Неуловимая химера
В России со среды, 12 июня, на сигаретных пачках производители обязаны в соответствии с недавно вступившим в силу «антитабачным» законом, размещать изображения, призванные иллюстрировать вред табакокурения. На пачках будут размещаться весьма натуралистичные фотографии с надписями «Онкозаболевание», «Самоуничтожение», «Старение», «Ампутация», «Мертворождение»
С табаком человечество начало бороться ещё до того, как он был завезён в Европу в 15-ом веке. А первым государственным лидером, разработавшим антитабачную идеологию и пропаганду в новой истории стал ....Гитлер. Но даже он не смог справится с этой напастью. Почему же Минздрав России считает, что это ему по силам?
Как мне кажется, курение нужно рассматривать не только с точки зрения пагубных последствий для здоровья каждого конкретного курильщика. У людей разное отношение к своему здоровью и образу жизни. Тот, кто следует принципам «нет яда», никогда не закурит и не даст этого сделать своим детям, пока они маленькие. А тому, кто уже курит, на самом деле наплевать на страшные фотографии.
Что касается курения как социально- экономического явления, то тут всё гораздо сложнее. Это не вопрос выбора, это скорее статистический компромисс. Всемирная организация здравоохранения каждый год отмечает рост числа курильщиков и смертности от заболеваний, вызванных курением. Это большие цифры.
«Табачная эпидемия убивает около 6 миллионов людей в год, эта цифра включает и 600 тысяч некурящих людей, причиной смерти которых является вдыхание табачного дыма. Все эти люди умирают из-за рака легких, болезней сердца и других заболеваний. Если эту эпидемию не остановить, то к 2030 году это число достигнет восьми миллионов в год. Употребление табака является одним из факторов риска для шести из восьми основных причин смерти в мире»- сообщается на сайте ВОЗ.
При этом организация не даёт цифр по эффективности графических изображений на упаковках сигарет, а лишь только констатирует их эффективность.
«Графические предупреждения на упаковках табачных изделий сдерживают потребление табака, однако только 15 стран, в которых проживает 6% от общей численности населения нашей планеты, обязывают использовать наглядные предупреждения, занимающие не менее 30% основной поверхности. Более 40% мирового населения проживает в странах, которые не принимают мер по предотвращению использования вводящих в заблуждение или обманных надписей на упаковках, например, таких как "легкие" и "с низким содержанием смол", из которых фактически ни одно отнюдь не свидетельствует о каком-либо снижении риска для здоровья».
Более эффективной, нежели страшные картинки, выглядит стратегия запрета курения в общественных местах.
«Более половины стран в мире, на которые приходится около двух третей общей численности мирового населения, разрешают курение в государственных учреждениях, на рабочих местах и в других закрытых помещениях. Политика, направленная на запрет курения на рабочих местах, которая проводится рядом промышленно развитых стран, позволила сократить общее потребление табака среди работников в среднем на 29%.»
Но самой эффективной является стратегия повышения акцизов на табачную продукцию, которое влечёт за собой удорожание самого продукта, то есть отчасти делает его недоступным для населения. Причём для населения бедного и менее сознательного в отношении своего здоровья.
«Увеличение налогов на табачные изделия на 10% обычно приводит к снижению потребления табака на 4% в странах с высоким уровнем дохода и приблизительно на 8% – в странах с низким и средним уровнем дохода. Повышение цены на табачные изделия на 70% может привести к сокращению числа всех случаев смерти, связанных с табаком, не менее чем на одну четверть».
Отсюда вопрос. Если эта мера так эффективна, почему бы, руководствуясь гуманистическими принципами, не пойти до конца? То есть вообще запретить табак? И тут борцы с химерой сталкиваются с той же проблемой, которая встала перед Гитлером.
Россия – второй по величине табачный рынок в мире, после Китая. А доход от табачных акцизов в бюджет страны ещё в 2009- ом году обогнал водку и составил почти 200 миллиардов рублей. С тех пор стоимость акцизов растёт на 40% в год, принося стране доход, сравнимый с расходами на всё здравоохранение, в том числе на антирекламу табака. Между тем количество курильщиков продолжает неуклонно расти, соответственно растут доходы государства и табачных компаний и расходы на здравоохранение. Замкнутый круг, который устраивает всех. Сами лечим и сами же калечим себя.