Школьное инициативное бюджетирование: что это и для чего применяется?

Программа школьного бюджетирования успешно введена уже в 63 регионах России
A- A+
Школьное инициативное бюджетирование: что это и для чего применяется?

Школьное инициативное бюджетирование является неотъемлемой частью реализации финансовой грамотности в Российской Федерации, которое сегодня успешно введено в 63 субъектах РФ и признано социальной инновационной технологией.

«Школьное» ИБ в России дебютировало в 2017 году в Сахалинской области. В 2019 году региональные «школьные» программы появились в Санкт-Петербурге, Ямало-Ненецком автономном округе, Алтайском крае, Республике Коми, Ярославской области. В ряде городов проекты школьного ИБ оформлены как муниципальные молодежные инициативы.

К её реализации массово подключаются региональные министерства финансов, увеличивая фонды финансирования инициативного бюджетирования до миллионов рублей и выше для тех учреждений, где созданы прозрачные и успешные механизмы по участию населения в сборе средств по реализации детских проектов.

Технология широко используется за рубежом и называется партисипативным бюджетированием (в России – школьное инициативное бюджетирование). Например, в отдельных регионах Франции размер «партисипативного бюджетирования» может достигать 3% от всех расходов на образование в регионе. Но для многих российских управленцев сущность школьного инициативного бюджетирования всё ещё остаётся недостаточно понятной

ЧТО ТАКОЕ ШКОЛЬНОЕ ИНИЦИАТИВНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ

Школьное инициативное бюджетирование (далее – ШкИБ) - разновидность инициативного бюджетирования, направленная на решение вопросов обеспечения качества социально-образовательной воспитывающей среды жизнедеятельности школьного сообщества на основе вовлечения школьников, родителей, педагогического коллектива и органов школьного самоуправления в бюджетные решения.

МИССИЯ И ЦЕЛЬ ШКОЛЬНОГО ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ

Миссией школьного инициативного бюджетирования является активизация подготовки школьников к их участию в общественных изменениях, затрагивающих различные элементы городской и внутришкольной инфраструктуры.

Целью школьного инициативного бюджетирования является вовлечение школьного сообщества: администрации, педагогов, родителей, школьников – в принятие бюджетных решений, позволяющих изменить к лучшему внутри- и пришкольную территории и инфраструктуру.

Задачи школьного инициативного бюджетирования:

- Создание условий для участия школьников во внутришкольных процессах;

- Обучение школьников различным аспектам функциональной грамотности;

- Перезагрузка деятельности управляющих советов школ и вовлечение членов управляющих советов в более активное принятие бюджетных решений и обеспечение осуществления инициативного бюджетирования;

ВОВЛЕЧЕНИЕ В ШКОЛЬНОЕ ИНИЦИАТИВНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ

Общественное участие является обязательным элементом ИБ на любом из этапов практических мероприятий – от информационной кампании до финальной стадии реализации школьного проекта.

На уровне школы информационная стратегия разворачивается как локальная информационная кампания (ИК) в двух направлениях:

1.ИК как комплекс практических мероприятий, призванных воздействовать на целевые аудитории ШКИБ (школьники, родители, педагоги, органы школьного самоуправления, внешняя общественность, которую составляют социальные группы жителей муниципальных образований) с помощью различных форм информационного контента и каналов коммуникации.

2.ИК активистов за проектные инициативы как составная часть конкретной модели ШКИБ. Это самостоятельные усилия инициативных групп с целью привлечения сторонников.

ПРОЦЕДУРА ВЫДВИЖЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ ИНИЦИАТИВ ШКОЛЬНИКАМИ

Параллельно с информационной кампанией запускается цикл выдвижения проектных инициатив.

Ключевым для организаторов практики является принятие решения о том, кто, по правилам школьного инициативного бюджетирования, будет наделен правом выдвигать идеи – группы учащихся или каждый ученик сможет выдвигать предложения индивидуально.

Оба варианта возможны, но имеют свои особенности и последствия.

В случае, если подача заявок проходит коллективно, ученики обсуждают и выдвигают на школьное голосование коллективные идеи от своего класса. Выдвижение проектов, таким образом, становится двухступенчатым – сначала внутри класса, затем внутри школы.

Индивидуальная подача заявок предполагает, чтобы каждый ученик предлагает инициативы от своего имени. В случае индивидуальной подачи идеи могут собираться:

- через общешкольное собрание: разъясняются правила, после чего школьникам предлагается заполнить бумажные анкеты, озвучить идеи устно, подать их через специализированный сайт, мобильное приложение, опросники наподобие Google Forms или социальные сети;

- через презентации поочередно в каждом классе: инициативная группа рассказывает о школьном ИБ поочередно в каждом классе, выслушивает и фиксирует идеи;

- через информационные стойки: организуются в столовой, актовом зале, спортзале или холле, где школьники могут во время перемен узнать о правилах участия и подать свои идеи.

В случае коллективной подачи заявок предполагается, что идеи подаются от класса. В этом случае выдвижение идей по сути является двухэтапным: сначала ученики выдвигают предложения для обсуждения внутри круга своих одноклассников, затем класс коллективно принимает решение о том, какие идеи попадут на общешкольное голосование.

Преимуществом такого группового формата подачи идей является возможность внутриклассового обсуждения, которая позволяет ученикам сверить видения, обменяться мнениями, услышать друг друга.

Возможен промежуточный вариант между индивидуальной и коллективной подачей, когда идея подается от инициативной группы: автором идеи может выступить один ученик, но для того, чтобы заявка была зарегистрирована, необходимо собрать подписи в поддержку еще от нескольких учащихся

ОТБОР ЛУЧШИХ ИНИЦИАТИВ

После того, как закончился этап сбора идей от школьников, они поступают на технический анализ и экспертизу. Эту экспертизу может осуществлять коллектив учителей или приглашенных консультантов.

