Судьба музыканта
Незрячий пианист-виртуоз даст концерт на родине в Улан-Удэ
Текст: Газета

Говорят, когда Бог закрывает дверь, он всегда оставляет открытым окно. Нужно только суметь увидеть его. Так это или не так, но в случае с талантливым пианистом и композитором Дмитрием Будниковым произошло именно это.
Сегодня он живет в Москве. Окончив Московскую государственную консерваторию, остался в столице, где ведет активную творческую жизнь. Дмитрий Будников, лауреат международных конкурсов по фортепиано и композиции, приедет на свою родину в Улан-Удэ, чтобы 9 января принять участие в Байкальском рождественском фестивале.
Прогулки у «моря»
9 апреля 1991 года в улан-удэнской семье Будниковых родился сын Дима. Можно представить, что пережили родители, когда узнали, что их второй ребенок лишен зрения и навсегда.
- Когда мне было лет пять-шесть, мы с мамой часто прогуливались мимо школы. Звуки музыки завораживали меня. Я останавливался и мог долго стоять неподвижно, слушая этот таинственный ансамбль всех инструментов сразу, в котором каждый инструмент играл свою музыку. Такой ансамбль нельзя было услышать где-нибудь еще. Мне всегда казалось, что Они (те, кто находится Там) соприкасаются с какой-то другой музыкой, которая гораздо богаче и интереснее той, что мы слышим. Мне казалось, что каждый зачерпывает из этого невидимого моря столько звуков, сколько может унести, а потом бережно раскладывает на инструменте. И так хотелось тоже прикоснуться к этому «морю», а не просто слушать то, что кто-то из него принес, - рассказывает Дмитрий сегодня.
Миф о незрячих
Теперь подвигу родителей музыканта не устают удивляться все свидетели этой истории. Водить слепого ребенка в две школы, на репетиции и на конкурсы, причем возить и в другие города, научить работать на компьютере, на котором Дмитрий впервые начал писать музыку и выходить в интернет, – вот, что требовалось, чтобы однажды про его игру сказали: «Неужели нужно быть незрячим, чтобы так играть…».
Сам Дмитрий не любит разговоров о том, что у незрячих какое-то особое предрасположение к музыке.
- Я знаю первоклассных зрячих музыкантов и первоклассных незрячих математиков, абсолютно лишенных слуха и равнодушных к занятиям музыкой. К счастью, ни родители, ни мои педагоги мифу о способностях незрячих к музыке не верили. Это позволило мне вырасти свободным как минимум от одного стереотипа и сохранить искреннюю любовь к своему делу. А в музыкальную школу меня отдали, потому что к восьми годам я здорово достал родителей на эту тему.
У музыкантов нет детства?
В 1999 году мама привела Диму в ДШИ №3 к педагогу Елене Красиковой.
- Вообще-то она сильно сомневалась поначалу, а потом... Наверное, не смогла пройти мимо человека, который пришел с огромным желанием чему-то научиться. Она всегда смотрела не в глаза, а глубже. Профессиональные опасения были, и очень серьезные. Но настоящий педагог тем и отличается, что учит всех независимо ни от чего. В любом случае попробовать нам никто не мешал.
Елена Ивановна пошла правильным путем - не стала создавать специальных условий сразу, а лишь по мере их необходимости. Это дало мне целый флакон эмоций музыканта со взлетами и падениями, научив трудиться. Если мне действительно была нужна помощь, я всегда мог ее получить. В то же время ничего специального для меня не делалось. Я был на тех же условиях, что и остальные учащиеся, ходил на групповые занятия. Мне повезло - меня понимали. Да и ребята вокруг были классные, я им до сих пор признателен за те годы, которые мы провели вместе, - рассказывает музыкант.
Как вспоминают педагоги, у мальчика был не по годам развитый интеллект, умение красиво и правильно говорить, незабываемый тембр голоса, который притягивал окружающих.
