Общество
31.07.2024 в 06:00
В Улан-Удэ боятся спугнуть маршрутчиков
Когда во всех маршрутках появятся терминалы для безнала, никто не знает
Текст: Станислав Сергеев
Горожане постоянно жалуются на маршрутки. Одна из повторяющихся претензий - отсутствие терминалов для оплаты. Дело уже даже не в том, что это проблема удобства. Из-за большой доли «нала» в обороте маршрутчиков появляется возможность уходить от налогов и в итоге бюджет недополучает миллионы рублей. Впрочем, в мэрии утверждают, что любое новое требование может спугнуть перевозчиков, которых и так не хватает. Но оптимистично заявляют: «Со временем все само образуется».
Очередную порцию жалоб не так давно горожане вывалили в один из бурятских онлайн-пабликов.
- Почему в Улан-Удэ у маршрутных перевозчиков нет терминала для оплаты? Прождав более 40 минут, надо кричать через салон, чтоб водитель передал номер телефона для оплаты. Нет в маршрутках и ни одного кондиционера, окна замурованы, остановки не объявляются. Грубость со стороны водителей, - пишут пользователи.
В комментариях мнения людей разделились. Одни советуют приобрести автомобиль и ездить в комфорте, другие считают, что с проблемой нужно что-то делать. Ведь подобные мелочи, как отсутствие терминала, и делают поездку в «микриках» неудобной. Такие жалобы - вещь регулярная. Если углубляться в историю, еще с «доковидных» времен жители вопрошают, а власти все обещают решить этот вопрос.
Красноречивые цифры
Несколько лет назад еще предыдущий созыв Народного Хурала провел совещание, на котором обсуждал как раз установку терминалов в маршрутках и автобусах. И речь шла не столько об удобстве пассажиров, сколько о финансовой прозрачности общественного транспорта.
«Налоговые поступления следующие: 12,8 млн рублей - от автомобильного пассажирского и 33 млн рублей - от городского электрического транспорта. То есть трамваи примерно в три раза больше платят налогов», - говорил председательствующий на совещании зампред экономического комитета Хурала Егор Олзоев.
Очевидно, что по всем параметрам обороты у маршрутчиков должны быть больше, чем у трамваев. И столь колоссальная разница в налоговых поступлениях говорит о том, что большинство перевозчиков использует «серые схемы» для ухода от налогов.
«Жалобы идут, что реально не показывается доходность частных маршрутчиков. До сих пор мы не можем ввести хотя бы кассовые аппараты, - говорил депутат Анатолий Ковалев. - Нужно, чтобы налоги от частных перевозчиков стали прозрачными. Бюджет республиканский будет от этого лишь увеличиваться».
Председатель комитета по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству Юрий Ткачев тогда объяснял, что все на самом деле не так уж и плохо и вот-вот у нас наступит чистота и порядок.
Шли годы…
Изменилась ли ситуация сегодня? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разделить весь городской общественный транспорт на две категории: муниципальные перевозчики и частные.
У первых дела обстоят более чем хорошо. Как сообщили «Номер один» в комитете по транспорту мэрии, внедрение безналичной оплаты проезда через переносные валидаторы происходит с 2017 года совместно с ПАО «Сбербанк». Терминалами для безналичной оплаты уже оснащены все трамваи, автобусы МУП «Городские маршруты» и порядка 336 автобусов частных перевозчиков.
- Работа по охвату всего подвижного состава продолжается. В настоящее время весь муниципальный транспорт и 200 автобусов частных перевозчиков оборудованы системой оплаты с помощью QR-кода, при оплате по которому до 30.09.2024 предоставляется скидка на проезд в размере восемь рублей, - сообщили в мэрии.
Если брать частных перевозчиков отдельно, то цифра намного ниже: только 54% автобусов частных перевозчиков оснащены платежными терминалами для оплаты проезда и лишь 32% автобусов частных перевозчиков оснащены системой оплаты с помощью QR-кода.
На наш вопрос, когда же все автобусы города получат терминалы, в мэрии дали весьма четкий ответ: «Не знаем… носите с собой «наличку», господа». Ведь законодательством Российской Федерации не предусмотрено требование об обязательном осуществлении безналичного расчета в общественном транспорте. Решение об оснащении транспортных средств терминалами для безналичной оплаты перевозчики принимают самостоятельно.
Оптимизм и реализм
Но мы не унимались - должны же быть какие-то инструменты у властей для того, чтобы заставить маршрутчиков установить терминалы везде, а не только там, где им хочется. И, действительно, оказалось, что инструменты есть. Но пользоваться ими в мэрии опасаются под предлогом того, что маршрутчики, получив новое ужесточение правил, разбегутся по вахтам.
