Языковой протест
Учителя бурятского языка на своем первом и историческом, как позже выяснилось, съезде сформулировали список требований к Народному Хуралу, главное из которых – введение бурятского языка в школах в качестве обязательного предмета. Учителя также предостерегли депутатов от межэтнических конфликтов в Бурятии и… не обошли вниманием ситуацию на Украине.
Исчезающий язык
Съезд прошел в довольно бодром темпе, несмотря на тесноту и духоту в переполненном помещении – на 110 мест оказалось более 160 участников, большую часть которых составили учителя бурятского языка из разных районов республики. Тональность выступлений варьировалась от примирительных до радикальных. Хотя к концу конференции требовательные нотки стали звучать все чаще.
Тон обсуждению был задан в самом начале словами о вымирании бурятского языка и необходимости его спасения. Закон об образовании, в котором прописывается добровольность изучения бурятского языка, лишь подстегивает этот процесс, считают учителя, первыми забившие сегодня тревогу. Хотя после принятия закона ни одна школа пока не воспользовалась им и не отказалась от предмета, многие опасаются, что изменения наступят с новым учебным годом.
Волну негатива попытался подретушировать замминистра образования РБ Александр Бочеев, сообщивший о принятии государственной программы сохранения и развития бурятского языка до 2019 года, согласно которой на эти цели будет тратиться ежегодно около 20 миллионов рублей.
Проблемы, препятствующие введению обязательного изучения языка, по его мнению, не зависят от действий властей.
«Существует проблема неприятия внедрения бурятского языка в учебный процесс, как со стороны родителей, так и со стороны отдельных руководителей школ со ссылкой на дефицит фонда учебных часов и далекого от идеала обеспечения условий преподавания языка», - сказал Александр Бочеев.
На примере Крыма
Председатель Общественной палаты Бурятии Владимир Прокопьев также считает, что для обязательного преподавания бурятского языка в школе должно быть желание всего сообщества, а также политическая воля руководства республики. Особенно актуальным вопрос языка стал, по его мнению, в связи с последними событиями в Крыму и обращением президента Путина по этому поводу.
«Когда в докладе прозвучало, что официальными языками Республики Крым объявляются три языка - русский, украинский и крымско-татарский, весь зал встал и бурными аплодисментами встретил это сообщение. В это же время в зале находились представители высшего руководства республики - глава и председатель Народного Хурала. Наверняка они тоже стоя приветствовали», - сказал общественник.
Коммунист Федор Бураев сообщил, что обязательность изучения языка титульной нации практикуется в нескольких республиках РФ. Он предложил своим коллегам депутатам пересмотреть закон об обязательности изучения языка на апрельской сессии Народного Хурала. Также он предложил написать письмо с прилагающейся резолюцией съезда Владимиру Путину, что было поддержано участниками.
Интересно, что дискуссия о судьбе бурятского языка на съезде первоначально велась на русском. На этом акцентировал дид-хамбо лама Дагба Очиров, несколько эмоционально выступивший на бурятском языке, раскрыв свою теорию религиозной мысли.
«Такое впечатление, что мы стыдимся родного языка, что нам неудобно. Надо это преодолевать. Не стоит забывать, что бурятский язык – это еще и язык веры. Если бурят зайдет в дацан и будет молиться не на родном языке, то бог его не услышит», - сказал он.
Язык – не товар
«Мы не можем равнодушно относиться к тому, что происходит сейчас в республике в языковой сфере. Нас беспокоит то, что один из государственных языков нашей республики, язык народа, который является титульным народом Бурятии, в сфере образования рассматривается как язык второй и даже третьей степени важности после русского и иностранного языков», - обратилась к депутатам хурала учительница Аршанской СОШ Маргарита Шохоева.
Она также подвергла критике моду на бурятский язык, активно поддерживаемую правительством:
«Мы не понимаем отношения к бурятскому языку как к некому товару на рынке, который нужно продвигать, продавать по мере спроса, формировать на него моду, и считаем такое абсолютно недопустимым. Есть темы, по которым не применимы рыночные подходы и потребительское отношение», - сказала она.
Бурятский язык нужно всем изучать в обязательном порядке, потому что, по ее мнению, это является фактором межэтнического взаимопонимания. Отсутствие же такового приводит к тяжелым последствиям, что можно видеть на примере Украины, где сегодня «внуки и правнуки тех, кто проливал кровь на полях Великой Отечественной войны, скандируют фашистские лозунги и разрушают исторические памятники», - заявила Маргарита Шожоева. В заключение она обратилась к депутатам с призывом законодательно закрепить положение об обязательности изучения и русского, и бурятского языков во всех школах республики.
Конституция не запрещает
Подвел итог выступлениям юрист, преподаватель конституционного права в БГУ Алдар Эрдынеев, раскрывший тему с правовой точки зрения.
«Если кратко, то Конституция и федеральные законы позволяют вводить в республике обязательность изучения национального языка. Прямого запрета там нет, республики сами решают, вводить обязательность изучения языка на своей территории или нет», - сказал он.
Напоминаем, именно нормы Конституции стали главным аргументом противников обязательности изучения языка.
«Тут надо различать. Есть изучение предметов на национальном языке, например, физики, химии. Здесь Конституция устанавливает запрет на обязательность преподавания именно на бурятском языке. Но изучение самого бурятского языка как самостоятельного предмета может быть введено как обязательное. Изучать национальные языки в обязательном порядке можно», - резюмировал юрист.
В заключение учителя и гости съезда приняли резолюцию, в которой главным пунктом внесли требование об обязательности изучения бурятского языка в школах. В числе первоочередных задач учителя также предложили принять меры по обеспечению методическим комплексом, электронными ресурсами, усовершенствовать систему подготовки кадров, предусмотреть достойное финансовое обеспечение, разработать финансовые нормативы для учителей, увеличения часов преподавания и введению экзаменов для учащихся по бурятскому языку в 9 и 11 классах.
Владимир Бадмаев, «Номер один».