В марте 2003 года состоялся дебют Дмитрия на большой сцене. В 2008 году Дмитрий, с отличием окончив школу, поступил на фортепианное отделение Улан-Удэнского музыкального колледжа, ныне Бурятского республиканского колледжа искусств им. П.И. Чайковского. О своем улан-удэнском периоде музыкант говорит так: «Считается, что у музыкантов не бывает детства, но у меня оно было по-настоящему счастливым, запоминающимся и музыкальным».
Вопреки слепоте
Именно в родном Улан-Удэ в него поверили - он стал подающим большие надежды композитором. И, как оказалось, не напрасно. Одним из его первых самостоятельных произведений в качестве композитора стал романс, написанный на стихи Дондока Улзытуева. Как пианист он часто участвовал в конкурсах по всей России. Порой некоторые организаторы хотели ограничить музыканта участием только в специальных фестивалях для инвалидов, но, к счастью, подобных конкурсов в России почти не было, и Дмитрий участвовал в фестивалях наравне со всеми.
- Я не считаю свою слепоту катастрофой. Музыкант должен слышать и не должен смотреть на клавиатуру. Да, есть ситуации, когда без сопровождения не справиться. Но к этому надо относиться философски. В мире нет абсолютно независимых людей, правильно? Потому не нужно отчаиваться, нужно осмысливать себя как личность. Есть другие органы чувств, можно справиться с их помощью. Меня больше смущало отношение людей. Кто-то относился с жалостью, кто-то с боязнью, кто-то с пренебрежением. Я не люблю этого, потому что я такой же человек, как и все.
Правда или нет, но преподаватели утверждают, что не замечали слепоты Дмитрия. По словам Елены Красиковой, ее ученик видел пальцами, своей игрой заставляя душу трепетать. И ей казалось, что у этого мальчика нет пределов для развития.
Феномен слепого музыканта
Когда в 2006 году заговорили о феномене «слепого мальчика», знатоки удивлялись: «Как можно научить слепого мальчика так играть? Неужели это возможно?!». Известный российский пианист, педагог Юрий Богданов сказал тогда: «Я не знаю, как вы его учите, но он играет!.. Неужели нужно обладать каким-то врожденным недостатком, чтобы так слышать музыку, звук и уметь передать его».
Многие были убеждены, что научить так играть Моцарта невозможно - это дар свыше.
Таким образом, союз родителей, преподавателей и ученика, мужественно и успешно преодолевающего все трудности обучения, привел к результату, который сегодня называют уникальным. Случаи, подобные Диме Будникову, почти не встречаются в России и крайне редки в мире.
В 2017-м Дмитрий с отличием окончил Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского с почетной наградой «Выпускник года». В этом же году Дмитрий стал лауреатом I премии композиторского конкурса «София» в Болгарии, а также поступил в ассистентуру-стажировку Московской консерватории. В декабре в программе «Фактор жизни» на канале ТВЦ вышел сюжет о Дмитрии с участием самого Дмитрия, его коллег и педагогов. Он продолжает композиторскую и концертную деятельность как пианист и вокалист, сотрудничает с «Радио ВОС» — официальной интернет-радиостанцией Всероссийского общества слепых.
В июле 2018-го Дмитрий принимал участие в VII летней академии, организуемой в городе Коллевекьо (Италия) оркестром La petite bande и его бессменным руководителем Сигизвальдом Кейкеном (нидер. Sigiswald Kuijken), признанной величиной в области исторически-информированного исполнительства. Кроме участия в качестве исполнителя на хаммерклавире (старинная разновидность фортепиано) и клавесине, Дмитрий также принимал участие в мастер-классах, организуемых для певцов.
В зале Бурятской филармонии Дмитрий Будников исполнит программу из произведений Баха, Бетховена, Рахманинова, Чайковского. Инструментальные шедевры дополнят вокальные арии Баха и композиторов добаховского времени. Также на концерте будут исполнены собственные сочинения.
