15.01.2019
Энергетики Бурятии закладывают в тарифы расходы на курорты и «Лексусы»
Прокуратура нашла у тепловых компаний необоснованные расходы на 700 млн рублей

Несмотря на все заявления Бориса Хмелева, руководителя республиканской службы по тарифам, плата за электричество и коммунальные услуги по-прежнему продолжает давить на карманы населения и бизнеса. Тем не менее есть определенные положительные сдвиги – правда, только в теплоэнергетике и только из-за давления прокуратуры. В электроэнергетике, наоборот, нам всем надо готовиться к худшему. Ведь обещания о низком тарифе уже в следующем году могут превратиться в пыль.

Щедрость тепловиков

Господин Хмелев, напомним, на каждом совещании заявляет, что тарифы в Бурятии, по сравнению с другими регионами, не такие уж и высокие. Что они экономически обоснованы. Что «бедные» коммунальные и электрические монополисты работают чуть ли не в убыток. И что тарифы устанавливает не он, а некие федеральные органы власти.

Тем не менее суровая реальность опровергает эти попытки чиновников и энергетиков внушить нам, что все хорошо. Один из примеров – недавняя проверка прокуратуры в области тарифообразования. Ведомство проверило, что именно включается в тарифы на тепло по всей Бурятии. И результаты оказались как минимум любопытны.

Всего на территории Бурятии 81 теплоснабжающая организация, для которых республиканская служба по тарифам устанавливает тарифы. Прокуратура проверила 23 организации по республике, включая ПАО «ТГК-14.

Ведомство проверяло затраты, которые могли бы быть включены в тариф на 2019 год. И выяснили, что примерно 700 млн рублей – это необоснованные расходы тепловиков.

Схема такова: теплоснабжающие организации считают свои расходы за предыдущий  период, и эти расходы РСТ учитывает при установлении тарифа на следующий год. Прокуратурой, среди прочего, было установлено, что тепловики вписали в свои якобы расходы за 2017 год 329 млн лишних рублей на покупку угля, которого на самом деле не было.

Кроме того, были выявлены экономически необоснованные затраты, например, затраты, не подтвержденные бухгалтерскими документами. А также многочисленные факты неоправданных затрат.

Среди таких затрат - компенсации отдельным работникам теплоснабжающих организаций стоимости коммунальных услуг. То есть все жители республики скидывались на то, чтобы «бедные» сотрудники тепловых компаний могли оплатить «коммуналку». Странно, правда?

Еще мы с вами скидывались на санаторно-курортные путевки для сотрудников, на проведение праздничных мероприятий, на ремонт автопарка – за наш счет ремонтировались «Лексусы» для руководства теплоснабжающих организаций.

Это, конечно, странно, но вполне ожидаемо. Однако есть нарушения, которые удивляют гораздо сильнее. Например, прокуратура обнаружила в тарифе «премию» поставщику угля «за высокое качество поставляемого топлива».

То есть был договор поставки угля. Уголь поставили, договор оплатили. И тут тепловая компания говорит: «Качество угля – во! Держи еще денег, братан, нам не жалко, население все оплатит!».

Что же контролирует Минтранс?

Под проверку попало и Министерство транспорта и энергетики Бурятии, чей руководитель, напомним, недавно перебежал на работу в «МРСК Сибири». Теперь он возглавляет филиал этой компании в республике - «Бурятэнерго».

Минтранс Бурятии – контролирующий орган в этой сфере. И оно уполномочено утверждать инвестиционные программы для теплоснабжающих организаций республики. То есть, теплоснабжающие организации пишут инвестиционные программы – это перечень мероприятий по ремонту сетей и оборудования. И министерство проверяет, насколько обоснованно эти мероприятия включены в инвестиционную программу, потому что эти расходы опять-таки учитываются органом регулирования в тарифе.

К слову, министерство уже утвердило инвестиционные программы тепловиков на 2019 год. И выявило, что все хорошо: все расходы обоснованны, а программы выполняются более чем на 100%!

В то же время прокуратура установила, что в программу было включено 15 мероприятий, которые не были предусмотрены схемой теплоснабжения. И ряд мероприятий вообще не относились к модернизации объектов теплоснабжения. Например, установка системы кондиционирования в здании расчетно-кассового центра (РКЦ). Установка электронной очереди там же. Спрашивается, на каком основании, если РКЦ итак берет с граждан процент?

В итоге из инвестиционных программ было исключено еще примерно полсотни миллионов незаконных рублей только за один год.

Большинство нарушений касалось, конечно же, Улан-Удэ. Ведь именно здесь проживают примерно половина потребителей тепловой энергии республики. Однако в районах тоже оказалось не все чисто.