На протяжении последних пяти лет в Улан-Удэ фиксируется значительный отток подвижного состава у частных перевозчиков. Выпуск на линию маршрутов автобусов малого класса (вместимостью до 22 пассажиров) в 2024 году, по сравнению с «доковидным» 2019 годом, снизился в 2,5 раза (с 1000 до 400 единиц).
- Основными причинами снижения выпуска автобусов у частных перевозчиков являются уход водителей в иные сферы с более привлекательными условиями труда и заработной платой (вахта, производственные предприятия, заказные перевозки), износ подвижного состава, сезонное снижение пассажиропотока в летнее время, низкая рентабельность работы с учетом содержания транспортного средства, стоимости дизтоплива, уровня тарифа проезда, ужесточения требований к регулярным перевозкам, - сообщают власти.
Однако тут же, чтобы сгладить общее впечатление, транспортные чиновники уверяют - невидимая рука рынка сама все сделает.
- Муниципальные транспортные предприятия «Городские маршруты», «Управление трамвая» г. Улан-Удэ заинтересованы в увеличении доли безналичной оплаты, потому что это значительно облегчает работу предприятий по инкассации денежных средств, полученных от реализации билетной продукции - на уровне 50%. По мере укрупнения частных транспортных организаций, централизации выручки с линии они также будут заинтересованы в обеспечении работы валидаторов во всех транспортных средствах.
Этот аргумент нам показался весьма сомнительным. Во-первых, потому что тенденции к укрупнению частных перевозчиков не видно, даже, наоборот, муниципалы их серьезно теснят. Во-вторых, буквально полгода назад председатель профсоюза водителей автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Игорь Сластин на одном из совещаний говорил совсем иное.
По его словам, водители не ставят терминалы из-за комиссии за их обслуживание и комиссии, взимаемой за каждую оплату по терминалу. То есть о какой-то выгоде для частных перевозчиков рассуждать не приходится. Поэтому оптимизма мэрии мы разделить не можем.
Тайна, покрытая мраком
В 2020-м маршрутчики платили в бюджет почти в три раза меньше денег, чем трамваи. Сегодня же узнать, какова эта разница, не удалось: «Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом… сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением сведений, являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя».
То есть показать на пальцах, сократилась ли доля «черного нала» на маршрутах Улан-Удэ, сегодня никак нельзя. Правила такие. В мэрии нам дали лишь обобщенные цифры. Так, местный бюджет получил от общественного транспорта чуть больше 24 млн рублей, республиканский - примерно 72,5 млн.
Но, тем не менее, остается очевидным то, что маршрутчики не будут платить налоги в полном объеме до тех пор, пока у них есть возможность хитрить с «наличкой».
Что же до удобства горожан, то их чаяния и потребности проигрывают угрозе оттока маршрутчиков из отрасли. И сделать с этим, видимо, ничего нельзя.
Фото «Номер один»
Адские условия
- Почему в Улан-Удэ у маршрутных перевозчиков нет терминала для оплаты? Прождав более 40 минут, надо кричать через салон, чтоб водитель передал номер телефона для оплаты. Нет в маршрутках и ни одного кондиционера, окна замурованы, остановки не объявляются. Грубость со стороны водителей, - пишут пользователи.
В комментариях мнения людей разделились. Одни советуют приобрести автомобиль и ездить в комфорте, другие считают, что с проблемой нужно что-то делать. Ведь подобные мелочи, как отсутствие терминала, и делают поездку в «микриках» неудобной. Такие жалобы - вещь регулярная. Если углубляться в историю, еще с «доковидных» времен жители вопрошают, а власти все обещают решить этот вопрос.
Красноречивые цифры
Несколько лет назад еще предыдущий созыв Народного Хурала провел совещание, на котором обсуждал как раз установку терминалов в маршрутках и автобусах. И речь шла не столько об удобстве пассажиров, сколько о финансовой прозрачности общественного транспорта.
«Налоговые поступления следующие: 12,8 млн рублей - от автомобильного пассажирского и 33 млн рублей - от городского электрического транспорта. То есть трамваи примерно в три раза больше платят налогов», - говорил председательствующий на совещании зампред экономического комитета Хурала Егор Олзоев.
Очевидно, что по всем параметрам обороты у маршрутчиков должны быть больше, чем у трамваев. И столь колоссальная разница в налоговых поступлениях говорит о том, что большинство перевозчиков использует «серые схемы» для ухода от налогов.
«Жалобы идут, что реально не показывается доходность частных маршрутчиков. До сих пор мы не можем ввести хотя бы кассовые аппараты, - говорил депутат Анатолий Ковалев. - Нужно, чтобы налоги от частных перевозчиков стали прозрачными. Бюджет республиканский будет от этого лишь увеличиваться».
Председатель комитета по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству Юрий Ткачев тогда объяснял, что все на самом деле не так уж и плохо и вот-вот у нас наступит чистота и порядок.