Технический анализ подразумевает анализ предложений на предмет их соответствия правилам практики: укладываются ли они в заданный бюджет, соответствует ли они школьной сфере компетенций, не касаются ли они полномочий городского масштаба.

Также на этом этапе объединяются дублирующиеся и похожие идеи. В зависимости от степени проработанности идей может понадобиться их детализация и подготовка сметы. После того, как проведена экспертиза, проработанные идеи поступают на голосование.

Отбор проектов-победителей – это ключевой этап школьного ИБ. О проектах финалистов, которые выносятся на итоговое голосование, школьники могут узнавать через информационные плакаты, стенгазеты, специализированный сайт или соцсети, через презентации в процессе агитационной кампании, которую проводят авторы предложений и инициативные группы.

Важным источником информации служит и бюллетень, в котором ученик ставит галочки напротив приоритетных проектов. В зависимости от целей школьного ИБ, поставленных перед практикой её организаторами, правом голоса могут обладать только ученики определенных классов (если практика реализуется для отдельной группы учащихся, например, старшеклассников), все ученики школы с 1 по 11 класс, учителя и родители.

Включение учителей и родителей в процесс позволяет сплотить школьное сообщество, учесть интересы разных групп интересов, в то время как наделение правом голоса только учеников позволяет минимизировать риск административного давления на школьников, дать им опыт настоящего самоуправления, который составляет суть школьного ИБ.

Голосование проводится очно, поскольку школьное сообщество невелико. Удобно проводить голосование в большом помещении, например, актовом зале, спортзале или столовой. Если в школе нет подходящего помещения, голосование может проходить поклассово, однако в таком случае сложнее обеспечить прозрачность процедуры и доверие к результатам голосования.

Школьники обязательно должны участвовать в подсчете голосов. Это могут быть те же волонтеры, которые помогали на этапе экспертизы идей. После того, как результаты посчитаны, их можно объявить, собрав школьников в актовом зале. Хорошо придать оглашению результатов формат школьного праздника, сопроводив его чаепитием.

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНИЦИАТИВ

После окончания процедур выбора проектов и определения проекта- победителя конкурса наступает стадия непосредственной реализации.

Все закупки для нужд ГБОУ(государственное бюджетное образовательное учреждение), как и для всех бюджетных организаций проводятся в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Закупки объемом до 600 000 рублей, в соответствии со ст.93 пункт 4 и пункт 5, могут быть осуществлены без проведения конкурсных процедур.

Если же сумма превышает 600 000 рублей, проводится конкурсная процедура для определения поставщика услуг, товаров. Это по сути никак не отличается от реализации проектов так называемого взрослого инициативного бюджетирования.

Однако для соблюдения полной прозрачности процесса при конкурсной процедуре закупки, должна быть организована рабочая группа для разработки конкурсной документации – расчёта НМЦК и технического задания. В группу входят представители администрации ОУ, Управляющего совета и представители инициативной группы победившего проекта. Администрация утверждает закупочную документацию, Управляющий совет согласовывает.

КАКИЕ ФИНАНСЫ МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА?

Наряду с субсидией, на выполнение государственного задания, многие образовательные учреждения имеют внебюджетные средства от приносящей доход деятельности (платные кружки, секции, курсы и т.д.). Внебюджетные средства по решению администрации ОУ и согласовании с Управляющим советом ОУ, могут быть использованы для целей ШКИБ.

Что касается субсидии на выполнения государственного задания, то она тоже может быть использована для реализации проектов, предложенных школьным сообществом, если они не противоречат уставной деятельности ОУ.

При реализации ШКИБ субсидии могут быть задействованы в проектах по текущему ремонту, благоустройству, но не должны использоваться в проектах, не связанных напрямую с образованием или направленных на реализацию программ платного дополнительного образования.

Напомним, субсидия на выполнение государственного задания - это бюджетные средства, выделенные на реализацию плановых проектов и хозяйственных потребностей, непосредственно связанных с уставной деятельностью образовательного учреждения.

Финансирование ОУ идёт по подушевому принципу, чем больше обучающихся и воспитанников, тем больше бюджет ОУ и больше возможности для реализации проектов различной направленности. При наличии на счету школы свободных денежных средств, проекты ШКИБ могут быть реализованы в том же финансовом году, в котором были определены проекты победители и принято решение по их реализации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Школьное инициативное бюджетирование является действенным, эффективным способом организации проектной деятельности обучающихся, механизмом, который объединяет новаторов из сферы образования и практиков из сферы инициативного бюджетирования.

При грамотной организации процесса инициативного бюджетирования можно решать проблемы школы, вовлекая в процесс совместной деятельности различные общественные группы.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что технология инициативного бюджетирования открывает возможности перспективного планирования стратегических целей организации, ориентированных на реальное развитие школы и достижение оптимальных результатов деятельности. Иначе говоря, помогает вписаться в будущее, которое школа строит сама.

Более подробную информацию можно найти на нашем сайте http://finbriop.ru/.




Фото: loon.site

 

Читайте также

Инициативное бюджетирование: что это такое и зачем оно нужно?
Благодаря ему жители сел могут активно участвовать в вопросах местного самоуправления и решать наболевшие проблемы
26.06.2024
Стоит ли переходить с бумажной трудовой книжки на электронную?
Эксперты назвали пять плюсов электронной трудовой книжки
31.05.2024
5 советов ипотечным заемщикам
Как правильно оформить ипотечный кредит и досрочно погасить его
01.05.2024
Грейс-период по кредитной карте
О том, как правильно пользоваться условиями беспроцентного периода, рассказали банковские эксперты
28.04.2024
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.