05.09.2012 в 09:46

Жизнь – иллюзия

Неоабсурд на сцене Русского драматического театра
A- A+
Одним из результатов работы театральной лаборатории «АртЭРиЯ» стал спектакль по пьесе известного современного драматурга Христо Бойчева «Оркестр Титаник». Трагикомическое шоу было представлено режиссером Артемом Баскаковым 30 августа.

В центре внимания – бродяги-неудачники: Мэто, Луко, Люба и Доко. Они живут на заброшенной станции. Собирают бутылки. Заливают свои горькие мысли водкой. И главная цель в их жизни - сесть на поезд, который бы увез их на другую станцию, где начнется другая жизнь. Однако поезда проносятся мимо. И вроде бы, где здесь абсурд, иллюзия, шоу? Ведь такая картина мало отличается от современной реальности, которую можно наблюдать и на улицах нашего города.

А шоу начинается с появлением Хари Худини, который «открывает истину» для главных героев, а именно: все, что мы видим вокруг, – иллюзия. В этом месте спектакль очень напоминает сцену из кинофильма «Матрица», когда ребенок показывает Нео, как можно взглядом согнуть ложку: «Попытайся понять правду - ложки нет».

Что, впрочем, неудивительно, тема социальной матрицы или сна, в который погружены все мы, - одна из вечных. В свое время ее поднимал, например, Будда, призывающий выйти из круга страданий.

«Конечно, это не то чтобы прямая ассоциация с российской действительностью - это неоабсурд, - говорит Артем Баскаков, режиссер спектакля «Оркестр Титаник». - Так как это неоабсурд, происходящее можно соотнести с любым местом в мире. Это может быть, например, в Болгарии, откуда родом автор пьесы Христо Бойчев. Почему пьеса настолько популярна во всем мире? Потому что это о нас, о людях, которые зависли во времени, которые живут прошлым и никак не могут сделать шаг вперед. Это настоящие люди, которые вынуждены жить в ненастоящем, в иллюзии».

Однако России постановка более чем близка. Мы все привыкли искать виноватых: правительство мы виним за уровень своей жизни, чиновников - за то, что сидим в очередях, мужей - за низкую зарплату, жен - за стервозность и т.д.

Героиня постановки Люба винит любовь: «Я столько сделала ради любви, столько отдала, а она в ответ не сделала ничего».

«Образ Любы – это поруганная любовь, - говорит Артем Баскаков. – Это потерянная женщина, у которой не получается, и она, как и остальные герои, винит кого-то в чем-то. И они не делают ничего, что бы помогло зажить по-новому. Они, по сути, отбывают свое время, и их жалко».

Если взглянуть на это с буддийской точки зрения, то можно увидеть, что таким образом мы накапливает себе негативную карму, и поэтому очереди не исчезают, а правительство не меняется. Если же говорить на психологическом языке, то жизнь настолько плоха только потому, что мы этого хотим. Все, что мы видим вокруг, - это проекция нашего сознания.

Вот и главные герои – плод воображения Доко.

«Все персонажи, кроме Доко, являются частью одного человека: любовь, чувство вины, ощущение неудачи, - говорит Артем Баскаков. – А Хари – это будильник. Просто так ведь мы не проснемся.

А вообще, если говорить по секрету, то для меня важная тема в этой постановке - это тема медведицы. В пьесе Бойчева на ней не заострено внимание: она проезжает на поезде или слышен ее рык, и все. Для меня очень важно, что медведица – это девушка, что это не просто медведь, который ходил на цепи. Ее  любит главный герой Доко, это дорогой для него человек».

Медведица, которая вручает Доко билет на поезд, - это своего рода все то хорошее, что было в человеке. И любовь к медведице позволяет Доко проснуться.

«В постановке много подтем, но самая главная тема для меня - это то, что человек освободился, - говорит Артем Баскаков. - Человек понял, что он существует, что он реален. В пьесе этот момент остается неопределенным. В конце, когда все персонажи ушли, остался только Доко, и он говорит: «Я буду ждать». На мой взгляд, такой открытый финал – какой-то безвыходный. Все исчезли, а Доко остался один, и ему плохо, но я не считаю, что это плохо. Когда человек понимает, что он реален, – это освобождение. Поэтому в нашей постановке конец получился иной».

Пьеса «Оркестр Титаник», действительно, популярна во всем мире. Помимо Улан-Удэ, постановку, наверняка, можно увидеть, как минимум, в 10 городах.

«Пьеса выигрышная, если ее правильно открыть. Для актеров, для режиссера. Она смешная, обаятельная, одновременно там есть глубокая мысль, но критики не любят ее, потому что она неидеальна и считается заезженной. Я, например, ее сильно сокращал. В оригинале есть ощущения повторов, затянутости», - говорит режиссер.

Для Артема Баскакова, выпускника ГИТИСа, это пятая постановка. После премьеры молодой режиссер выглядел взволнованным и слегка уставшим. Друзья и близкие поздравляли, дружески обнимая.

«Для меня премьера -- значит отпустить актеров, отпустить спектакль в плавание, - говорит Артем Баскаков. – Между двумя премьерами я пытался сравнить реакцию зрителей. Мне нравится, что публика хочет разобраться, пытается прочитать какие-то ребусы, и это важно заставлять душу и мозг работать».

Соня Матвеева, «Номер один».

Фото Сергея Примакова.


Читайте также

В Улан-Удэ хирурги РКБ провели ювелирную операцию по удалению кисты
До этого женщина дважды оперировалась в Иркутске, но безрезультатно
28.03.2024 в 17:43
Жителей Бурятии предупредили о новом способе мошенничества
Появились мошенники, выдающие себя за сотрудников ФНС и требующих декларации
28.03.2024 в 17:36
В Бурятии наградили медалью главного врача дома ребенка «Аистенок»
Аюр Бато-Жаргалович Бимбаев работает в здравоохранении 46 лет, из них 30 лет в руководящей должности
28.03.2024 в 17:34
Пассажир рейса «Москва - Улан-Удэ» рассказал о пережитом ужасе

Пассажиры кричали от страха, многих вырвало, а самолет швыряло из стороны в сторону

28.03.2024 в 17:19
Следующая новость
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.