Шли годы…
Изменилась ли ситуация сегодня? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разделить весь городской общественный транспорт на две категории: муниципальные перевозчики и частные.
У первых дела обстоят более чем хорошо. Как сообщили «Номер один» в комитете по транспорту мэрии, внедрение безналичной оплаты проезда через переносные валидаторы происходит с 2017 года совместно с ПАО «Сбербанк». Терминалами для безналичной оплаты уже оснащены все трамваи, автобусы МУП «Городские маршруты» и порядка 336 автобусов частных перевозчиков.
- Работа по охвату всего подвижного состава продолжается. В настоящее время весь муниципальный транспорт и 200 автобусов частных перевозчиков оборудованы системой оплаты с помощью QR-кода, при оплате по которому до 30.09.2024 предоставляется скидка на проезд в размере восемь рублей, - сообщили в мэрии.
Если брать частных перевозчиков отдельно, то цифра намного ниже: только 54% автобусов частных перевозчиков оснащены платежными терминалами для оплаты проезда и лишь 32% автобусов частных перевозчиков оснащены системой оплаты с помощью QR-кода.
На наш вопрос, когда же все автобусы города получат терминалы, в мэрии дали весьма четкий ответ: «Не знаем… носите с собой «наличку», господа». Ведь законодательством Российской Федерации не предусмотрено требование об обязательном осуществлении безналичного расчета в общественном транспорте. Решение об оснащении транспортных средств терминалами для безналичной оплаты перевозчики принимают самостоятельно.
Оптимизм и реализм
Но мы не унимались - должны же быть какие-то инструменты у властей для того, чтобы заставить маршрутчиков установить терминалы везде, а не только там, где им хочется. И, действительно, оказалось, что инструменты есть. Но пользоваться ими в мэрии опасаются под предлогом того, что маршрутчики, получив новое ужесточение правил, разбегутся по вахтам.
На протяжении последних пяти лет в Улан-Удэ фиксируется значительный отток подвижного состава у частных перевозчиков. Выпуск на линию маршрутов автобусов малого класса (вместимостью до 22 пассажиров) в 2024 году, по сравнению с «доковидным» 2019 годом, снизился в 2,5 раза (с 1000 до 400 единиц).
- Основными причинами снижения выпуска автобусов у частных перевозчиков являются уход водителей в иные сферы с более привлекательными условиями труда и заработной платой (вахта, производственные предприятия, заказные перевозки), износ подвижного состава, сезонное снижение пассажиропотока в летнее время, низкая рентабельность работы с учетом содержания транспортного средства, стоимости дизтоплива, уровня тарифа проезда, ужесточения требований к регулярным перевозкам, - сообщают власти.
Однако тут же, чтобы сгладить общее впечатление, транспортные чиновники уверяют - невидимая рука рынка сама все сделает.
- Муниципальные транспортные предприятия «Городские маршруты», «Управление трамвая» г. Улан-Удэ заинтересованы в увеличении доли безналичной оплаты, потому что это значительно облегчает работу предприятий по инкассации денежных средств, полученных от реализации билетной продукции - на уровне 50%. По мере укрупнения частных транспортных организаций, централизации выручки с линии они также будут заинтересованы в обеспечении работы валидаторов во всех транспортных средствах.
Этот аргумент нам показался весьма сомнительным. Во-первых, потому что тенденции к укрупнению частных перевозчиков не видно, даже, наоборот, муниципалы их серьезно теснят. Во-вторых, буквально полгода назад председатель профсоюза водителей автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Игорь Сластин на одном из совещаний говорил совсем иное.
По его словам, водители не ставят терминалы из-за комиссии за их обслуживание и комиссии, взимаемой за каждую оплату по терминалу. То есть о какой-то выгоде для частных перевозчиков рассуждать не приходится. Поэтому оптимизма мэрии мы разделить не можем.
Тайна, покрытая мраком
В 2020-м маршрутчики платили в бюджет почти в три раза меньше денег, чем трамваи. Сегодня же узнать, какова эта разница, не удалось: «Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом… сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением сведений, являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя».
То есть показать на пальцах, сократилась ли доля «черного нала» на маршрутах Улан-Удэ, сегодня никак нельзя. Правила такие. В мэрии нам дали лишь обобщенные цифры. Так, местный бюджет получил от общественного транспорта чуть больше 24 млн рублей, республиканский - примерно 72,5 млн.
Но, тем не менее, остается очевидным то, что маршрутчики не будут платить налоги в полном объеме до тех пор, пока у них есть возможность хитрить с «наличкой».
Что же до удобства горожан, то их чаяния и потребности проигрывают угрозе оттока маршрутчиков из отрасли. И сделать с этим, видимо, ничего нельзя.
Фото «Номер один»
Теги
маршрутка