Буркоопсоюз на пороге перемен
В период царения Леонида Бляхера в системе Буркоопсоюза произошла масса событий, заслуживающих пристального внимания.
Самые крупные и выгодные объекты кооперативной собственности оказались опутаны сетью коммерческих фирм, подконтрольных руководящим работникам кооперации. По данным Единого государственного реестра юридических лиц, сам Леонид Бляхер возглавляет сразу шесть таких фирм: ООО «Парус», ООО «Ресурс», ООО «Центральный», ООО «Маяк», ООО «Развитие», ООО «Содействие». В ООО «Развитие» он также является и учредителем вместе с другими руководящими работниками Буркоопсоюза: председателем правления Долгор Норбоевой и Людмилой Гончаровой.
Председатель ПО «Центральный рынок» Наталья Воронина – одновременно учредитель и директор ООО «Буркооппром». Ее компаньоны в этой коммерческой фирме – все тот же Леонид Бляхер и Долгор Норбоева. Причем, доля каждого из них в уставном капитале, а значит, и в прибыли, больше, чем доля всего Буркоопсоюза.
Наталья Воронина также возглавляет ООО «Фортуна» и является председателем правления ПО «Кооператор» (председатель совета последнего, разумеется, Леонид Бляхер).Зачем, спрашивается, нужны все эти ООО, когда и традиционные потребительские общества могли бы нормально заниматься своей уставной деятельностью на исконно своих, заметьте, рынках и базах? Может ли быть эффективным менеджером человек, сидящий, как Леонид Бляхер, сразу на девяти руководящих креслах? Чьи интересы он будет ставить выше – потребительских обществ, их пайщиков или ООО? Вопросы нериторические.
Давайте, к примеру, представим такую ситуацию. Есть некий центральный рынок. Находится он вроде бы в кооперативной собственности. Но заинтересованными руководящими лицами создается ООО, которое арендует по минимальной цене самые выгодные торговые площади. А потом сдает их в аренду уже по максимальной цене. Кроме того, ООО получает возможность поставить на лучших торговых местах своих продавцов и реализовывать собственные товары, диктуя цены на рынке.
Где окажется наибольшая часть арендной платы? Куда поступит львиная доля торговой выручки? Разумеется, в ООО. А вот пайщики потребительского общества, которому формально принадлежит рынок, останутся с носом. Равно как и местные сельхозпроизводители, которым на такой рынок попасть просто невозможно и остается одно - сбывать свою продукцию по дешевке перекупщикам, в том числе этому самому ООО. Если оно еще и снизойдет до них…Про налоги мы уж и не говорим. Но самая страдающая сторона – население. Высокая арендная плата, получаемая фирмами-прокладками, отсутствие здоровой конкуренции между продавцами ведут к росту цен на товары, прежде всего продовольственные. Иными словами, постоянно растущие аппетиты создателей ООО оплачиваем мы с вами. А социальная миссия потребительской кооперации сводится к нулю…
Мясной трафик
Кстати, о мясе. Буркоопсоюз, получающий господдержку на закуп сельхозпродукции у населения родной республики, почему-то активно закупает мясо в далекой Белоруссии. Может, с географией у руководящих кооператоров нелады или тамошний «батько» милее их сердцу, чем глава Бурятии?
Например, недавно на Центральный рынок поступила крупная партия свинины из союзного государства. Не исключено, что это мясо под видом «экологически чистой продукции местных сельхозпроизводителей» окажется на прилавках в ходе широко разрекламированной мясной ярмарки в предстоящие выходные.
Между тем, качество белорусской свинины часто вызывает серьезные нарекания. Так, весной Россельхознадзор взял под особый контроль задержанную на контрольном посту «Рубеж» в Слюдянке фуру с 20 тоннами мяса. Грузовик следовал из белорусского города Слуцк в Улан-Удэ.
Для справки: Слуцк является одним из центров производства свинины в Белоруссии и находится в 320 километров от Чернобыля.
В Буркоопсоюзе наотрез отказались комментировать эти обстоятельства.
Но самые скандальные эпизоды деятельности Леонида Бляхера на посту председателя Буркоопсоюза связаны с распродажей кооперативной собственности. Наиболее показательный пример – продажа в 2008 году торгового склада площадью более 220 кв. м, расположенного в центре г. Улан-Удэ на ул. Воровского, 50 (База Буркоопсоюза). Его рыночная стоимость, по оценке экспертов Забайкальской лаборатории судебной экспертизы, составляла более 2 млн 400 тыс. рублей. Ежемесячный доход потребкооперации от сдачи этого объекта в аренду частному предпринимателю превышал 72 тыс. рублей. И арендатор готов был выкупить склад в собственность по рыночной цене.
Но вместо этого склад был продан супруге Леонида Бляхера – Галине Захаровой – всего за… 120 тыс. рублей. По данному факту в отношении Леонида Бляхера было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 201 УК РФ (Злоупотребление полномочиями).
Стороной защиты следствию было предъявлено решение Совета Буркоопсоюза о продаже склада, принятое якобы 15 января 2008 года. А также оценка рыночной стоимости склада в 120 тыс. рублей, произведенная ООО «Атлант» по заказу Буркоопсоюза. Правда, на следствии выяснилось, что и это ООО учреждено работниками аппарата Буркоопсоюза, то есть зависимыми от Леонида Бляхера людьми. Зато как удобно распоряжаться кооперативной собственностью – сами заказываем оценку, сами оцениваем, сами продаем!
