01.12.2017
Водителей Бурятии поставили на колени камеры всех мастей
Их концентрация достигла колоссальных масштабов

На прошлой неделе министерство финансов Бурятии отрапортовало о знаменательном достижении. Впервые доходы бюджета Бурятии превысили 50 миллиардов рублей. Наряду с увеличением трансферта подсобило население, которому в 2017 году чиновники продолжали ударно выворачивать карманы в рамках так называемых «неналоговых доходов». И результат налицо. За десять месяцев 2017 года в бюджет республики только от штрафов ГИБДД поступило свыше 400 миллионов рублей, и до конца года эта цифра вполне может достигнуть полмиллиарда рублей.

Словом, планы выполняются и перевыполняются. Зато у беднеющего населения карманы выворачиваются с нарастающим ускорением.

Не рой другим яму

С недавних пор депутатам Народного Хурала, паркующим свои автомобили возле здания на улице Сухэ-Батора, 9, стали приходить потоком «письма счастья» за неправильную парковку, которые были зафиксированы передвижным полицейским комплексом «Паркон». Ранее такого не было, поскольку сотрудники ГИБДД старались объезжать эту часть. Поскольку многие народные избранники бывают в региональном парламенте ежедневно, размеры штрафов вылились в немалые суммы.  

Так, депутаты Народного Хурала, несколько лет назад одобрившие инициативу правительства Бурятии по внедрению в регионе многочисленных автоматизированных систем фото-, видеофиксации дорожно-транспортных нарушений, познакомились с их «прелестями», что называется, на своей  шкуре. Но если слугам народа хотя бы есть из чего платить, то жителей республики многократные штрафы от «шпионских камер» ставят буквально на колени.

Несбыточные обещания

Напомним, пять лет назад, когда началось активное размещение камер на дорогах, нам говорили, что уменьшится число ДТП. Какое-то время так и было, но сегодня камеры на эти показатели уже не влияют.

Так, за девять месяцев 2017 года в Бурятии значительно выросло число ДТП с жертвами.

– С января по сентябрь 2017-го зарегистрировано 921 ДТП, в результате которых погиб 101 человек и 1185 получили ранения, – сообщила СМИ инспектор по особым поручениям УГИБДД Бурятии Наталья Шагдуржапова.

То есть обещанного результата нет. Но зато денег с народа собрано за эти годы под миллиард рублей. На сегодняшний день система фото-, видеофиксации Бурятии включает в себя 40 стационарных и 28 передвижных приборов.  

Клондайк на дорогах

Бурятия стала одной из экспериментальных площадок в рамках так называемого государственно-частного партнерства по поставкам автоматизированных комплексов в регион. Принцип известен. Правительство Бурятии договаривается с фирмами, которые поставляют и устанавливают на дорогах камеры без предоплаты. А затем, после того как они «наколотят» штрафы, прибыль делится между партнерами с учетом стоимости видеокомплексов (в среднем несколько миллионов рублей каждый). Причем, как показала практика, некоторые камеры на дорогах окупались за один-два месяца – дальше идет чистая прибыль.

Однако денежный поток не всегда шел равномерно. В первый раз партнеры по бизнесу испытали серьезное разочарование к середине 2015 года, когда камеры слежения скоростного режима показали обвальное падение прибыльности. Не помогла даже массовая замена старых, в виде ящиков, камер «Арена» на малозаметные видеокомплексы «Кречет», производительность которых в несколько раз выше. Так, если первый «Кречет», установленный в мае 2017 года в Улан-Удэ на улице Борсоева, 73, за первый же месяц зафиксировал 1439 случаев, то спустя два месяца – всего лишь 284. А несколько камер (на проспекте Автомобилистов, в Гремячинске, Перекрестке) летом 2015 года вообще показали отсутствие нарушений. То есть деньги на установку были потрачены, а штрафов – ноль. Дело в том, что автомобилисты, получив по почте «письмо счастья», обычно сразу делают вывод и перестают нажимать на газ на опасных участках. А многие закупили антирадары и вообще перестали беспокоиться по этому поводу.

