системы профессионального образования.

Фото: pixabay.com
^