Любопытно, что, согласно представленным следствию документам, Леонид Бляхер на Совете, где решался вопрос о продаже склада его супруге, не присутствовал. Хотя его помощница показала, что именно он отдал распоряжение о созыве Совета «для решения текущих вопросов», но потом внезапно укатил в Кяхту. И последующий договор купли-продажи он, видите ли, тоже не подписывал. Его подписал заместитель председателя Правления Буркоопсоюза Филипп Башкуев.
Сложно избавиться от ощущения, что вся эта галиматья родилась задним числом. Но уголовное дело в отношении Леонида Бляхера все-таки прекратили за отсутствием в его действиях состава преступления: дескать, не участвовал, не знал, не подписывал.
Что это за председатель Совета Буркоопсоюза, который не в курсе готовящейся продажи кооперативного объекта рыночной стоимостью в два с половиной миллиона рублей? Как мог Леонид Бляхер не знать о том, что склад покупает его жена? Этими вопросами следствие почему-то не стало задаваться…
И понеслось, закружилось! Здание конторы и земельный участок в с. Турка, принадлежавшие некогда местному коопзверопромхозу, были проданы работнику аппарата Буркоопсоюза Михаилу Чимитову. На автобазе Буркоопсоюза появились частные гаражные боксы, построенные за счет предприятия для руководящих кооператоров, в том числе и Леонида Бляхера.
В общем, как доказал некогда выдающийся «прихватизатор» Чубайс, стоит только начать…
Семейный подряд
Разумеется, прихватить за пять-семь годков всю кооперативную собственность, которая создавалась трудом нескольких поколений, невозможно. Одному точно не осилить. Надо готовить себе на подмогу и смену близких людей. В Буркоопсоюзе начал формироваться «семейный подряд». Зять Леонида Бляхера – Александр Черноусов, в прошлом сотрудник одной из силовых структур, не имеющий опыта хозяйственной деятельности, уже устроен на должность председателя правления крупнейшего в системе ПО «Универсальная торговая база Буркоопсоюза». Такую же должность он занимает в ПО «База Буркоопсоюза». А также является председателем Совета Селенгинского райпо.
Возможно, все это и есть часть «стратегии интегративного развития потребительской кооперации», ставшей темой кандидатской диссертации Леонида Бляхера. С чего ж еще начинать интеграцию в кооперации, как не с ячейки общества - собственной семьи?
Выход есть – выбор есть!
Но, похоже, добросовестных и старейших работников кооперации Бурятии, которые реально тянут лямку в потребительских обществах, а не в новосозданных ООО, всерьез достал семилетний «бляхеризм». В преддверии отчетно-выборного собрания в рядах кооператоров четко обозначилась оппозиция нынешнему председателю Совета Буркоопсоюза. Знаковым событием стало решение заслуженного работника торговли РБ Владимира Фомицкого о выдвижении своей кандидатуры на пост председателя Совета Буркоопсоюза.
Владимир Фомицкий работает в системе потребкооперации Бурятии с 1969 года. Начинал простым шофером-продавцом автолавки, шесть лет возглавлял Селендумский совхозрабкооп, ныне – председатель Совета ПО «Универсальная торговая база Буркоопсоюза». Именно это потребительское общество «вытянуло» из кризисного состояния и успешно развивает множество кооперативных предприятий в районах Бурятии – пекарен, цехов, магазинов. Создает новые производства и рабочие места (например, недавно открылся цех по приему и переработке молока в с. Ташелан Заиграевского района). Именно по объектам ПО «Универсальная торговая база Буркоопсоюза» сам же Леонид Бляхер гордо возил председателя Центросоюза Евгения Кузнецова во время его визита в Бурятию.
По словам Владимира Фомицкого, у него состоялся «принципиальный разговор» с Леонидом Бляхером.
- Он пригласил меня и просил обеспечить поддержку его кандидатуры представителями нашего потребительского общества. Я ответил, что не буду этого сделать, так как не могу давить на людей. И сам не согласен с действиями руководства Буркоопсоюза и его лично. В том числе с навязыванием для реализации в нашей торговой сети северокавказской водки, с созданием всевозможных ООО, с кадровыми решениями. Вскоре мне позвонили из отдела кадров Буркоопсоюза и сообщили, что нужно прийти на заседание Совета, где будет рассматриваться вопрос о моем увольнении. Эта попытка давления стала последней каплей.
Другой альтернативой Леониду Бляхеру на предстоящем отчетно-выборном собрании Буркоопсоюза может стать руководитель Мухоршибирского сельпо Юрий Полянский. Когда верстался этот номер, стало известно, что в Мухоршибири проходит собрание пайщиков, на котором рассматривается вопрос о его выдвижении. Но пока связаться с Юрием Полянским нам не удалось.
Можно ожидать выдвижения и еще одной кандидатуры, связанной с потребкооперацией карьерными корнями и подкрепленной административным ресурсом. Думается, для республиканской власти было бы неправильно занять позицию стороннего наблюдателя. От состояния потребкооперации зависит социальное самочувствие десятков тысяч жителей, прежде всего на селе. Важно законными методами исключить возможность фальсификаций и давления не только на кандидатов, как в случае с Владимиром Фомицким, но и на представителей потребительских обществ, которым предстоит сделать судьбоносный для потребкооперации Бурятии выбор.
Леонид Русаков, для «Номер один».