В Бурятии сельчане «от безнадеги» занялись беспорядочным сексом
Это привело к резкому росту больных ВИЧ в районах республики
Текст: Газета
По количеству выявленных случаев ВИЧ/СПИДа на 100 тысяч человек сельские районы Бурятии неуклонно поднимаются в верхнюю часть печального республиканского «рейтинга». В регионе продолжается эпидемия неизлечимого заболевания. И в ней усиливаются новые оттенки.
Село вытесняет Улан-Удэ
Недавно подведены итоги 11 месяцев 2018 года. Тенденция подтверждается – сельские районы республики вытесняют с вершины «рейтинга» Улан-Удэ.
Было время, когда три верхних строчки монопольно занимали три административных района столицы республики. Те времена канули в Лету.
По абсолютному количеству зарегистрированных больных ВИЧ, конечно, ни один сельский район не может превзойти ни один из улан-удэнских районов. Но для целостности картины важно не только количество, но и распространенность, т.е. сколько всего случаев было зафиксировано в пересчете на 100 тысяч человек. Об этом показателе мы и говорим. Бывает так, что в малонаселенном районе абсолютное количество невелико, но относительный показатель весьма солидный.
На 1 декабря 2018 года общереспубликанским лидером оставался Железнодорожный район г. Улан-Удэ – 1545,4 случая на 100 тысяч человек населения.
Вторую строчку занимал сельский Заиграевский район. После его вхождения в тройку «лидеров», из нее вдруг выпал густонаселенный Октябрьский район г. Улан-Удэ.
На третьем месте пока остался Советский район - с 1072,8 случая на 100 тысяч. Однако раньше он находился на данной позиции в одиночестве, а теперь до аналогичного показателя поднялся и сельский Селенгинский район.
С чем связана тенденция подъема сельских районов в печальном «рейтинге»?
- Что касается Селенгинского, Заиграевского, Тарбагатайского. Прибайкальского районов, то в этих районах выявляется практически в 100% случаев половой путь передачи. И это поколение старше тридцати лет, - приводят примеры в республиканском Центре по профилактике и борьбе со СПИДом.
Опасные измены
В таких сибирских регионах, как Кемеровская, Новосибирская области, Алтайский край, Красноярский край и др., где активно распространяется ВИЧ, лидируют молодые люди, и преобладает наркотический путь передачи, через шприц.
Бурятия же находится в числе регионов, где ВИЧ распространяется в основном половым путем. Как показывает эпидрасследование врачей, в зоне риска лица старшего возраста.
Увы, село алкоголизировано больше, чем Улан-Удэ. Безработица, нехватка денег на качественную еду, хорошую одежду, отчаяние и безнадега толстым слоем накладываются на проблему менталитета, привычек. Многие сельчане раздавлены и деморализованы.
- И тогда на первый план выходит алкоголь, чтобы выпить, забыться, - признают в Центре сложную обстановку в сельских районах. А там недалеко и до пьяного секса.
- В таких условиях презервативы не находятся в числе предметов первой необходимости. Неважно, что употребили, водку или какой-нибудь «боярышник». Люди вступают в беспорядочные половые контакты, - говорят врачи.
С социальной безнадегой сейчас в ближайшее время вопрос вряд ли кто-то решит. Что делать с основным путем распространения? Первое – воспитывать и разъяснять. Второе – жителям Бурятии нужен источник дешевых презервативов.
Специалисты уже давно говорят о необходимости массовой установки в Бурятии автоматов по продаже недорогих презервативов. Их называют кондоматами. Это должен быть многолетний, широкий проект с социальной окраской, т.е. республика должна субсидировать цены на презервативы из кондоматов. Сделать его можно под эгидой Минздрава или Центра по профилактике и борьбе со СПИДом. Однако без субсидирования из бюджета презервативы не будут доступны бедным слоям населения. Беднякам реально жалко платить 200 рублей за упаковку защитного средства в аптеке. 20 же в кондомате вполне потратят. Но решатся ли слуги народа выделить деньги на борьбу с главным каналом распространения ВИЧ?
Согласно общереспубликанской статистике, среди больных, зарегистрированных в январе-ноябре 2018 года, половым путем заразились 86,8% (538 человек). Только 11% – через внутривенные инъекции (употребление наркотиков).
Петр Санжиев, «Номер один»
Фото: «Номер один»
Теги
Общество