Например, в Муйском районе одна из организаций в качестве расходов на закупку угля учла 25 млн, которые получила из республиканского бюджета в качестве субсидии. Другое предприятие неправомерно учитывало расходы на отопление аварийных домов, жильцы которых были переселены по программам. На мнимое отопление домов было списано 62 тонны угля.

В итоге тепловые тарифы на 2019 год похудели на 700 млн рублей. То есть если бы не эта проверка, население, скорее всего, заплатило бы за ремонт «Лексусов», поездки на курорты, установку кондиционеров и «премии» угольщикам.

На вопрос, когда же прокуратура будет проверять электроэнергетику Бурятии, ответа пока нет - план мероприятий на 2019 год еще согласовывается.

Держи карман шире

А проверять есть что. Мы уже не раз писали о том, что  обоснованность электрических тарифов в Бурятии вызывает вопросы. И для электроэнергетиков проверка тарифов на предмет исключения необоснованных расходов пришлась бы весьма кстати. Ведь в распоряжении редакции оказался документ, из которого следует, что плата за электричество в 2019 году может значительно вырасти.

Напомним, ранее мы писали, что ФАС России выпустила приказ. В нем прописано, что РСТ неправильно установила тарифы для сетевых компаний и играла на стороне «МРСК Сибири». Эти тарифы на 2018 год федеральное ведомство приказало отменить и установить новые.

Такой расклад, судя по всему, не устроил «МРСК Сибири». Что обычно делают монополисты такого уровня, если их лишают доходов? Конечно, начинают лоббировать их повышение в какой-то другой части. Чтобы, так сказать, компенсировать убытки. А учитывая, что учредителем «МРСК Сибири» является крупнейшая федеральная компания «Россети», которая, не секрет, имеет выходы на Кремль, то продавить такое решение в общем-то не составляет труда. Возникает лишь вопрос, кто за это будет платить.

Так вот. Нам на глаза попался любопытный приказ федеральной антимонопольной службы, который был выпущен уже после того, как они отменили тарифы для сетевиков на 2018 год. Он называется «О согласовании решения республиканской службы по тарифам Республики Бурятия об установления единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Бурятия на уровне выше предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных ФАС России на 2018 год». Приказ выпущен 13 декабря 2018 года.

Из названия, как и из текста решения, следует, что новый тариф для «МРСК Сибири» компаний на 2018, установленный вместо упраздненного, будет превышать тот верхний порог, который устанавливает Москва.

Что это значит? Что РСТ пересчитает электрические тарифы за 2018 год и выяснит, что «МРСК Сибири» по новым цифрам недополучила энное количество денег. Эти недополученные деньги, по правилам игры на энергетическом рынке, «МРСК Сибири» через РСТ заложит в тариф на последующие годы. В том числе  на будущий год.

По нашим данным, из-за этого приказа ФАС и решения РСТ тарифы на электричество с первого июля 2019 года вырастут на 6%. Хотя верхний порог установлен в 3%. Проще говоря, и за «хотелки» «МРСК Сибири» в итоге опять заплатит население.

Залезут в бюджет

В итоге получилось следующее: ФАС признала, что тарифы на 2018 год установлены в том числе для «МРСК Сибири» неверно и заставило  РСТ их снизить. Но вместо ожидаемого снижения РСТ, озабоченная проблемой  как помочь «МРСК Сибири», решила  увеличить расходы монополиста. К слову, есть информация, что повышение расходов «МРСК Сибири» произошло в том числе благодаря письму, которое отправил на федеральный уровень зампред правительства по инфраструктуре Евгений Луковников. ФАС, как это ни странно, с решением РСТ согласилась. И, по иезуитской логике чиновников, ответственных за установление тарифа, оказалось, что в 2018 году «МРСК Сибири» недополучило деньги. Которые включат в тариф на 2019 и последующие годы.

Между тем заплатит за это не только население, но и республиканский бюджет. Дело в том, что существует правило: если расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг превышают 22% от доходов семьи, то семья получает право на субсидию: государство возмещает все деньги, что были уплачены сверх этого порога. Причем с недавнего времени на эту субсидию могу рассчитывать все – даже те, кто имеет долги за коммунальные услуги.

Учитывая, что недавно произошло серьезное повышение тарифов на воду, рост платы за электричество выведет в категорию получателей субсидии от 50 до 70% бурятских семей. И по факту деньги энергетикам будут уходить не только из кармана жителей, но и из бюджета. Который, впрочем, тоже формируется за счет наших налогов.

Таким образом, проверка решений РСТ в части электроэнергетики тоже бы не помешала. Ведь здесь прокручиваются схемы как минимум не менее сложные и запутанные, чем в теплоэнергетике. И за эти схемы в итоге расплачивается население республики.

Артем Самсонов, «Номер один»
Фото: pixabay.com
^