В Бурятии еще одно крупное предприятие оказалось у ворот бизнес-кладбища

Чиновники уже предлагают отдать территорию гормолзавода под жилую застройку
A- A+
Текст: Газета
В Бурятии еще одно крупное предприятие оказалось у ворот бизнес-кладбища

На прошлой неделе гормолзавод (где сегодня числятся ОАО «Молоко Бурятии» и ООО «Агрохолдинг «Молоко Бурятии») прекратил  выпуск продукции. Предприятие, на котором числится 200 человек, рискует повторить судьбу других производств региона, ставших жертвами жесткой налоговой политики и плохого менеджмента. О том, какие ошибки руководства предприятия довели гормолзавод до ручки и есть ли пути выхода из ситуации, разбирался «Номер один».

Нефрит и молочко

Гормолзавод найти не так-то просто. По известному адресу по ул. Боевая, 6 в Улан-Удэ расположены какие-то сауны, кафе, караоке, магазины. Сфера услуг плотно облепила производственные корпуса ОАО «Молоко Бурятии», а сам вход расположен где-то сбоку. На проходной предприятия глухо, как в танке: стоит гробовая тишина, никого нет. Коллектив отправлен в административные отпуска, а автора этих строк встречает лишь хмурый охранник ЧОП «Дельта»: «Только недавно зашли на охрану завода, а ему, похоже, кирдык».


То, что предприятие подошло к логическому завершению, стало очевидным еще в 2015 году, когда собственник ОАО «Молоко», председатель совета директоров Юрий Тармаев ушел депутатом в Госдуму по списку КПРФ. Общеизвестно, когда глава предприятия с головой уходит в большую политику, бизнесу конец. ОАО «Молоко Бурятии» не исключение.

Для Тармаева молочное производство вообще, похоже, было делом случайным. Будучи коммерческим директором богатейшей на тот период родовой общины «Дылача», в 2005 году он приобрел ОАО «Молоко» с целью сделать что-то реально хорошее для региона. На первых порах, когда в гормолзавод вкладывались деньги, Тармаев наращивал выпуск продукции.

Однако спустя десятилетие уже немолодой собственник, похоже, устал бороться с налоговой политикой и жесткими иркутскими конкурентами. Он поддержал КПРФ, получил мандат депутата Госдумы и вышел из акционеров ОАО «Молоко Бурятии». Правда, по некоторым сведениям, Тармаев продолжает контролировать ООО «Агрохолдинг «Молоко Бурятии», созданный и работающий на старых производственных площадях гормолзавода.

Говорят, что поворотным моментом стала закупка им в 2014 году импортной производственной линии по пастеризации и упаковке молока в пакеты «Тетрапак». Предприятие взяло ее в лизинг, однако из-за скачка валютного курса не смогло вовремя рассчитаться с поставщиками.

Весной 2018 года правительство РБ пришло на помощь. Из бюджета предприятию выделили 200 млн рублей. Правда, на этот раз правительство республики перестраховалось: деньги пошли в основном на выкуп линии, которую передали в региональный Гарантийный фонд, а ООО «Агрохолдинг «Молоко Бурятии» лишь ею пользуется.

Сухим молоком не обмануть

Несколько лет назад оперативное управление, а затем и контрольный пакет акций ОАО «Молоко Бурятии» передали Анатолию Раднаеву. Как говорят, племяннику по линии жены. Последний позиционировал себя как молодой и эффективный менеджер и на первых порах выпуск и ассортимент продукции продолжил рост.

Но очень скоро предприятие в условиях нестабильных поставок молока перешло на использование сухого молока. В свою очередь, потребители, которые посчитали себя обманутыми, массово перешли на иркутское молоко. А также пакетированное и разливное от небольших молокоперерабатывающих предприятий Кабанского, Бичурского, Мухоршибирского и других районов.

Падающий сбыт привел к тому, что в 2017-2018 годах гормолзавод перестал рассчитываться с поставщиками. Осенью этого года почти все крупные поставщики молока прекратили поставки и завод остановился. Нет молока – нет и работы. При этом сама постановка вопроса довольно интересна – а где же деньги? Где та поддержка, которая ежегодно оказывалась заводу со стороны региональных властей?

- Бичурский молокозавод, у которого оборудование намного старше гормолзавода, тем не менее закупил молоковозы, закупает сырье в Кабанском районе, у себя перерабатывает и производит востребованную в республике продукцию, работая с прибылью, - удивляется председатель аграрного комитета Народного Хурала Петр Носков. - А уж для нашего гормолзавода работать с хорошей рентабельностью сам бог велел, тем более и глава республики, правительство и Народный Хурал всегда шли и идут навстречу руководству предприятия в вопросе перевооружения производственных мощностей.

По словам председателя комитета, сегодня необходимо привлечь стратегического инвестора, заинтересованного в развитии завода, а не с целью растащить его по частям под торгово-развлекательные центры или элитную жилую застройку.