Рифы для водителя

Тогда партнеры посчитали, что увеличить денежные потоки можно более хитроумным способом. И в 2016 году на трассах Улан-Удэ – Курумкан, Шергино – Заречный и Улан-Удэ – Заиграево были установлены 12 комплексов «СКАТ-РИФ», которые фиксировали не только мгновенную, но и среднюю скорость между населенными пунктами. И в 2016 году, когда они только были установлены, недополученные с обычных «скоростных» видеокомплексов десятки миллионов рублей были с лихвой компенсированы гигантским потоком от туристов, едущих на Байкал. Причем партнеров особенно порадовало обилие штрафов со стороны иркутских автомобилистов, которые к подобным комплексам непривычны, поскольку у соседей установленных видеокамер в несколько раз меньше. Деньги пошли потоком в Бурятию, в том числе в карманы поставщиков новых систем. Как говорил Леня Голубков: «Мы не халявщики, мы партнеры!».

Однако со временем автоматизированные комплексы по определению нарушений скоростного режима (в городе обычно не более 60 километров в час) ежегодно теряли свою эффективность, и рост доходов удавалось обеспечить постоянным поиском новых способов взимания поборов.

Пешеходы помогут

Почти весь 2017 год «хитом» стали пешеходные переходы. Так, если за 12 месяцев 2016 года автомобилистам Бурятии было выписано 11 тысяч постановлений за нарушение правил предоставления пешеходам преимущества, то за десять месяцев 2017 года – свыше 21 тысячи. Рост в два раза. За счет чего это произошло? Прежде всего, за счет увеличения числа камер: речь идет о видеокомплексах «Зебра-2П» (15 комплексов в Улан-Удэ), а также за счет весьма хитроумных способов фиксации нарушений.

Суть работы их такова, что при четырехполосном движении они фиксируют нарушение путем нескольких кадров подряд, в том случае если пешеход ступил на третью полосу. Но часто водителю, двигающемуся по четвертой полосе, обзор загораживает автомобиль, едущий слева от него. И хотя водитель успевает проскочить перед пешеходом, но 1,5 тысячи рублей он на дороге уже оставил. Камера зафиксировала неблагоприятную траекторию движения. К тому же в вечернее время машины двигаются плотным потоком, и очень сложно предугадать направление движения пешехода, которого не всегда даже видно.

Некоторые пешеходы любят ускоряться в последний момент, и водитель, считая, что человек просто стоит на остановке, и можно ехать, сразу попадает под нарушение. Как рассказывают водители, проблемы создают также наш суровый климат, пары густого дыма от выхлопных труб, темная одежда пешеходов и запотевшие стекла. Нередко водители тормозят в последний момент перед бегущим по пешеходному переходу человеком. А многие пешеходы просто не понимают, что с наступлением темноты и при плохом уличном освещении человека на дороге можно увидеть лишь за несколько метров. Что касается «Зебр», то они, в отличие от водителей, фиксируют нарушения в любую погоду и в любое время суток. Бизнес есть бизнес.

Бизнес на штрафах

Плюс на помощь «партнерам» приходит нехватка парковочных мест в городе. Тут уже никуда не деться, приходится платить 1500 рублей штрафа за место под солнцем (в 20-дневный срок со скидкой в 50%). Комплекс «Паркон» периодически  объезжает места скопления транспорта под запрещающим знаком, а они сегодня натыканы по всему центру города и фиксируют нарушения автоматически. Типичные доходные места сбора дорожной дани  – улица Балтахинова, площадь Советов, улица Коммунистическая. Причем водители не всегда могут обнаружить запрещающий знак остановки или стоянки. Например, при заезде с улицы Куйбышева на улицу Коммунистическую водитель не видит запрещающего знака на левой стороне дороги и спокойно паркуется. А знак установлен в конце улицы, еще и повернут тыльной стороной к водителю! И подобных хитростей в городе немало.

– В Бурятии с недавних пор штрафы превратились в дополнительный налог для автовладельцев, который не имеет прямой связи с обеспечением безопасности дорожного движения, – говорит экономист Алдар Бадмаев. – Этот налог физическому лицу ни обойти, ни объехать, поскольку концентрация видеокамер в Улан-Удэ достигла колоссальных масштабов. Этот налог крайне негативно влияет на экономическое положение наших жителей, а деньги населения расходуются самым непроизводительным способом.

Как говорится, с таким циничным и хладнокровным отношением региональных властей к собственному населению далеко не уедешь. Впрочем, мы и не едем никуда, а просто буксуем на месте. Хотя в других регионах, в том же Иркутске и Чите, к собственным гражданам не относятся так потребительски. Может, пора и нам что-то менять в этой сфере?

Дмитрий Родионов, «Номер один».
Фото: «Номер один»
^