- Вдохновение нужно находить во всем, даже в повседневных делах, в окружающих нас предметах. Во всем нужно искать что-то свое, - говорит музыкант, готовясь к встрече с родным городом.
Диляра Батудаева, «Номер один».
Сегодня он живет в Москве. Окончив Московскую государственную консерваторию, остался в столице, где ведет активную творческую жизнь. Дмитрий Будников, лауреат международных конкурсов по фортепиано и композиции, приедет на свою родину в Улан-Удэ, чтобы 9 января принять участие в Байкальском рождественском фестивале.
Прогулки у «моря»
9 апреля 1991 года в улан-удэнской семье Будниковых родился сын Дима. Можно представить, что пережили родители, когда узнали, что их второй ребенок лишен зрения и навсегда.
- Когда мне было лет пять-шесть, мы с мамой часто прогуливались мимо школы. Звуки музыки завораживали меня. Я останавливался и мог долго стоять неподвижно, слушая этот таинственный ансамбль всех инструментов сразу, в котором каждый инструмент играл свою музыку. Такой ансамбль нельзя было услышать где-нибудь еще. Мне всегда казалось, что Они (те, кто находится Там) соприкасаются с какой-то другой музыкой, которая гораздо богаче и интереснее той, что мы слышим. Мне казалось, что каждый зачерпывает из этого невидимого моря столько звуков, сколько может унести, а потом бережно раскладывает на инструменте. И так хотелось тоже прикоснуться к этому «морю», а не просто слушать то, что кто-то из него принес, - рассказывает Дмитрий сегодня.
Миф о незрячих
Теперь подвигу родителей музыканта не устают удивляться все свидетели этой истории. Водить слепого ребенка в две школы, на репетиции и на конкурсы, причем возить и в другие города, научить работать на компьютере, на котором Дмитрий впервые начал писать музыку и выходить в интернет, – вот, что требовалось, чтобы однажды про его игру сказали: «Неужели нужно быть незрячим, чтобы так играть…».
Сам Дмитрий не любит разговоров о том, что у незрячих какое-то особое предрасположение к музыке.
- Я знаю первоклассных зрячих музыкантов и первоклассных незрячих математиков, абсолютно лишенных слуха и равнодушных к занятиям музыкой. К счастью, ни родители, ни мои педагоги мифу о способностях незрячих к музыке не верили. Это позволило мне вырасти свободным как минимум от одного стереотипа и сохранить искреннюю любовь к своему делу. А в музыкальную школу меня отдали, потому что к восьми годам я здорово достал родителей на эту тему.
У музыкантов нет детства?
В 1999 году мама привела Диму в ДШИ №3 к педагогу Елене Красиковой.
- Вообще-то она сильно сомневалась поначалу, а потом... Наверное, не смогла пройти мимо человека, который пришел с огромным желанием чему-то научиться. Она всегда смотрела не в глаза, а глубже. Профессиональные опасения были, и очень серьезные. Но настоящий педагог тем и отличается, что учит всех независимо ни от чего. В любом случае попробовать нам никто не мешал.
Елена Ивановна пошла правильным путем - не стала создавать специальных условий сразу, а лишь по мере их необходимости. Это дало мне целый флакон эмоций музыканта со взлетами и падениями, научив трудиться. Если мне действительно была нужна помощь, я всегда мог ее получить. В то же время ничего специального для меня не делалось. Я был на тех же условиях, что и остальные учащиеся, ходил на групповые занятия. Мне повезло - меня понимали. Да и ребята вокруг были классные, я им до сих пор признателен за те годы, которые мы провели вместе, - рассказывает музыкант.
Как вспоминают педагоги, у мальчика был не по годам развитый интеллект, умение красиво и правильно говорить, незабываемый тембр голоса, который притягивал окружающих.
В марте 2003 года состоялся дебют Дмитрия на большой сцене. В 2008 году Дмитрий, с отличием окончив школу, поступил на фортепианное отделение Улан-Удэнского музыкального колледжа, ныне Бурятского республиканского колледжа искусств им. П.И. Чайковского. О своем улан-удэнском периоде музыкант говорит так: «Считается, что у музыкантов не бывает детства, но у меня оно было по-настоящему счастливым, запоминающимся и музыкальным».