Между тем такая опасность есть. Также один из высокопоставленных чиновников предложил рассмотреть проект передачи новому инвестору территорию в технопарке с целью развернуть новое производство по переработке молока. А с действующего предприятия (на ул. Боевой) демонтировать современную производственную линию. Корпуса снести, а освободившуюся землю передать под жилищную застройку. Строители получат большую выгоду – все коммуникации подведены! Но будет ли польза от подобных предложений республике?

- Подобные предложения уже пошли, но возникает вопрос – зачем это надо делать? Если с целью быстро раздербанить одно из градообразующих предприятий, то это самый эффективный путь, - недоумевает председатель комитета Петр Носков. – Гормолзавод никому не мешает, предприятие экологически чистое, подключено к сетям и должно работать там, где работает.

С подобной позицией согласны и эксперты.

- Строить фактически с нуля завод - нереально трудная задача для инвестора. Дело даже не в высокой стоимости коммуникаций, которые необходимо будет тянуть. Зачем придумывать проблемы, когда все необходимое имеется на территории гормолзавода? – недоумевает экс-министр экономики, член ОП РБ Татьяна Думнова. - Сегодня предприятие удобно расположено на ул. Боевой как для поставщиков, так и  для потребителей. А сам перенос больше напоминает операцию прикрытия для его уничтожения.

Куда потекли молочные реки

Возвращаясь к нехватке молочного сырья. Как говорят эксперты, крупных производителей у нас раз-два и обчелся. Например, СПК «Искра» Мухоршибирского района имело две фермы по 400 голов скота. Однако молочные реки, которые вначале текли на улан-удэнский гормолзавод, затем прекратились. Ведь переработчики брали молоко, а возвращать деньги не торопились. Подобная ситуация сложилась и с еще одним перспективным производителем молока - ООО «Рубин», который в течение двух лет не может получить 8 млн с гормолзавода.

- При Викторе Савельеве (прежнем собственнике ОАО «Молоко Бурятии». - Прим. ред.) мы еще сдавали молоко на предприятие, но потом перестали, невыгодно, и теперь кормим этим молоком телят, - сообщил бурятский фермер, имеющий крупное молочное стадо. – Телята быстрее растут на нем, становятся крепче и не болеют. Хотя это неправильно - были бы закупочные цены на молоко выше, то мы бы сдавали его на гормолзавод.

Вот и получается, как в известной пословице: «Семь коров доятся, а чай забелить нечем». Дошло до того, что сегодня иркутские молокозаводы, используя современные молоковозы, сами закупают в Кабанском районе свежее молоко. С фермерами рассчитываются «живыми деньгами»  без задержек, чему бурятские молочники очень рады. Однако тем самым подрывается сырьевая база для гормолзавода, который после прихода на него рачительных хозяев еще можно возродить.

Не дать растащить завод

Как отмечают в Народном Хурале, сегодня для решения проблемы нехватки молока в регионе ведется работа по включению в программы поддержки села строительство крупных молочных ферм (свыше 200 голов).

- В региональном правительстве и региональном парламенте обсуждается уровень господдержки новых проектов в размере 60-80% от его стоимости, - продолжает председатель аграрного комитета Петр Носков. – Но самое главное, нашему гормолзаводу нужен грамотный хозяин и инвестор. Мы видим, как эффективно сегодня работают иркутские молокозаводы, они готовы прийти в республику и развивать производство у нас. Было бы неплохо, если бы к нам зашло предприятие «Белореченское», тем более что у руководства там находится наш земляк, выходец из Баргузинского района Бурятии. Они бы пришли надолго и всерьез.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Бурятии не смогло оперативно ответить на запрос «Номер один». Также не удалось получить комментарии у генерального директора гормолзавода Анатолия Раднаева, который, как нам сообщили на предприятии, «находится в отъезде».

Однако из источников, заслуживающих доверия, стало известно, что недавно г-н Раднаев подписал соглашение с некими московскими инвесторами. Будем надеяться, что это не окажутся малоизвестные в профессиональных кругах лица, которые придут лишь за тем, чтобы «попилить» производственный потенциал предприятия и находящийся под ним стратегически важный земельный участок.

Дмитрий Родионов, «Номер один»
Фото: «Номер один»

Читайте также

Команда «ТимлюйЦемента» отличилась на конкурсе «Территория профессионалов»-2024
Победители и призеры награждены памятными призами и денежными премиями
28.03.2024 в 15:57
Турпоток между Китаем и Россией достиг 1,2 миллиона человек в год
Полгода назад был запущен механизм безвизовых групповых поездок
28.03.2024 в 13:44
Пять предпринимательниц из Бурятии участвуют в финале премии «Бизнес-успех»
Все участницы вносят значительный вклад в развитие малого бизнеса и экономики Бурятии
28.03.2024 в 11:56
ТГК-14 рекордно заработала на потребителях
За 2023 год акционерам выплатят полтора миллиарда чистой прибыли
28.03.2024 в 06:00
Следующая новость
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.