Окончательное решение вопроса детских садов
В конце прошлого года президент Владимир Путин подписал
новый закон об образовании, в котором, в частности, исчез пункт о том, что
родители оплачивают максимум двадцать процентов от затрат дошкольного
учреждения на содержание ребенка, а остальные расходы покрывают муниципальные
или региональные власти. Для чего это было сделано, в министерстве образования
не пояснили, но можно предугадать, к чему это может привести.
Школы и дошкольные учреждения, даже по официальным
заявлениям чиновников, с некоторых пор превратились в учреждения, предоставляющие
населению социальные услуги. А цены на услуги, как и на любой товар, вытекают
из себестоимости и отношения спрос--предложение. Конечно, если другое не
оговорено специальным законом.
«С момента вступления в силу
нового закона сумма, оплачиваемая родителями за содержание детей в детских
садах, может измениться, как в сторону увеличения, так и уменьшения», - сообщили
нам в министерстве образования Бурятии.
Однако ждать того, что детские
сады начнут снижать оплату для родителей, вряд ли стоит. Количество детей в
Улан-Удэ, нуждающихся в детских садах, намного превышает возможности дошкольных
учреждений. То есть налицо огромное превышение спроса над предложением, что в
условиях рыночной экономики неизбежно влечет за собой рост цены.
При этом закон не ограничивает верхнюю
планку возможного роста цен.
«Установление размера родительской
платы будет находиться в компетенции учредителя дошкольных образовательных
учреждений. При этом он вправе не взимать ее с отдельных категорий родителей»,
- сказали в министерстве.
Так как большинство детских садов
является муниципальной собственностью, то в Улан-Удэ размер оплаты будет
устанавливать администрация города. А город, напомним, в последнее время
испытывает большие проблемы с финансами. Раньше повышать цены сверх 20 % от расходов
было нельзя, теперь можно. А значит рано или поздно это произойдет.
Посредством этого закона
государство решает сразу несколько задач. Первое и самое главное состоит в том,
что благодаря ему изначально убыточная «социалка» превращается в коммерчески эффективное
направление. Ведь теоретически мы можем прийти к тому, что родители будут
оплачивать сто процентов расходов детсада, а государству тратиться вообще не
придется, исключая расходы на ремонт и другие капитальные задачи.
Еще одна существенная выгода состоит в окончательном решении проблемы очередей. Сегодня на очереди в детские сады Улан-Удэ состоят несколько тысяч детей, причем, многие имеют возможность получить место, лишь когда ребенок пойдет в школу. Это обстоятельство сильно портит статистику и немало огорчает городских и республиканских чиновников, и реальных методов решения проблемы нет.
Но если проблему нельзя решить, то
ее можно снять, сделав услугу недоступной большинству нуждающихся в ней. Ведь с
ростом цены за услуги детских садов многие родители окажутся просто
неспособными оплатить ее и откажутся от места в очереди, здраво рассудив, что
лучше мать посидит с ребенком, чем семья будет платить большие деньги детскому
саду.
Замечательный закон, позволяя
убить сразу несколько зайцев, проблемы родителей она не решает, а наоборот,
усугубляет. А утверждали, что реформы направлены на улучшение условий жизни
людей.
Владимир Бадмаев, «Номер один».