Вопреки слепоте
Именно в родном Улан-Удэ в него поверили - он стал подающим большие надежды композитором. И, как оказалось, не напрасно. Одним из его первых самостоятельных произведений в качестве композитора стал романс, написанный на стихи Дондока Улзытуева. Как пианист он часто участвовал в конкурсах по всей России. Порой некоторые организаторы хотели ограничить музыканта участием только в специальных фестивалях для инвалидов, но, к счастью, подобных конкурсов в России почти не было, и Дмитрий участвовал в фестивалях наравне со всеми.
- Я не считаю свою слепоту катастрофой. Музыкант должен слышать и не должен смотреть на клавиатуру. Да, есть ситуации, когда без сопровождения не справиться. Но к этому надо относиться философски. В мире нет абсолютно независимых людей, правильно? Потому не нужно отчаиваться, нужно осмысливать себя как личность. Есть другие органы чувств, можно справиться с их помощью. Меня больше смущало отношение людей. Кто-то относился с жалостью, кто-то с боязнью, кто-то с пренебрежением. Я не люблю этого, потому что я такой же человек, как и все.
Правда или нет, но преподаватели утверждают, что не замечали слепоты Дмитрия. По словам Елены Красиковой, ее ученик видел пальцами, своей игрой заставляя душу трепетать. И ей казалось, что у этого мальчика нет пределов для развития.
Феномен слепого музыканта
Когда в 2006 году заговорили о феномене «слепого мальчика», знатоки удивлялись: «Как можно научить слепого мальчика так играть? Неужели это возможно?!». Известный российский пианист, педагог Юрий Богданов сказал тогда: «Я не знаю, как вы его учите, но он играет!.. Неужели нужно обладать каким-то врожденным недостатком, чтобы так слышать музыку, звук и уметь передать его».
Многие были убеждены, что научить так играть Моцарта невозможно - это дар свыше.
Таким образом, союз родителей, преподавателей и ученика, мужественно и успешно преодолевающего все трудности обучения, привел к результату, который сегодня называют уникальным. Случаи, подобные Диме Будникову, почти не встречаются в России и крайне редки в мире.
В 2017-м Дмитрий с отличием окончил Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского с почетной наградой «Выпускник года». В этом же году Дмитрий стал лауреатом I премии композиторского конкурса «София» в Болгарии, а также поступил в ассистентуру-стажировку Московской консерватории. В декабре в программе «Фактор жизни» на канале ТВЦ вышел сюжет о Дмитрии с участием самого Дмитрия, его коллег и педагогов. Он продолжает композиторскую и концертную деятельность как пианист и вокалист, сотрудничает с «Радио ВОС» — официальной интернет-радиостанцией Всероссийского общества слепых.
В июле 2018-го Дмитрий принимал участие в VII летней академии, организуемой в городе Коллевекьо (Италия) оркестром La petite bande и его бессменным руководителем Сигизвальдом Кейкеном (нидер. Sigiswald Kuijken), признанной величиной в области исторически-информированного исполнительства. Кроме участия в качестве исполнителя на хаммерклавире (старинная разновидность фортепиано) и клавесине, Дмитрий также принимал участие в мастер-классах, организуемых для певцов.
В зале Бурятской филармонии Дмитрий Будников исполнит программу из произведений Баха, Бетховена, Рахманинова, Чайковского. Инструментальные шедевры дополнят вокальные арии Баха и композиторов добаховского времени. Также на концерте будут исполнены собственные сочинения.
- Вдохновение нужно находить во всем, даже в повседневных делах, в окружающих нас предметах. Во всем нужно искать что-то свое, - говорит музыкант, готовясь к встрече с родным городом.
Диляра Батудаева, «Номер один».
Теги
Культура