В храмы культуры ходят толпами, считают в правительстве
В театрах аншлаги
Впервые была озвучена небывалая цифра – 300 тысяч человек - столько посетило местные храмы искусства жителей и гостей столицы за прошедший год. Сюда входят не только проданные билеты на премьерные спектакли бурятских театров, но и текущий репертуар, а также концерты и постановки гастролирующих артистов. Получается, чуть менее тысячи человек в сутки посещают республиканские театры.
- После публикаций в прессе, что наши недавно построенные и
отремонтированные театры никому не нужны, мы провели анализ и получили такие
цифры, - сказал Тимур Цыбиков. – Получается, что в месяц у нас только 4-5 дней
свободных в театрах, когда проводятся репетиции, подготовительная или другая
работа, остальные заняты спектаклями и концертами.
Министр объяснил, что в театрах бывают проблемы с текущим
репертуаром, но премьеры и гастроли - это стопроцентный аншлаг, на который
невозможно найти билетов. Пример этому недавняя постановка Олега Юмова «Турандот»
в бурятском драматическом театре. Чтобы сделать спектакль более посещаемым и
доходным, сегодня премьерные спектакли идут не больше пяти дней подряд, потом
делается перерыв на полгода. Это маркетинговый ход.
Также министр посетовал, что опера как сложный жанр не собирает
полные залы.
- Для оперы, несомненно, нужна подготовка, если хотя бы 200 человек пришло, это уже хорошо, - отметил он.
Наполняемость залов зависит во многом от того, какой продукт выдает театр, есть ли в постановках громкие, известные имена или интересные приемы. Так, театр оперы и балета недавно обзавелся новым руководителем балетной труппы Морихиро Ивата из Большого театра, что сразу привлекло в бурятский театр новых зрителей.
- Не скрою, что с Морихиро Ивата мы решили работать не только из-за его большого таланта. Опыт и связи Морихиро Ивата в Москве, Японии и других странах также очень важны. Например, он уже пригласил к нам некоторых артистов на свой вечер «Восхождение». В планах поездка нашей балетной труппы в Мексику, приезд к нам других специалистов, - рассказал Тимур Цыбиков.
Министр отметил, что приглашение «варягов» в театральную жизнь Бурятии не зависит от его личной прихоти, просто в Бурятии за 75 лет не успели вырастить собственных узких театральных специалистов, дирижеров, режиссеров, постановщиков, мастеров по свету. Напомним, что скандалы с приезжими худруками оперного Антоном Лубченко и Азатом Максутовым не сходили с первых полос изданий. Министерство не раз подвергалось критике в части кадровых решений.
- Артисты у нас есть, узких специалистов нет. Например, с балетом более или менее понятно. Наше хореографическое училище регулярно поставляет новых артистов. А вот с музыкантами сложнее, своей консерватории нет. А чтобы расти, выпускникам музыкального колледжа нужно уезжать в другие города, где они после учебы остаются, - сказал министр.
Не обходится без приезжих специалистов и в драматических
театрах. Так, постановщиком «Тихого Булата», пьесы в жанре степного фэнтези,
которая скоро будет представлена в бурдраме, стал режиссер с российским именем
Искандэр Сакаев. Напомним, что пьесу написал молодой бурятский драматург Галсан
Нанзатов.
Помочь театрам привлечь зрителя решили и на самом верху. На
днях глава республики Вячеслав Наговицын впервые официально посетил театральную
постановку с супругой. Комедия Рэя Куни «Он, она, окно, покойник» в Русдраме
очень понравилась Наговицыну. После спектакля глава Бурятии прошел за кулисы,
чтобы лично поблагодарить актеров за игру на сцене.
Прощаясь, высокопоставленный гость сказал: «Беру повышенные обязательства
ходить в театр!».
Евгения Балтатарова, «Номер один».